АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РЕЧИ

Даркулова К.Н., Адырбаева К., Смаилхан А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Количество детей с нарушениями речи с каждым годом неуклонно растет. Думаем, что вряд ли кто-то будет оспаривать факт, что детей дошкольного возраста без речевых проблем нет. А иначе не существовала бы целая наука – «Методика развития речи дошкольников».

По данным О.А. Степановой, Т.Б. Филичевой и др., от 60 до 90 % детей дошкольного возраста имеют те или иные проблемы, и чаще всего это именно речевые нарушения разной степени сложности. [1] Такие дети попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и инклюзивный поход к образованию этих детей также совершенно правомерно применяется. Дети с разнообразными нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, ринолалия и др., чаще всего обучаются в специализированных речевых детских садах [2, с.134]

Но существует и большая группа детей с негрубыми нарушениями речи, такими как, например, нарушение произношения отдельных звуков, когда у ребенка неправильно произносятся или отсутствуют 1–2 звука или отдельные группы звуков, и больше никаких нарушений, казалось бы, нет. В детском саду такие дети оказываются в условиях инклюзии. Тем не менее, более углубленное обследование показывает, что у этих детей, кроме отдельных нарушений звукопроизношения, имеются и другие нарушения речевых и неречевых функций, которые в ряде случаев становятся проблемой для этих детей и препятствуют комфортному включению этих детей в социум, в нашем случае – в детский коллектив. Поэтому проблема инклюзии и для таких детей тоже актуальна. [3]

О необходимости инклюзивного подхода как к детям с проблемами речи, так и без проблем говорит и тот факт, что у дошкольников (независимо от здоровья) еще не развита эмоциональная сфера, а отсюда – невладение интонацией речи. Как известно, у детей с дизартрией, с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями наблюдается бедность интонационной стороны речи. Но оказывается, что и дети без явных признаков речевых нарушений также испытывают проблемы с интонационной и мелодической организацией речи. [4] Так, некоторые дети испытывают трудности в восприятии и воспроизведении изменения высоты тона голоса, которое является неотъемлемым компонентом мелодического рисунка фразы. Поэтому совместные занятия в театральной студии детей с речевыми нарушениями и детьми, не имеющими данных нарушений по развитию интонационной выразительности речи, полезны всем категориям детей. И с другой стороны, такие совместные занятия крайне важны и с точки зрения развития у всех детей коммуникативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение друг к другу, стремление помочь в выполнении заданий. Дети начинают толерантно относиться к трудностям, проявляющимся у их сверстников.

Еще одна проблема в развитии речи дошкольников – это их диалогическая речь, которая, на наш взгляд, будет успешна в инклюзивной обстановке. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального кружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. [5, с.51] Развитие диалогической речи позволяет детям с проблемами недоразвития речи слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника. Следовательно, обладая навыками диалогической речи, дошкольникам с нарушениями речи будет легче включиться в общеобразовательное пространство школы. При этом формирование диалогической речи гораздо успешнее проходит в играх с использованием народной педагогики. Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками, требуют ориентировки на партнера, необходимости слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза; установки на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему, поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы), приветствия, прощания, обхождения). [5, с.52]

В процессе развития и становления дети осознают имеющиеся у них проблемы, сравнивают свои возможности звукопроизношения и донесения мысли с возможностями других детей и взрослых. Здесь возможны два варианта развития событий: оптимистичный и негативный. Эффективность инклюзии мы видим и в том, что ребенок, попадая в среду своих весьма разных сверстников становится коммуникабельнее и процесс его реабилитации и социализации будет проходить скорее. Или же такие дети могут замкнуться и вообще свести общение к минимуму, когда часто сталкиваются с недопониманием окружающих. Например, рассмотрим случай, когда ребенок долгое время не общался с членами своей семьи из-за того, что они постоянно переспрашивали, недопонимали сказанное ребенком, ругали, просили объяснить понятнее, сказать четче. Такие дети могут сторониться сверстников из-за того, что они передразнивают их, подшучивают, смеются; могут отказаться от публичных выступлений; могут отказаться от осуществления своих желаний из-за имеющихся ограничений; могут быть обидчивы, ранимы, плаксивы, неуверенны в себе и своих возможностях; могут стать замкнутыми, непонятыми, одинокими, малообщительными или наоборот – агрессивными, озлобленными, эмоционально возбудимыми. [6, с.97]

Инклюзивный подход предполагает и более эффективное сотрудничество с родителями, которые могут получить разнообразные новые для себя знания, и по-новому взглянуть на своих детей ( с отклонениями или без), лучше понять и реальные достижения ребенка, и оценить те трудности, которые он может испытывать.

Инклюзивная среда для детей - организация совместной работы детей с нарушениями и без них, специалистов, воспитателей, родителей по реализации инклюзивного подхода в разных формах, интересных для детей и для взрослых, адекватных в плане учета возрастных и личностных особенностей детей, позволяет в условиях массовой группы детского сада создать психологически комфортную обстановку, в которой каждый из детей имеет возможность и преодолеть имеющиеся у него проблемы, и в максимальной степени проявить и развить имеющиеся у него способности.

Инклюзивная среда для детей с нарушениями речи должна быть организована таким образом, чтобы способствовать коррекции имеющихся недостатков у дошкольников и в целом подготовить данную категорию детей к обучению в школе. [7, с.128 ]

Подводя итоги, нужно отметить: речь – это процесс коммуникации, ведущее средство общения, которое сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого малыша. От умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками и статусное положение в сообществе. Значит развивать ее можно только в условиях инклюзии.

Использованная литература

  1. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст]: учебно-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000

  2. Козлова Ю.Г., Васильева В.С. Инклюзивный подход в системе дополнительного образования. В кн.: Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с. С. 132-139 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/ 123456789/759/Инклюзивное образование сб.мат-лов.pdf?isAllowed=y&sequence=1

  3. Вакуленко, Л.С. Дошкольная логопедическая служба в свете инклюзивного обучения [Текст] / Л.С. Выготский // Логопед. – 2011. – № 4. – С. 11–18.

  4. Степанова, О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / О.А. Степа- нова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с

  5. Босовец А.Р. Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР III уровня как условие их успешной инклюзии в общеобразовательное пространство школы В кн.: Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с. С. 49-55 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/ 123456789/759/Инклюзивное образование сб.мат-лов.pdf?isAllowed=y&sequence=1

  6. Гиниятулина Э.А. Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья В кн.: Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с. С. 95-99 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/ 123456789/759/Инклюзивное образование сб.мат-лов.pdf?is Allowed=y&sequence=1

  7. Ковалёва А.А. Создание инклюзивной среды для детей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных организаций - В кн.: Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с. С. 127-132 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/ 123456789/759/ Инклюзивное образование сб.мат-лов.pdf?isAllowed=y&sequence=1

Просмотров работы: 986