В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, нужно только суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, которая создаёт условия для творческого развития учащихся. Вследствие этого проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристического метода обучения является одной из наиболее актуальных.
Известно, что в разное время вопросами эвристического обучения занимались преподаватели различных школ и направлений. В результате их работы не возникло ничего принципиально нового, а происходило лишь перекомбинация исходных элементов, положенных на какую-либо новую тему, что в последствии облегчало работу других учителей в выборе нового метода или технологии.
Целесообразно отметить, что при кажущемся обилии научного материала по этой тематике приходится признать, что конкретного фактического материала, который позволяет строить обучение школьников по технологии эвристического обучения (ТЭО), попросту нет. Эвристическое обучение - предмет многих публикаций, но пласт проблемы еще не поднят.
Эвристическое обучение известно нам уже со времен Сократа, который мастерски использовал беседу не как предоставление новых знаний, а как нахождение их людьми, с которыми он непосредственно беседовал. Процесс познания для Сократа есть перевод уже имеющихся знаний человека из скрытого состояния в явное, реальное и соответствующее действительности. Он учил своих воспитанников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал их последовательно развивать спорное положение, приводил к постижению абсурдности исходного утверждения, а затем методом поиска истины наводил на верный путь.
Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, которая намечена учителем, а позднее – формулировать ее самому.
В соответствии с требованиями, которые предъявляются современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие эвристического мышления, которое обеспечивает возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.