На сегодняшний день специальную оценку условий труда должна осуществлять независимая служба аккредитованная на данный вид деятельности. Порядок регулирования отношений, возникающих в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на безопасные рабочие места должен определенным образом регламентироваться. Порядок регулирования изложен в Федеральном законе РФ № 426 от 28.12.2013 г. и соответствующих государственных нормативных требованиях охраны труда. Федеральный закон РФ № 426 от 28.12.2013 г. устанавливает правовые и организационные основы, а также порядок проведения специальной оценки условий труда. Определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Результаты СОУТ применимы для разных целей, таких как:
– оказание влияния на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
– учет гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам работодателем;
– определение требований для правильного планирования и реализации различных мероприятий по оценке труда (профосмотры, приобретение средств индивидуальной защиты).
Предприятие не может проводить самостоятельно специальную оценку непосредственно в своих целях,для своего использования. Так как любой работодатель заинтересован в экономии средств, сокращении расходов на компенсации работникам, трудящимся во вредных условиях труда. В таких случаях привлекаются организация, проводящая СОУТ по договору подряда.
В качестве примера рассмотрен испытательный лабораторный центр (далее – ИЛЦ) ООО «ПромЭксперт» в г. Оренбург. ИЛЦ занимается исследованием факторов производственной среды, оценкой характеристик работы вентиляционных систем, оформлением паспортов пылегазоочистных установок, расчетом кратности воздухообмена помещений, экологическим контролем на границах санитарно-защитной зоны. В штате ИЛЦ на данный момент 6 специалистов и 1 стажер. Опыт работы в заявленной области аккредитации от 4 до 15 лет. Дополнительное профессиональное обучение эксперты проходят в учебном центре «Эко-сфера» в г. Москва один раз в три года. На данный момент ИЛЦ проходит первый этап процедуры аккредитации в Росаккредитации –документарную проверку. Эксперты по аккредитации изучают СМК ИЛЦ, паспорт лаборатории и заявленные в области аккредитации методы испытаний.
В соответствии со статьей 19 ФЗ-426 у организации, проводящей СОУТ, должна быть в качестве структурного подразделения испытательная лаборатория, аккредитованная национальным органом по аккредитации, с областью аккредитации соответствующей требованию ст.13 ФЗ-426, наличие не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору, а том числе не менее одного эксперта имеющего одну из специальностей – общая гигиена, гигиена трудаисанитарно-гигиенические лабораторные исследования. Так же в уставе документа организации в качестве одного из основных видов деятельности должна быть указана СОУТ. Все выше перечисленные требования ИЛЦ ООО «ПромЭксперт» выполнены [2].
При условии выполнения всех требований организация направляет заявку с копиями подтверждающих документов в Минтруд РФ, где при положительном решении организация получает уведомление о внесении в реестр организаций, проводящих СОУТ.
Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется с целью обеспечения доверия к результатам оценки соответствия, которая позволит добиться общественного признания и заслужить доверие у потребителей. Основная цель любой заинтересованной в этой области компании – это наладить стабильно растущий и успешный бизнес. Достойно удерживать лидерство в конкурентной борьбе удается тем компаниям, которые способны производить качественные услуги. Основным инструментом, обеспечивающим доверие и признание потребителей, является аккредитация испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации. На сегодняшний день аккредитация стала одним из инструментов повышения качества и конкурентоспособности услуг, оказываемых испытательными лабораториями, на уровне отдельных секторов экономики. Результаты аккредитации подтверждаются ее критериями:
1. Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству.
2. Наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение лабораторией требований данных документов.
3. Наличие у работников (работника) лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц высшего образования, либо среднего профессионального образования, опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации.
4. Наличие у работников, участвующих в выполнении работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц [3].
Если ИЛЦ соответствует критериям аккредитации, то в дальнейшем подтверждением успешного прохождения процедуры аккредитации является аттестат аккредитации в утвержденной область аккредитации. Потребитель может сделать вывод о доверии испытательной лаборатории установленным критериям аккредитации. На сегодняшний день в связи с изменениями в ФЗ-412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аттестат является бессрочным документом. Для постоянного поддержания системы менеджмента качества (далее СМК) на высоком уровне испытательной лаборатории приходится регулярно проходить подтверждение компетентности и проверку на соответствие требованиям СМК. Аккредитация и результаты проверки компетентности говорят о том, что организация достигла соответствующего уровня развития. У нее есть надежные механизмы постоянного улучшения качества работ и услуг, которые она предоставляет [4].
Чтобы добиться доверия потребителя, организации, проводящие СОУТ должны иметь безукоризненнуюрепутацию, а также беспристрастных и компетентных экспертов. Наличие положительных экспертных заключений в результате государственной экспертизы, отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков. Так же необходимо обладать безупречным послужным списком, иметь технически оснащенный парк средств измерений и нормативную документацию, внедренную,работающую СМК по ГОСТ Р 9001-2015 «Системы менеджмента качества» и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [5].
В соответствии с ГОСТ Р 9001-2015 СМК организации должна устанавливать требования по мониторингу данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий. Организация должна определить методы мониторинга и анализа этой информации, с целью отслеживания удовлетворенности потребителей. Примеры мониторинга восприятия потребителями могут включать опрос потребителей, отзывы от потребителей о поставленных продукции и услугах, встречи с потребителями, анализ доли рынка, благодарности, претензии по гарантийным обязательствам и отчеты дилеров [6].
Подводя итоги, следует отметить, что наличие СМК испытательной лаборатории, соответствующей критериям аккредитации, изложенным в Приказе Минэконоразвития России №326 от 30.05.2014 года и выполненные требования к организациям, оказывающим услуги по СОУТ, в соответствии с ФЗ № 426 от 28.12.2013 года, позволяют пользоваться абсолютным доверием со стороны потребителей и быть уверенным в качестве оказываемых услуг.
Список использованных источников
1Ситка, И. В. Специальная оценка условий труда : учебное пособие / И. В. Ситка, С. И. Синцов, Т. В. Митрофанова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 133 с. 2 Федеральный закон 426–ФЗ «О специальной оценке условий труда». – Введ. 2013–28–12. – Москва, Кремль, 2013. – 29 с. 3 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 30 мая 2014 г. N 326 г. Москва "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации". – Введ. 2014-09-07. – Москва : Минэкономразвития России, 2014. – 60 с. 4 Федеральный закон 412–ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». – Введ. 2013–28–12. – Москва, Кремль, 2013. – 12 с. 5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. – Введ. 2012–01–01. – Москва : Стандартинформ, 2013. – 35 с.6 ГОСТ Р 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. – Введ. 2015–10–01. – Москва : Стандартинформ, 2015. – 23 с.