ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Лагутенко С.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», филиал в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Состояние и благополучие страны – тема, которая давно обосновалась в сознании наших граждан, а благодаря влиянию внешнеполитических и экономических факторов стала наиболее актуальна. Сейчас в нашей стране наблюдается явные проблемы дефицита бюджета, связанного с внешними изменениями на рынке. Дефицит федерального бюджета по итогам 2015 года составил 1,945 триллиона рублей, или 2,6 процента ВВП. Об этом сообщает Министерство финансов РФ. Расходы за год достигли 15,6 триллиона рублей, или 101,2 процента от бюджетной росписи [1]. Бюджет нашей страны сейчас тратиться в наибольшем объеме, чем раньше, и чтобы увидеть направления затрат денежного потока отобразим статистические данные на таблицах. Доходы госбюджета за 2015 год представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1 – Доходы госбюджета за 2015 год

Наименование

Процент, %

Сумма, трлн. рублей

Таможенные пошлины (ввозные и вывозные на нефть и газ)

31

4,2

Налог на добычу полезных ископаемых

17

2,3

Налог на добавленную стоимость

34

4,6

Акцизы

6

0,8

Налог на прибыль

3

0,45

Прочие

9

1,3

Итого

100

13,65

Как видно из таблицы 1, большую часть дохода составляют таможенные пошлины (далее ТП) на главные источники топлива нашей страны: нефть и газ. Так же стоит отметить высокий показатель налога на добавленную стоимость (далее НДС). В совокупности НДС и ТП составляют 65% от всего дохода средств в бюджет РФ. На третьем месте располагается налог на добычу полезных ископаемых и составляет 17% от общей суммы дохода. Такая тенденция говорит в первую очередь от сильной зависимости страны в поставках топливных ресурсов зарубежным заказчикам.

Так же проанализируем столь высокие затраты бюджета страны взглянув на статьи расхода. Расходы госбюджета за 2015 год представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Расходы госбюджета за 2015 год

Социальная политика

27

4,2

Оборона

20

3,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

14

2,2

Национальная экономика

15

2,4

Образование, культура, здравоохранение

7

1,1

Межбюджетные трансферы

5

0,8

Прочие

12

1,8

Итого

100

15,6

Из таблицы 2 можно сделать вывод, что основными статьями расхода являются социальная политика и оборона, составляющее 27% (4,2 трлн.руб.) и 20% (3,1 трлн.руб.) соответственно. Из этого следует, что внешнеэкономическая политика является одним из важнейших направлений нашей страны. Проанализировав данные полученные из таблицы 1 и таблицы 2 можно сделать вывод, что внешнеэкономическая политика, составляющая большую часть затрат российского бюджета, напрямую влияет и на его доход. Это вызвано в первую очередь тем, что одной из основных статей дохода РФ является таможенные пошлины на нефть и газ. Так же стоит отметить, что одним из главных доходов России был экспорт нефти за рубеж, и продаваемая стоимость сильно сказывалась на получение денежных средств с поставки данного товара. Если проанализировать колебания ценового периода экспортного товара, то можно увидеть, что тенденция снижения барреля нефти на прямую отражается на экономическом состоянии нашей страны. Проанализировав текущую связь, составим аналитическую таблицу для сравнения курса отечественной валюты по отношению к основной валюте мира.

В таблице 3 представлена тенденция изменения рубля по отношению к доллару на фоне падения цен за один баррель нефти [3],[4],[5],[6].

Таблица 3 – Динамика цен на нефть и курс доллара с июня 2014 до апреля 2016 года

Дата

Стоимость одного барреля в долларах

Темп роста в процентах

Курс доллара в рублях

Темп роста в процентах

01.06.2014

111,87

-

34,88

-

01.07.2014

106,98

-4,37%

33,84

-2,98%

01.08.2014

101,92

-4,73%

35,44

4,73%

01.09.2014

97,34

-4,49%

37,29

5,22%

01.10.2014

87,27

-10,35%

39,38

5,60%

01.11.2014

78,44

-10,12%

41,96

6,55%

01.12.2014

62,16

-20,75%

51,80

23,45%

01.01.2015

48,42

-22,10%

56,23

8,55%

01.02.2015

57,93

19,64%

69,66

23,88%

01.03.2015

55,79

-3,69%

62,22

-10,68%

01.04.2015

59,39

6,45%

57,65

-7,34%

01.05.2015

64,56

8,71%

51,13

-11,31%

01.06.2015

62,35

-3,42%

52,82

3,31%

01.07.2015

55,87

-10,39%

55,84

5,72%

01.08.2015

46,99

-15,89%

60,34

8,06%

01.09.2015

47,23

0,51%

66,71

10,56%

01.10.2015

48,12

1,88%

65,73

-1,47%

01.11.2015

44,42

-7,69%

63,79

-2,95%

01.12.2015

37,72

-15,08%

66,73

4,61%

01.01.2016

30,80

-18,35%

72,92

9,28%

01.02.2016

33,20

7,79%

76,32

4,66%

01.03.2016

39,07

17,68%

75,89

-0,56%

01.04.2016

37.6

-3,76%

67,85

-10,59%

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что связь этих двух тенденций пропорционально прямая, так как после изменения ценового состоянии нефти изменялся курс рубля на рынке мировых валют, в таблице для отображения данного фактора был взят доллар. Сбыт данной продукции являлся одним из основных источников дохода в связи с малой развитостью других направлений развития страны. Для удобства визуализации данной информации составим график, на котором отобразим изменение двух анализирующих показателей, что поможет увидеть зависимость данных факторов.

Рисунок 1 – График ежемесячного изменения цены нефти и курса доллара за период июнь 2014 - апрель 2016 год

На рисунке 1 отображена зависимость между ценой нефти и курсом доллара из таблицы 2, которая показывает, что экономический потенциал нашей страны в большей степени держал экспорт нефтяного бизнеса. В результате этого можно прийти к выводу, что дефицит бюджета страны напрямую зависит от экспорта продуктов нефтяной индустрии.

По предположительным данным Министерства финансов Российской Федерации дефицит бюджета по итогам 2016 года увеличится на 300 миллиардов рублей и составит 2,36 триллиона это 3% ВВП. При доходе в 13,74 трлн. рублей и расходе 16,1 трлн. рублей соответственно, уровень инфляции составит 6,4% [7]. Почти весь дефицит — 2,14 триллиона рублей — будет профинансирован из Резервного фонда, в котором, если бюджет будет исполнен в соответствии с планом, останется к концу года 1 триллион рублей, а с учетом дополнительных расходов и рисков бюджетная страховка обнулится [8].

Выходом из этой ситуации в первую очередь является дифференцированный подход к притоку денежных инвестиций в страну. Для начала нужно учитывать, что зависимость от деятельности или эксплуатации одного направления неприемлема. Во-первых, это огромные риски. Один источник дохода всегда имеет вариационный шанс в определенный момент иссякнуть, в результате чего страна оказывается в безвыходной ситуации. Во-вторых, развивая несколько направлений, государство не только устраняет опасность кризисного периода в случае отсутствия возможности сбыта товаров, но и создает новые рынки и возможности экономического потенциального роста. Но, несомненно, стоит отметить, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, Россия имеет профицит торгового баланса [9].

В сложившейся ситуации нужно учитывать, что оставлять страну в ее нынешнем положении нельзя, и нужны изменения, как в статьях дохода, так и в статьях расхода, чтобы сбалансировать баланс бюджета, а для этого необходимо:

- добавить новые источники дохода, уходить от зависимости экспорта нефтяного бизнеса;

- развивать импортозамещение, сделать промышленность и производство страны экономически эффективным;

- снизить расходы на статьи бюджета, которые не проявляют свою актуальность в нужной нам тенденции. Сейчас видно, что идет холодная война именно на рынке производства и сбыта. Поэтому вложения нашей страны в военное направление не всегда выгодно. Реализованная военная техника простаивает, а снижение расходов на 1%-2% существенно выровняет баланс бюджета РФ;

- увеличить статьи дохода бюджета;

- развивать новые рынки сбыта и сотрудничество с другими странами.

Подводя итоги, необходимо отметить, что дефицит бюджета в нашей стране начался еще в 2012 году [10], однако пиковых своих значений он достиг только в последние годы, сложившиеся кризисная обстановка: санкции, падение курса рубля, удешевлении нефти – все это в совокупности создало очень сложную обстановку, в результате которой приток денежных средств уменьшился, а если учитываться рост инфляции, то можно увидеть, что в это же время увеличился расход. В результате страна вынуждена использовать Резервные фонды, чтобы оставлять возможность погашения расходов.

Список использованных источников

  1. Дефицит бюджета России оказался меньше двух триллионов рублей [Электронный ресурс] // Российские новости «Лента»: сайт. 22 января 2016. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/01/22/deficit/ (дата обращения: 30.10.2016)

  2. Федеральный бюджет России [Электронный ресурс] // Всемирная интернациональная библиотека Wikipedia: сайт. 2 марта 2016. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральный_бюджет_России (Дата обращения 14.11.2016)

  1. Статистические данные курса нефти за баррель [Электронный ресурс] // Всемирный сборник статистических данных: сайт. 16 апреля 2016. Режим доступа: http://www.indexmundi.com/commodities/?commodity=crude-oil-brent&months=360 (Дата обращения 15.11.2016)

  2. Адушев М.Н. Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности России // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2015. № 1(24). С. 55–68.

  3. Адушев М.Н., Лоткова Е.П. Девальвация рубля: возможные преимущества и последствия для российской экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №7-1. С. 86-92/

  4. Динамика курса валюты Доллар США [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской федерации: сайт. 23 апреля 2016. Режим доступа: http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx?VAL_NM_RQ=R01235&date_req1=01.06.2014&date_req2=15.04.2016&rt=1&mode=1 (Дата обращения 16.11.2016)

  5. Дефицит бюджета РФ в 2016 году [Электронный ресурс] // Российский новостной ресурс «Русский курьер»: сайт. 7 октября 2015. Режим доступа: http://www.ruscur.ru/news/0/10/20/102024.shtml (Дата обращения 16.11.2016)

  6. Дефицит бюджета РФ в 2016 году может существенно превысить 3% ВВП — Силуанов [Электронный ресурс] // Политическо-экономический ресурс «INOSMI»: сайт. 1 декабря 2015. Режим доступа: http://inosmi.ru/economic/20151201/234640942.html (Дата обращения 16.11.2016)

  7. Путин: Развитие экономической ситуации позволяет проявлять сдержанный оптимизм [Электронный ресурс] // Газета «Взгляд»: сайт. 25 января 2016. Режим доступа: http://vz.ru/news/2016/1/25/790490.html (дата обращения 17.11.2016)

  8. Шестак О.И. Оценка эффективности регионального государственного и муниципального управления на основе материалов Камчатского края /О.И. Шестак // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 3. С. 79-89.

Просмотров работы: 639