ЗАКОН О «О ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГЕКТАРЕ»: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАКОН О «О ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГЕКТАРЕ»: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Чечель А.А. 1, Ткаченко Е.А. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г.Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исторически обусловленным направлением внутренней политики российского государства на протяжении нескольких последних столетий является окраинная политика. В условиях обширности территории России, многонационального состава населения, неравномерности в хозяйственном развитии регионов ключевой задачей правительства становится обеспечение единства страны, как национально-культурного, так и социально-экономического [1]. В последние годы федеральный центр уделяет особое внимание окраинам, особенно Дальнему Востоку. Проведение саммита организации АТЭС во Владивостоке в 2012 году, Восточного экономического форума в 2016 году были призваны показать, что самые дальние регионы страны не забыты, государство заботится об их развитии и «втягивании» в общее социально-экономическое пространство России.

Одним из наиболее значимых шагов, доказавших это, стало принятие в 2016 году федерального закона от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ, также известного как закон о «дальневосточном» гектаре (далее – Закон). Этот документ получил широкую огласку в СМИ, общественных кругах, привлек он внимание и научной среды. Рассматривается возможность решения проблемы импортозамещения в сельском хозяйстве через освоение пустующих территорий [2]. Ряд исследователей указывает на то, что принятие Закона является важной предпосылкой для формирования в России социального государства, способного обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни [3]. По мнению Н.С. Мартышенко, закон о бесплатном гектаре поможет формированию благоприятного инвестиционного климата в Приморском крае [4].

С 1 февраля 2017 года бесплатный гектар смогут получить все желающие граждане России. Тем самым, можно предполагать, что темпы освоения пустующих окраин вырастут: сейчас в пользование передано уже более 1700 земельных участков [5], в будущем их число может увеличиться в десятки раз. Однако, нисколько не умаляя значение рассматриваемого документа, считаем, что на данном этапе существует ряд проблем, которые являются барьерами на пути реализации закона, а значит, развития дальневосточного региона. Их анализу и посвящена данная работа.

Одна из самых актуальных проблем на данный момент связана с тем, что многие граждане, имеющие в собственности землю, не оформили ее должным образом, а именно, не провели межевание и установление границ. Это стало возможным благодаря принятию федерального закона N 93-ФЗ, также известного как закон о «дачной амнистии», согласно которому основанием для регистрации участка в собственность служит предоставление документа, подтверждающего право гражданина на эту землю [6]. Тем самым, население получило возможность оформить свои участки без бюрократических проволочек. Однако реализация закона «о дачной амнистии» создала такую ситуацию, что, по некоторым данным, около 20% земельных объектов в настоящий момент не оформлены должным образом [7]. Это приведет к тому, что Росреестр, распределяющий бесплатные гектары, неизбежно будет отдавать и те земли, которые уже кем-то используются, просто потому, что они не зарегистрированы в Кадастровой палате, не отмечены на карте. Как следствие, начнутся конфликты между «старыми» и «новыми» хозяевами, перерастающие в судебные тяжбы. Возможно ли такой ситуации избежать? На данном этапе выход видится только в том, чтобы граждане, зарегистрировавшие участки в упрощенном порядке, как можно скорее провели установление границ.

Не менее важной проблемой реализации закона о «дальневосточном» гектаре видится слаборазвитая инфраструктура региона. Подать заявку на получение земли можно на специально созданном сайте Надальнийвосток.рф. Несомненно, это удобно, но в то же время следует учитывать, что в российской глубинке, а тем более на окраинах, интернет еще не везде доступен. Более того, его стоимость в дальневосточном регионе значительно выше, чем в европейской части [8]. Об этой же проблеме еще в августе 2016 года говорил полпред Президента РФ на Дальнем Востоке Ю. Трутнев, по словам которого «весь сервис закона основан на интернете» [9]. Возможное решение вопроса чиновник видит в обеспечении возможности личного обращения граждан в соответствующие органы. Однако не приведет ли это к затягиванию процесса оформления и получения земли, бюрократическим пробуксовкам? Вопрос, ответ на который покажет лишь время. Другим очевидным вариантом выхода из положения можно было бы назвать расширение зоны доступа к качественному широкополосному интернету, однако это потребует нескольких месяцев работы и значительных инвестиций в регион.

К проблемам инфраструктурного характера относится и слабое развитие транспортной сети на Дальнем Востоке. При площади региона более чем в 3 млн. кв. км протяженность железных и автомобильных дорог составляет всего 37 тыс. км (без учета Республики Саха (Якутия)), что гораздо меньше, чем в целом по России [10, с. 23]. Естественно, что этот фактор значительно усложняет достижение главной цели Закона – заселения дальневосточных территорий и хозяйственного освоения неиспользуемыхземель, к которым еще нужно добраться.

С февраля 2017 г., когда под действие Закона попадут все граждане России, может возникнуть еще один вопрос: усложнение ситуации на рынке труда. Вряд ли абсолютно все переселенцы из западных регионов будут заняты в сельском хозяйстве, освоении гектара, отдельные члены семей будут нуждаться в трудоустройстве на предприятия. Так, в Приморском крае по официальным данным сейчас 62 тыс. безработных, общий уровень безработицы составляет 5,9% [11], что пока в пределах нормальной ситуации для рыночной экономики. К этому следует добавить, что переселенцы будут нуждаться в жилье, стоимость которого на Востоке страны высока, получении качественных медицинских, образовательных и других услуг.

Очевидной сложностью при реализации Закона можно назвать и то, что Дальний Восток – пожалуй, не считая Арктики, наименее пригодный для ведения земледелия регион страны [6]. По мнению профессора МГУ Н. Зубаревич, там, где сельское хозяйство на довольно высоком уровне (Амурская область и Приханкайская равнина), свободных земель практически не осталось, а остальные скорее всего не заинтересуют потенциальных дальневосточников [12]. Как здесь не вспомнить судьбу столыпинской реформы столетней давности, в ходе которой значительная часть крестьян из западных губерний была вынуждена вернуться обратно, в том числе из-за сложных условий ведения хозяйства. Альтернативные виды использования гектара – лесоводство, животноводство – требуют больших и долгосрочных капиталовложений, часто неподъемных для российских семей.

Несмотря на то, что количество поданных заявок на получение земли и уже переданные гражданам гектары свидетельствуют о том, что у Закона есть поддержка в обществе, на самом Дальнем Востоке с его принятием оказались согласны не все. Наиболее ярко протестное движение проявило себя в Якутии, где региональные власти предлагали перенести сроки вступления закона в силу из-за упомянутой проблемы об отсутствии межевания участков. Более того, местные жители опасаются того, что раздача бесплатных гектаров может стать прикрытием для изъятия у них земли для добычи полезных ископаемых, которыми богата Якутия [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что претворение в жизнь Закона сталкивается с немалым количеством трудностей, некоторые из которых были очевидны до его принятия, другие преграды обнаружили себя уже по ходу его реализации. Но тем желаннее будет достигнутая цель – превращение Дальнего Востока в процветающий, привлекательный для инвесторов регион, ничем не уступающий центральной части страны. Выражаясь словами П.А. Столыпина, «нам нужна великая Россия», а таковой она может стать только при условии динамичного развития окраин. На наш взгляд, помимо решения указанных проблем правительство должно уделить особое внимание пропаганде идеи переселения на Восток, что приведет в том числе к перелому сложившейся в последние годы ситуации, когда население региона уменьшается в силу миграционного оттока на Запад. Повернуть этот поток обратно – ключевая задача для успешного достижения поставленной цели.

Список используемых источников

  1. Царева Н.А., Алещенко В.Н.Переселение корейцев в Россию во второй половине XIX - начале XX века и их роль в развитии сельского хозяйства Приморской области // Современная научная мысль. 2016. № 6. С. 29-34.

  2. «Дальневосточный» гектар: что нужно знать о бесплатной раздаче земли / Мозолевская Г. [Электронный ресурс]. URL: http://ysia.ru/glavnoe/ dalnevostochnyj-gektar-chto-nuzhno-znat-o-besplatnoj-razdache-zemli/ (дата обращения: 10.12.16).

  3. Саленко А.В., Навагина Т.А. Социальное государство в Российской Федерации: конституционно-правовой принцип и его практическая реализация // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. – 2016. – № 1. – С. 65 – 74.

  4. Мартышенко Н.С. Маркетинг формирования инвестиционной среды Приморского края // Вестник НГИЭИ. – 2016. – № 7(62). – С. 73 – 88.

  5. Федеральная информационная система «На Дальний Восток». [Электронный ресурс]. URL: https://надальнийвосток.рф (дата обращения: 14.12.16).

  6. Шестак О.И. Оценка эффективности деятельности государственных структур по развитию регионов Арктической зоны Российской Федерации /О.И. Шестак //Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 16. № 2.1. С. 177-188.

  7. Дальний Восток недоволен законом о «дальневосточном гектаре» / Москвин О. [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/society/2016/6/19/816786.html (дата обращения: 28.11.16)

  8. Развитие интернета в регионах России. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016 (дата обращения: 05.12.16)

  9. Проблемы с интернетом мешают реализации закона о «дальневосточном гектаре». [Электронный ресурс]. URL: http://realty.interfax.ru/ru/news/articles/71123 (дата обращения: 30.11.16)

  10. Ивашин А. С., Сокол К. П. Транспортная инфраструктура Востока России // Транспорт Российской Федерации. – 2012. – № 2(39). – С. 22 – 26.

  11. Рынок труда и занятость населения. Официальная статистика Приморскстата [Электронный ресурс]. URL: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/employment/ (дата обращения: 12.12.16)

  12. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61224/ (дата обращения: 14.12.16).

Просмотров работы: 576