НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МУЗЕИ И МУЗЕИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ НАУК КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МУЗЕИ И МУЗЕИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ НАУК КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Самохина Л.С. 1, Гребенникова А.А. 1
1ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»,филиал в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль музеев в обществе менялась на протяжении всей истории их развития, а в XXI веке посетители увидели в музее не просто образовательно-воспитательный институт, но и средство развлечения, а как следствие – усилилась роль музеев в туризме. Современное общество рассматривает музей как средство, способное оказать существенное влияние на развитие образования. В современном мире музей – это исторически обусловлен­ный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации [1, с. 6].Музей помога­ет самоосмыслению, познанию мира, собственного места в нем. Он воплощает идеи наследия, преемственности традиций и обы­чаев. В му­зее происходит непосредственное общение зрителя и экспоната, не скованное никакими преградами, устанавливается информа­ционно-визуально-познавательный контакт человека с подлин­ником, обладающим особой притягательной энергетикой [1, с. 8].

Музей – средство расширения культурного и информационного горизонта, своеобразный инструмент, оформляющий в историческом контак­те процессы общения и взаимодействия носителей различных культур и субкультур, представителей различных социальных, профессиональных, возрастных, этнических групп.Музей стал трактоваться как социально-культурное явление, когда в роли субъекта, формирующего собрание, выступает музейный работник, в роли второго субъекта – воспринимающая музей аудитория, а музейному собранию отводится роль посредника. Совершился поворот от модели музея как учреждения, удовлетворяющего общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в качестве документальных средствсоциальной информации, к модели социально-культурного явления.

В отечественных словарных изданиях и теоретических работах, адресованных туристической сфере, термин «музейный туризм» носит достаточно размытый характер. В принятой классификации видов туризма «музейный туризм», как правило, отдельно не рассматривается, традиционно он описывается как одна из составляющих культурно-познавательного туризма, заключающаяся в использовании туристского потенциала самих музеев и прилегающих к ним территорий [2, с. 21].

Музейный туризм есть специфическая деятельность музеев в сфере культурного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера: создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, наличие музейных магазинов. Это направление в туризме возникло сравнительно недавно – в 1970-е годы на западе и в середине 1990-х годов в России, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности [3]. Актуальность возрождения интереса к посещению музеев у туристов заключается в изменении их внешнего облика и внутреннего пространства, который притягивает к себе посетителя.

В мире существует огромное количество музеев, которые притягивают к себе посетителей не только по тематическим аспектам, но и для познавательных целей. Посещая какую-либо страну, именно благодаря музеям можно получить исчерпывающую информацию о её культурном наследии, художественных шедеврах и различных достопримечательностях [4]. Ярким примером этому являются залы музеев с экспонатами, которые помогают понять множество различных физических и технических процессов, а также решать логические задачи и головоломки. Туристы могут трогать экспонаты, изучать их, экспериментировать, развивая свои знания и логическое мышление.

В современном мире наблюдается большая активность в области музейного строительства. Во многих крупных городах мира строятся новые и реконструируются старые выставочные залы. В строениях новых музеев стараются сохранить ту цепочку исторического развития искусства – от самого древнего до ультрасовременного. Именно это и привлекает множество туристов.Музеи всегда были и будут источниками интересной информации и культурного обогащения для туристов. Вместе с городскими достопримечательностями они формируют огромный багаж знаний и воспоминаний. Именно благодаря этому можно представить и понять, каким был наш мир много сотен лет назад, сколько шедевров было создано за это время, получить огромное эстетическое удовольствие и духовно обогатиться [5].

Развитие научно-технических музеев становится важной составляющей социального и экономического развития в Российской Федерации. Ведь музеи этого профиля способны привлечь внимание не только общественности и молодежи к миру технических профессий, к выбору карьеры исследователя, но и туристов, которые с увлечением и интересом знакомятся с законами точных наук и явлений природы.

В таблице 1 представлены музеи истории техники и научно-технические музеимира.

Таблица 1 – Музеи истории техники и научно-технические музеи мира

Страна,

город

Наименование музея

Режим работы

Великобритания.

Лондон

Национальный музей железных дорог. National Railway Museum. Самый большой железнодорожный музей в мире.

Двамузеяводном:

NRM York NRM York, Leeman Road, York, YO26 4XJ.

Ежедневно с 10:00 до 18:00.

С 24 по 26 декабря – нерабочий день

(по причине Рождества).

NRM Shildon«Locomotion», Shildon, Co Durham, DL4 1PQ.

  • Ежедневно с 10:00 до 17:00

  • (с 1 апреля по 4 октября) и с 10:00 до 16:00 (с 5 октября по 31 марта).

  • Экспозиция открыта только по понедельникам и вторникам.

  • С 21 декабря по 3 января – нерабочий день (по причине Рождества).

Великобритания.

Лондон

Музейнауки. TheScienceMuseum.

Ежедневно с 10:00 до 18:00.

С24 по 26 декабря– нерабочий день

(по причине Рождества).

Германия.

Мюнхен

Немецкий музей. Deutsches.

Ежедневно с 09:00 до 17:00.

Швейцария.

Люцерн

Швейцарский музей транспорта.

Verkehrshaus der Schweiz.

Ежедневно с 10:00 до 17:00.

Россия.

Троицк

Интерактивный музей дома учёных ТНЦ РАН (Физическая кунсткамера)

По будням с 09:00 до 19:00.

По выходным с 10:00 до 18:00.

Россия.

Кубинка

Бронетанковый музей в Кубинке

По будням с 10:00 до 18:00.

По выходным с 10:00 до 19:00.

В понедельник – нерабочий день.

Россия.

Москва

Мемориальный музей космонавтики в Москве

По будням с 10:00 до 19:00. (в четверг с 10:00 до 21:00).

В субботу с 10:00 до 21:00.

В воскресенье с 10:00 до 19:00.

В понедельник – нерабочий день.

Россия.

Калуга

Государственный музей истории космонавтики в Калуге

По будням с 10:00 до 18:00. (в среду с 11:00 до 21:00).

В субботу с 10:00 до 19:00.

В воскресенье с 10:00 до 18:00.

В понедельник – нерабочий день.

Россия.

Урал

Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала (УралГАХА)

Ежедневно с 11:00 до 18:00.

Во вторник и воскресенье – нерабочий день.

Из таблицы 1 можно увидеть, что в Великобритании существуют такие музеи, как Национальный музей железнодорожных дорог и музей науки. В Германии – Немецкий музей Deutsches. В Швейцарии имеется свой музей транспорта. В России расположены такие уникальные музеи, какинтерактивный музей дома учёных ТНЦ РАН (Физическая кунсткамера), Бронетанковый музей в Кубинке, Мемориальный музей космонавтики в Москве, Государственный музей истории космонавтики в Калуге и музей истории архитектуры и промышленной техники Урала (УралГАХА)[6].

При посещении Китая российские туристы знакомятся с таким интересным явлением как научно-технический музей. Такие музеи расположены в Шанхае, Харбине,Пекине и других городах. Наряду с этим в России появились музеи занимательных наук. Сравнительная характеристика научно-технических музеев и музеев занимательных наук представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Сравнительная характеристика научно-технических музеев и музеев

занимательных наук

Название

музея

Адрес

Экспозиционно-выставочная площадь,

кв. м.

Единицы

хранения, шт.

Стоимость

входного билета, руб.

Шанхайский музей науки и техники

Китай, Шанхай

Shiji Avenue, Pudong District

98000

3000

От 20 (200 руб.) до 40 юаней (400 руб.)

Научно-технический музей провинции Хэйлунцзян

Китай, ХарбинSongbeiDistrict, Harbin, Heilongjiang, China

13500

2000

Для взрослых – 20 юаней (200 руб.), для детей и студентов – 10 юаней (100 руб.).

Научно-технический музей

Китай,Пекин

102000

около 4000

Для взрослых – 20 юаней (200 руб.), для детей и студентов – 10 юаней (100 руб.).

Музей занимательных наук «Экспериментаниум»

г. Москва,

Ленинградский проспект, д. 80,

к. 11.

2500

более 250

До 15 человек в группе по будням и до 7 человек в группе по выходным – 1800 руб.

«Музей занимательных наук

Эйнштейна»

г. Владивосток, ул. Ильичева,

д. 4, 2 этаж

700

более 150

Детский билет в будний день – от 350 руб.;

семейный билет на 2 взрослых + 2 детей до 16 лет в выходные и праздничные дни – 1500 руб.

Согласно данным таблицы 2, самым большим научно-техническим музеем является Научно-технический музей в Пекине, который занимает 102000 кв.м. и вмещает в себя около 4000 единиц хранения. За ним следует Шанхайский музей науки и техники площадью 98000 кв.м., в котором разместилось 3000 экспонатов [7].За ними следуетНаучно-технический музей провинции Хэйлунцзян, имеющий площадь – 13500 кв.м. и вмещающий в себя 2000 единиц хранения [8].Музей занимательных наук «Экспериментаниум» в г. Москве с площадью 2500 кв.м. и составом более 250 экспонатов, уступает вышеперечисленным музеям. Самым маленьким музеем можно считать Музей занимательных наук Эйнштейна, расположенный во Владивостоке, его площадь – 700 кв.м и в нем умещается более 150 экспонатов.

Музей занимательных наук Экспериментаниум (Москва) – научный центр семейного досуга, был открыт 6 марта 2011 года для увлекательного изучения законов точных наук и явлений природы. Более 250 интерактивных экспонатов музея рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии, головоломки и другие научные открытия и изобретения.Музей располагает спектром образовательных программ:циклы мастер-классов: «Реактив-шоу», «Естествознание для малышей», «Чудесные превращения», «Школа научной магии», «Школа мыльных пузырей» (по заказу), «Рисунок солью» (по заказу);годовые курсы: «Робототехника», «Юный исследователь», «Объёмное конструирование».

В Экспериментаниуме посетителям предлагаются увлекательное путешествие в мир науки и ее истории на экспозиции, научно-развлекательные шоу и мастер-классы, образовательные программы и курсы, организация праздников, научные подарки в магазине и вкусные обеды в кафе [9].

«Музей занимательных наук Эйнштейна» вг. Владивостоке - интерактивный научный музей для детей и взрослых, где экспонаты обязательно надо трогать, включать, тянуть, толкать и пробовать на себе. Музей размещается по адресу Ильичева, 4. На площади 700 квадратных метров разместилось более 150 экспонатов. Широко представлены оптические иллюзии, физические законы, математические головоломки. Экспонатов много и все они открывают привычные вещи – звуки, свет, строительство, природные явления – с новой, удивительной стороны. В музее планируется проведение научных мастер-классов и «научных» детских праздников [10].

Туристские фирмы используют научно-технические музеи и музеи занимательных наук с целью привлечения туристов. На территории Артемовскогогородского округа подобные музеи отсутствуют. По нашему мнению, создание такого музея в Артеме привлечет внимание не только жителей города, но и туристов, при условии, что экспонаты в таком музее будут интересны как с научной точки зрения, так и с познавательной стороны.

Cписок использованных источников

  1. Лысикова О.В. Музеи мира: учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О.В. Лысикова.— М.: Флинта: Наука, 2012. – 258с.

  2. Ляшко А.В. Музейный туризм в России. Эволюция формата / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.3. – СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2012. – 27с.

  3. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество.Книга 22 /Голикова С.В., Горева О.М., Гурьянова И.В., Кабахидзе К.Л., Козлова Н.С., Купряшкин И.В., Лепешев Д.В., Осипова Л.Б., Пустошинская О.С., Пушкина И.М., Царева Н.А., Шестак О.И., Шилова Н.Н. Новосибирск, 2014.– 220c.

  4. Vlasenko A.A., Tsareva N.A., The places of settlement of Korean sin the Primorsky region as a factor of enhancing cultural tourism in the region Journal of Environmental Management and Tourism.2015. Issue 2 (12).Winter P.346-352. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.asers.eu/publishing/index.php/jemt/article/view/416

  5. Роль музеев в развитии туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museumstomsk.ru/novosti-tomska/rol-muzeev-v-razvitii-turizma.html

  6. Музеи истории техники. Научно-технические музеи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tehtab.ru/Guide/Engineers/Holidays/TechnicalMuseums/

  7. Научно-технический музей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asiadata.ru/?lang=ru&id=3607

  8. Научно-технический музей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fregataero.ru/stati/dostoprimechatelnosti/145-nauchno-tekhnicheskij-muzej

  9. Музей занимательных наук «Экспериментаниум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/M2948

  10. Музей занимательных наук Эйнштейна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vl.ru/muzej-zanimatelnyh-nauk-ejnshtejna

Просмотров работы: 1080