Таблица 1 –Динамика основныхпоказателей деятельности малых субъектов за 2010-2015 год [1]
Показатель |
20l0 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Количество предприятий на конец года, млн. ед. |
1,6 |
1,8 |
2 |
2,1 |
2,1 |
2,4 |
Темп прироста |
- |
+11,7% |
+9,1% |
+3% |
+2% |
+15,1% |
Среднееколичествоперсонала по списку, млн. чел. |
9,8 |
10,4 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
11,1 |
Темп прироста |
- |
+6,5% |
+3,2% |
+0,2% |
+0,1% |
+2,7% |
Выручка, трлн. руб. |
18,9 |
22,6 |
23,5 |
24,8 |
26,4 |
17,3 |
Темп прироста |
- |
+19,4% |
+3,8% |
+5,6% |
+6,5% |
-34,6% |
Средняя выручка1 работника, млн. рублей |
1,9 |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
1,6 |
Темп прироста |
- |
+15,8% |
0% |
+4,5% |
+4,3% |
-33,3% |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
н/д |
431,6 |
521,5 |
574,9 |
664,4 |
407,7 |
Темп прироста |
- |
- |
+20,8% |
+10,2% |
+15,6% |
-38,6% |
Проводя анализ основныхпоказателей деятельности малых предприятий,следует отметить, что, несмотря на сложные экономические условия в России,количество предприятий в динамике с 2010 по 2015 год имеет положительную тенденцию, если в 2010 году было 1,6 млн. единиц, то в 2015 году 2,4 млн. единиц. Также в исследуемом периоде растет и количество работников. Однако выручка в 2015 году снизилась на 34,6%, что негативно сказалось и на средней выручке одного работника.
Негативным фактором, повлиявшим на снижение выручки, является снижение инвестиций в основной капитал, которые в динамике имели положительную тенденцию, а в последний год они снизились на 38,6%.К числу главных факторов негативно влияющих на инвестиционную активность малых субъектовотносится недостаток собственного капитала у 54% организаций, неопределенность экономической ситуации в стране у 33% организаций, высокие процентные ставки по кредитаму 30%, а также низкий спрос на продукцию, работы, услуги у 27%.Разделениемалых субъектов по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную активностьза 2010-2015 год, отражено в таблице 2.
Таблица 2 - Разделение малых субъектов по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную активность за 2010-2015 год [2]
Факторы |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Недостаток собственного капитала |
58% |
54% |
59% |
49% |
52% |
54% |
Неопределенность экономической ситуации в стране |
26% |
28% |
25% |
24% |
32% |
33% |
Высокие процентыпо кредиту |
27% |
29% |
29% |
28% |
29% |
30% |
Низкий спрос на продукты и услуги |
24% |
22% |
22% |
24% |
27% |
27% |
Сложный механизм получения кредитных средств |
15% |
17% |
17% |
14% |
16% |
15% |
Инвестиционные риски |
10% |
11% |
11% |
11% |
10% |
10% |
Низкая эффективность инвестиций в основной капитал |
7% |
8% |
9% |
9% |
10% |
10% |
Плохое состояние технической базы |
7% |
7% |
9% |
7% |
5% |
7% |
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы |
6% |
8% |
6% |
7% |
5% |
5% |
Все эти факторы связаны с падением нефтяных цен [3],[4].
В настоящее время существует следующая нормативно-правовая база с помощью, которой осуществляется поддержка малому бизнесу в РФ:
1) федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [5]:
- определяет порядок признания малых субъектов;
- устанавливает понятие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
Под инфраструктурой поддержки малых субъектов понимаются организации, занимающиеся выполнением работ и оказанием услуг для обеспечения нужд государства при реализации ими программдля создания и поддержки субъектов малых субъектов.
- устанавливает формы и виды поддержки малогобизнеса;
Виды поддержкималого бизнеса отражены на рисунке 1.
Финансовая поддержка
Информационная поддержка
Имущественная поддержка
Поддержка малого бизнеса
Поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества
Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации
Поддержка субъектов, осуществляющих ВЭД
Консультационная поддержка
Поддержка сельскохозяйственной деятельности
Рисунок 1 - Виды поддержкималого бизнеса
Данный закон закрепляет возможность получить статус малого субъектаиз всех некоммерческих организацийтолько потребительскому кооперативу, что не приемлемо для демократического государства и рыночной экономики.
2) Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 устанавливает размер дохода,согласно которому организация признается малым [6].
3) муниципальные программы развития для малого бизнеса [7].
Примером муниципальных программ развития малогобизнеса является программаразвития малого и среднего предпринимательства на территории Артемовского городского округа на 2014-2016 год [8].Данная программа создана с целью создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, повышения их конкурентоспособностии рассчитана на 2014-2016 год.Согласно программе:источниками поддержка осуществляется из средств местного, краевого и федерального бюджетов; поддержка субъектам малого и среднегобизнеса снижается из года в год.
Объемы финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса на примере Артемовского городского округа (далее АГО)за 2014-2016 год отражены в таблице 3.
Таблица 3 - Объемы финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса на территории АГО за 2014-2016 год [8]
В миллионахрублей
Год |
Бюджет |
Итого |
|||
Местный |
Краевой |
Федеральный |
|||
2014 год |
1,5 |
0,8 |
3,9 |
6,2 |
|
2015 год |
1,5 |
0,9 |
6,6 |
9 |
|
2016 год |
1,5 |
- |
- |
1,5 |
|
Итого |
4,5 |
1,7 |
10,5 |
16,7 |
Таким образом, следует отметить, что если в 2014 году финансовая поддержка субъектам малого и среднего бизнеса составляла 6,2 миллиона рублей, то в 2015 году 9 миллионоврублей, а в 2016 году вовсе 1,5 миллиона рублей.Снижение финансовой поддержки связано с отказом в поддержке малому и среднему классу со стороны краевого и федерального бюджета [9]. Согласно Программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории АГО основными проблемами, негативно влияющими на развитие малого бизнеса, являются:
-дефицитпервоначального капитала для ведения бизнеса;
- отсутствие или недостаток профессиональной подготовки рабочей силы;
- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого бизнеса;
- низкая квалификация рабочей силы на рынке труда;
- низкая доступность актуального для рынка оборудования;
- недостаточно развитое предпринимательствоу молодежи.
4) Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территорииАГО на 2017-2019 годы» [10].
Согласно данной программе поддержка предусматривает средства только местного бюджета в размере 1,5миллиона рублей в год на весь городской округ на пополнение основного капитала.Таким образом, объем поддержки будет на низком уровне, в три раза меньше, чем в 2014 году.Финансовая поддержка осуществляется на следующие цели:
- на возмещение затрат на приобретение основных средстви оснащения рабочих мест предоставляется в размере 50% от суммы затрат, но не более 300 тысяч рублей поддержки на одного субъектавгод.
- на возмещение затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей, заключенным на срок не более 5 лет в размере 50%затрат, но не более 500 тысяч рублей одному предприятиюза год;
- на возмещение затрат,связанных с проведением на предприятиях энергетических обследований, работ в области энергосбережения и повышения эффективности в размере 50% подтвержденных затрат;
- на возмещение затрат, связанных с регистрацией бизнеса, выплатами по передаче прав на франшизу, в виде грантов, предоставляются, вновь зарегистрированным предприятиям на территории городского округа, действуют менее одного года;
- предоставляются организациям инфраструктуры, формирующим благоприятные условия для развития предприятий, деятельность которыхнаправлена на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подводя итоги, необходимо отметить, что малыйбизнес в динамике с 2010 по 2014 год развивался, однако в 2015 году произошло снижение выручки и средней выручки на одного работника, что связано со снижением инвестиций, а также снижением поддержки со стороны государства.Для развития малых субъектов в России необходимо:
- предоставлять бюджетные кредиты по ставке инфляции субъектам малого бизнеса;
- индексировать субсидию на регистрацию субъектов малого бизнеса, так как 58,8 тысяч рублей эта сумма установлена и не меняется, а инфляция обесценивает их, а в регионах, где эта субсидия отменена, ввести заново;
- включить возможность всех некоммерческих организаций иметь статус субъекта малого бизнеса, если они не учреждены государственными и муниципальными органами, это позволит увеличить количество таких предприятий и деловой климат;
- закрепить возможность применения коэффициента дефлятора для корректировки доходов в соответствии, с которым будет организация признаваться субъектом малого бизнеса, это необходимо для того, чтобы организации, у которых выручка растет по мере инфляции, могли оставаться малыми субъектами.
Список использованных источников
Малое и среднее предпринимательство в России – 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm(Дата обращения 14.11.2016)
Малое и среднее предпринимательство в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/mal-pred15.pdf(Дата обращения 15.11.2016)
Адушев М.Н. Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности России // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» 2015. № 1(24). С. 55–68.
Адушев М.Н.,Лоткова Е.П. Девальвация рубля: возможные преимущества и последствия для российской экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №7-1. С. 86-92.
О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: федеральный закон от24 июля 2007 года № 209-ФЗ[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/(Дата обращения 15.11.2016)
О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/(Дата обращения 16.11.2016)
Царева Н.А., Бардецкая Л.Г., Костенко К.С. Проблемы программно-целевого управления на региональном и муниципальном уровнях // Фундаментальные исследования. – 2016. –№ 1-1. – С. 212-218.
О разработке проекта муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Артемовского городского округа на 2014-2016 годы: распоряжение администрации Артемовского городского округа от 21.08.2013 № 481-ра[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.artemokrug.ru/predprinim/?ELEMENT_ID=27552(Дата обращения 18.11.2016)
Шестак О.И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) / О.И. Шестак //Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 17. № 3.1. С. 183-196.
Постановлению № 543-па от 01.07.2016 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Артемовского городского округа» на 2017-2019 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.artemokrug.ru/administration/npa/post/?ELEMENT _ID=29363(Дата обращения 20.11.2016)