ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Архипова Е.С. 1
1Филиал ВГУЭС в г.Артем
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях экономики предпринимательство в России в основном приходится на малыйбизнес. Малые предприятия занимают основное звено в экономике. От развития малого бизнеса зависит развитие всей национальной экономики. Главной проблемой для малого бизнеса в России является негативное влияние общеэкономических факторов, таких как резкая девальвация рубля, высокая инфляция, высокие кредитные ставки и многие другие факторы. Динамика основных показателей деятельности малых субъектовза 2010-2015 год отражены в таблице 1.

Таблица 1 –Динамика основныхпоказателей деятельности малых субъектов за 2010-2015 год [1]

Показатель

20l0 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Количество предприятий на конец года, млн. ед.

1,6

1,8

2

2,1

2,1

2,4

Темп прироста

-

+11,7%

+9,1%

+3%

+2%

+15,1%

Среднееколичествоперсонала по списку, млн. чел.

9,8

10,4

10,8

10,8

10,8

11,1

Темп прироста

-

+6,5%

+3,2%

+0,2%

+0,1%

+2,7%

Выручка, трлн. руб.

18,9

22,6

23,5

24,8

26,4

17,3

Темп прироста

-

+19,4%

+3,8%

+5,6%

+6,5%

-34,6%

Средняя выручка1 работника, млн. рублей

1,9

2,2

2,2

2,3

2,4

1,6

Темп прироста

-

+15,8%

0%

+4,5%

+4,3%

-33,3%

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

н/д

431,6

521,5

574,9

664,4

407,7

Темп прироста

-

-

+20,8%

+10,2%

+15,6%

-38,6%

Проводя анализ основныхпоказателей деятельности малых предприятий,следует отметить, что, несмотря на сложные экономические условия в России,количество предприятий в динамике с 2010 по 2015 год имеет положительную тенденцию, если в 2010 году было 1,6 млн. единиц, то в 2015 году 2,4 млн. единиц. Также в исследуемом периоде растет и количество работников. Однако выручка в 2015 году снизилась на 34,6%, что негативно сказалось и на средней выручке одного работника.

Негативным фактором, повлиявшим на снижение выручки, является снижение инвестиций в основной капитал, которые в динамике имели положительную тенденцию, а в последний год они снизились на 38,6%.К числу главных факторов негативно влияющих на инвестиционную активность малых субъектовотносится недостаток собственного капитала у 54% организаций, неопределенность экономической ситуации в стране у 33% организаций, высокие процентные ставки по кредитаму 30%, а также низкий спрос на продукцию, работы, услуги у 27%.Разделениемалых субъектов по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную активностьза 2010-2015 год, отражено в таблице 2.

Таблица 2 - Разделение малых субъектов по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную активность за 2010-2015 год [2]

Факторы

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Недостаток собственного капитала

58%

54%

59%

49%

52%

54%

Неопределенность экономической ситуации в стране

26%

28%

25%

24%

32%

33%

Высокие процентыпо кредиту

27%

29%

29%

28%

29%

30%

Низкий спрос на продукты и услуги

24%

22%

22%

24%

27%

27%

Сложный механизм получения кредитных средств

15%

17%

17%

14%

16%

15%

Инвестиционные риски

10%

11%

11%

11%

10%

10%

Низкая эффективность инвестиций в основной капитал

7%

8%

9%

9%

10%

10%

Плохое состояние технической базы

7%

7%

9%

7%

5%

7%

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

6%

8%

6%

7%

5%

5%

Все эти факторы связаны с падением нефтяных цен [3],[4].

В настоящее время существует следующая нормативно-правовая база с помощью, которой осуществляется поддержка малому бизнесу в РФ:

1) федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [5]:

- определяет порядок признания малых субъектов;

- устанавливает понятие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;

Под инфраструктурой поддержки малых субъектов понимаются организации, занимающиеся выполнением работ и оказанием услуг для обеспечения нужд государства при реализации ими программдля создания и поддержки субъектов малых субъектов.

- устанавливает формы и виды поддержки малогобизнеса;

Виды поддержкималого бизнеса отражены на рисунке 1.

 

Финансовая поддержка

Информационная поддержка

Имущественная поддержка

 

 

Поддержка малого бизнеса

Поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества

Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации

 

 

Поддержка субъектов, осуществляющих ВЭД

Консультационная поддержка

Поддержка сельскохозяйственной деятельности

 

Рисунок 1 - Виды поддержкималого бизнеса

Данный закон закрепляет возможность получить статус малого субъектаиз всех некоммерческих организацийтолько потребительскому кооперативу, что не приемлемо для демократического государства и рыночной экономики.

2) Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 устанавливает размер дохода,согласно которому организация признается малым [6].

3) муниципальные программы развития для малого бизнеса [7].

Примером муниципальных программ развития малогобизнеса является программаразвития малого и среднего предпринимательства на территории Артемовского городского округа на 2014-2016 год [8].Данная программа создана с целью создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, повышения их конкурентоспособностии рассчитана на 2014-2016 год.Согласно программе:источниками поддержка осуществляется из средств местного, краевого и федерального бюджетов; поддержка субъектам малого и среднегобизнеса снижается из года в год.

Объемы финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса на примере Артемовского городского округа (далее АГО)за 2014-2016 год отражены в таблице 3.

Таблица 3 - Объемы финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса на территории АГО за 2014-2016 год [8]

В миллионахрублей

Год

Бюджет

Итого

Местный

Краевой

Федеральный

2014 год

1,5

0,8

3,9

6,2

2015 год

1,5

0,9

6,6

9

2016 год

1,5

-

-

1,5

Итого

4,5

1,7

10,5

16,7

Таким образом, следует отметить, что если в 2014 году финансовая поддержка субъектам малого и среднего бизнеса составляла 6,2 миллиона рублей, то в 2015 году 9 миллионоврублей, а в 2016 году вовсе 1,5 миллиона рублей.Снижение финансовой поддержки связано с отказом в поддержке малому и среднему классу со стороны краевого и федерального бюджета [9]. Согласно Программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории АГО основными проблемами, негативно влияющими на развитие малого бизнеса, являются:

-дефицитпервоначального капитала для ведения бизнеса;

- отсутствие или недостаток профессиональной подготовки рабочей силы;

- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого бизнеса;

- низкая квалификация рабочей силы на рынке труда;

- низкая доступность актуального для рынка оборудования;

- недостаточно развитое предпринимательствоу молодежи.

4) Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территорииАГО на 2017-2019 годы» [10].

Согласно данной программе поддержка предусматривает средства только местного бюджета в размере 1,5миллиона рублей в год на весь городской округ на пополнение основного капитала.Таким образом, объем поддержки будет на низком уровне, в три раза меньше, чем в 2014 году.Финансовая поддержка осуществляется на следующие цели:

- на возмещение затрат на приобретение основных средстви оснащения рабочих мест предоставляется в размере 50% от суммы затрат, но не более 300 тысяч рублей поддержки на одного субъектавгод.

- на возмещение затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей, заключенным на срок не более 5 лет в размере 50%затрат, но не более 500 тысяч рублей одному предприятиюза год;

- на возмещение затрат,связанных с проведением на предприятиях энергетических обследований, работ в области энергосбережения и повышения эффективности в размере 50% подтвержденных затрат;

- на возмещение затрат, связанных с регистрацией бизнеса, выплатами по передаче прав на франшизу, в виде грантов, предоставляются, вновь зарегистрированным предприятиям на территории городского округа, действуют менее одного года;

- предоставляются организациям инфраструктуры, формирующим благоприятные условия для развития предприятий, деятельность которыхнаправлена на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

Подводя итоги, необходимо отметить, что малыйбизнес в динамике с 2010 по 2014 год развивался, однако в 2015 году произошло снижение выручки и средней выручки на одного работника, что связано со снижением инвестиций, а также снижением поддержки со стороны государства.Для развития малых субъектов в России необходимо:

- предоставлять бюджетные кредиты по ставке инфляции субъектам малого бизнеса;

- индексировать субсидию на регистрацию субъектов малого бизнеса, так как 58,8 тысяч рублей эта сумма установлена и не меняется, а инфляция обесценивает их, а в регионах, где эта субсидия отменена, ввести заново;

- включить возможность всех некоммерческих организаций иметь статус субъекта малого бизнеса, если они не учреждены государственными и муниципальными органами, это позволит увеличить количество таких предприятий и деловой климат;

- закрепить возможность применения коэффициента дефлятора для корректировки доходов в соответствии, с которым будет организация признаваться субъектом малого бизнеса, это необходимо для того, чтобы организации, у которых выручка растет по мере инфляции, могли оставаться малыми субъектами.

Список использованных источников

  1. Малое и среднее предпринимательство в России – 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm(Дата обращения 14.11.2016)

  2. Малое и среднее предпринимательство в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/mal-pred15.pdf(Дата обращения 15.11.2016)

  3. Адушев М.Н. Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности России // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» 2015. № 1(24). С. 55–68.

  4. Адушев М.Н.,Лоткова Е.П. Девальвация рубля: возможные преимущества и последствия для российской экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №7-1. С. 86-92.

  5. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: федеральный закон от24 июля 2007 года № 209-ФЗ[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/(Дата обращения 15.11.2016)

  6. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/(Дата обращения 16.11.2016)

  7. Царева Н.А., Бардецкая Л.Г., Костенко К.С. Проблемы программно-целевого управления на региональном и муниципальном уровнях // Фундаментальные исследования. – 2016. –№ 1-1. – С. 212-218.

  8. О разработке проекта муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Артемовского городского округа на 2014-2016 годы: распоряжение администрации Артемовского городского округа от 21.08.2013 № 481-ра[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.artemokrug.ru/predprinim/?ELEMENT_ID=27552(Дата обращения 18.11.2016)

  9. Шестак О.И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) / О.И. Шестак //Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 17. № 3.1. С. 183-196.

  10. Постановлению № 543-па от 01.07.2016 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Артемовского городского округа» на 2017-2019 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.artemokrug.ru/administration/npa/post/?ELEMENT _ID=29363(Дата обращения 20.11.2016)

Просмотров работы: 468