АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ РАЗМЕРА КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ РАЗМЕРА КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Солдатенкова Т.А. 1, Барабошкина О.В. 2
1ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»,филиал в г. Артеме Артем, Россия
2ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», филиал в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью любого хозяйствующего субъекта является извлечение максимально возможной прибыли, однако, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые прямым образом влияют на размер полученной прибыли [1]. Одним из главных препятствий по пути к максимизации прибыли в торговле являются издержки обращения (коммерческие расходы), которые, в свою очередь, являются составной частью текущих затрат предприятия [2].

Издержки обращения главным образом оказывают влияние на финансовый результат деятельности торговой организации. Поэтому существует необходимость ведения бухгалтерского учета коммерческих расходов в строгом соответствии с нормативной документацией в целях обеспечения подлинности информации. Кроме получения достоверной информации о коммерческих расходах в следствии ведения бухгалтерского учета, важное значение играет аналитическая функция учета, которая необходима для проведения анализа и принятия качественных управленческих решений [3].

В экономической литературе даются различные определения издержек обращения. Так, многие авторы понимают под издержками обращения «выраженные в денежной форме затраты живого и овеществлённого труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение своих функций и задач» [2]. По своей сути издержки обращения можно отнести к текущим затратам. Они должны полностью расходоваться каждый год и требовать ежегодного авансирования. По своему экономическому содержанию они находят отражение потребленной части используемых ресурсов (авансированной стоимости). По составу издержки обращения объединяют в однородные статьи, номенклатуру и состав которых определяют отраслевые министерства и ведомства. В связи с процессами, затрагивающими экономику страны, номенклатура статей затрат может меняться. Виды статей коммерческих расходов включают в себя следующие элементы:

  • транспортные расходы

  • расходы на оплату труда

  • отчисления на социальные нужды

  • амортизация основных фондов

  • расходы на ремонт основных средств

  • расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта

  • затраты по оплате процентов за пользование займами

  • расходы на топливо, газ, электроэнергию

  • расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

  • расходы на рекламу

  • расходы на тару

  • прочие расходы [4].

Для оценки влияния коммерческих расходов на деятельность организации, рассмотрена хозяйственная деятельность торговой организации ООО «Пульс», которая осуществляет розничную и оптовую торговлю стройматериалами. Предприятие имеет два магазина, в которых осуществляет торговую деятельность. Рассматривая общие технико-экономические показатели ООО «Пульс» можно отметить, что предприятие в 2015 году сработало менее эффективно чем в 2014 году. Главной причиной падения прибыли является недостаточное снижение коммерческих расходов на фоне интенсивного падения выручки. Для оценки роли издержек обращения в формировании финансовых результатов ООО «Пульс» требуется выявить сумму коммерческих расходов, приходящихся на рубль выручки (таблица 1).

Таблица 1 – Состав и структура расходов на продажу в ООО «Пульс» за 2014-2015 года

Показатель

2014г

2015г

Отклонение

Тыс.

руб

Уд.вес, %

Тыс. руб

Уд.вес, %

Абсолютное

Относительное (%)

Выручка

33383

-

25893

-

-7490

-22,4

Расходы на продажу, в том числе:

8182

100

7932

100

-250

-3,1

- аренда

2741

33,4

2537

32

-204

-7,4

- расходы на рекламу

338

4,1

269

3,4

-69

-20,4

- фонд оплаты труда

2845

34,5

3337

42,1

+492

+17,3

- транспортные расходы

694,6

8,4

785,6

9,9

+91

+13,1

- проценты по кредитам

341

4,2

49,7

0,6

-291,3

-85,4

- расходы на ремонт

321

3,5

66

0,8

-255

-79,4

- расходы на охрану

206

3,8

220,1

2,8

+14,1

+6,8

- расходы на связь

98

1,1

84,5

1,1

-13,5

-13,7

- хозяйственные расходы

211

2,4

155,8

1,9

-55,2

-26,2

- прочие расходы

386,4

4,6

427,3

5,4

+40,9

+10,6

На основании приведенных данных из таблицы 1, произведем расчет затрат на рубль выручки, представленный в таблице 2.

Таблица 2 – Расчет коммерческих расходов на рубль выручки в ООО «Пульс» за 2014-2015 г. (тыс.руб.)

Показатель

2014г

2015г

Отклонение

Затраты на рубль выручки

Уд.вес, (%)

Затраты на рубль выручки

Уд. вес (%)

Абсолютное

Относительное

(%)

Аренда

0,082

34,1

0,1

32,3

+0,018

+22

Расходы на рекламу

0,01

4,1

0,01

3,2

0

0

Оплата труда

0,085

35,3

0,13

41,9

+0,045

+52,9

Транспортные расходы

0,02

8,3

0,03

9,6

+0,01

+50

Проценты по кредитам и займам

0,01

4,1

0,001

0,3

-0,009

-90

Расходы на ремонт

0,009

3,8

0,002

0,6

-0,007

-77,7

Расходы на охрану

0,006

2,5

0,009

2,9

+0,003

+50

Расходы на связь

0,003

1,2

0,003

0,9

0

0

Хозяйственные расходы

0,006

2,5

0,006

1,9

0

0

Прочие расходы

0,01

4,1

0,02

6,4

+0,01

+100

Итого расходов

0,24

100

0,31

100

+0,07

+29,2

Исходя из данных проведенного анализа, видно, что произошло увеличение издержек на рубль выручки. Это свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, что в свою очередь ведет к снижению прибыли. Также можно отметить, что наибольший удельный вес расходов на рубль выручки имеют такие статьи затрат как: арендная плата, оплата труда работникам предприятия, а также транспортные расходы. Тенденцию к росту имеют оплата труда и арендная плата [5].

Рост расходов на аренду объясняется повышением цен за квадратный метр арендуемой площади. Для выявления резервов сокращения затрат, связанных с арендной платой, необходимо проанализировать состав и структуру расходов на аренду, представленных в таблице 3.

Таблица 3 Состав расходов на аренду в ООО «Пульс» за 2014-2015 года

Статья затрат

2014

2015

Отклонение

Тыс. руб

Уд.вес, %

Тыс. руб

Уд.вес, %

Абсолютное (тыс.руб.)

Относительное (%)

Аренда склада Кирова 9/4

451

16,5

_

_

-451

-100

Аренда магазина Фрунзе 45

117

4,2

184

7,3

+67

+57,3

Аренда офиса

161

5,8

161

6,3

0

0

Аренда склада Фрунзе 45

1281

46,8

1553

61,2

+272

+21,2

Аренда ТЦ Регион

731

26,7

639

25,2

-92

-12,6

Итого

2741

100

2537

100

-204

-7,4

Проведя расчеты, выяснилось, что склад, располагающийся по улице Фрунзе 45, эксплуатируется не в полную силу, и большая часть его территории пустует. В связи с этим, мы рекомендуем сократить данную арендуемую площадь в два раза, что повлечет за собой снижение расходов на аренду, что в последующем позитивно скажется на финансовом результате деятельности организации. На основании предложенного выше, был произведен перерасчет расходов на аренду, представленный в таблице 4.

Таблица 4 – Оптимизация расходов на аренду в ООО «Пульс» за 2014-2015 года

Статья затрат

2014

2015

Отклонение

Тыс. руб

Уд.вес, %

Тыс. руб

Уд.вес, %

Абсолютное (тыс.руб)

Относительное (%)

Аренда склада Кирова 9/4

451

21,4

_

_

-451

-100

Аренда магазина Фрунзе 45

117

5,6

184

10,4

+67

+57,3

Аренда офиса

161

7,6

161

9,1

0

0

Аренда склада Фрунзе 45

641

30,8

777

44,2

+136

+21,2

Аренда ТЦ Регион

731

34,6

639

36,3

-92

-12,6

Итого

2101

100

1761

100

-340

-16,2

Исходя из данных таблицы 4, видно, что в связи с принятыми мерами по сокращению арендуемых площадей склада по улице Фрунзе 45, удалось добиться снижения расходов на аренду на 16,2 процента, что положительно скажется на финансовом результате организации, а также уменьшит размер издержек обращения на рубль выручки.

Для более эффективного распределения расходов организации также необходимо оптимизировать размер годового фонда заработной платы, который был повышен в 2015 году при общем снижении показателей доходности. Предложением по выходу из данной ситуации является изменение системы оплаты труда сотрудникам организации с повременной на повременно-премиальную. Данный вид оплаты труда будет сочетать в себе повременную оплату и процент от продаж, что скажется на мотивационной среде организации [6]. Таким образом, произойдет сокращение постоянной части затрат на оплату труда, а процентная часть будет полностью зависеть от выручки организации. При этом сотрудники будут иметь интерес в привлечении капитала для возможного повышения своего заработка [7].

Предлагается снизить основную окладную часть до размера 12000 рублей (минимальный размер оплаты труда с учетом районного регулирования), при этом процентная часть будет равна 2 % от выручки. В связи с этим, фонд заработной платы в ООО «Пульс» для 13 сотрудников можно рассчитать следующим образом: в 2014 году = (12000*13*12) + (33383000*0,02) = 2539660 рублей, в 2015 году = (12000*13*12)+ (25893000*0,02)= 2389860 рублей. Таким образом, общий годовой фонд оплаты труда в ООО «Пульс» согласно данным расчетам, представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Оптимизация годового фонда оплаты труда в ООО «Пульс» за 2014-2015 года

Показатель

2014 г

2015 г

Отклонение

Абсолютное, руб.

Относительное, %

Годовой фонд оплаты труда, руб.

2539660

2389860

-149800

-8,2

Таким образом, будет сохраняться прямая связь между изменениями выручки и годовым фондом оплаты труда, однако не будет необоснованных сокращений и повышений заработной платы работников организации. По результатам выше сделанных предложений необходимо произвести перерасчет расходов на продажу, представленный в таблице 6.

Таблица 6 – Оптимизация расходов на продажу в ООО «Пульс» (тыс. руб.)

Показатель

2014 г

2015 г

Отклонение

Абсолютное, тыс. руб

Относительное, %

Факт

С учетом оптимизации

Факт

С учетом оптимизации

Факт

С учетом оптимизации

Факт

С учетом оптимизации

Аренда

2741

2101

2537

1761

-204

-340

-7,4

-16,2

Расходы на рекламу

338

338

269

269

-69

-69

-20,4

-20,4

Оплата труда

2845

2540

3337

2390

492

-150

17,3

-5,9

Транспортные расходы

694,6

694,6

785,6

785,6

91

91

13,1

13,1

Проценты по кредитам и займам

341

341

49,7

49,7

-291,3

-291,3

-85,4

-85,4

Расходы на ремонт

321

321

66

66

-255

-255

-79,4

-79,4

Расходы на охрану

206

206

220,1

220,1

14,1

14,1

6,8

6,8

Расходы на связь

98

98

84,5

84,5

-13,5

-13,5

-13,8

-13,8

Хозяйственные расходы

211

211

155,8

155,8

-55,2

-55,2

-26,2

-26,2

Прочие коммерческие расходы

386,4

386,4

427,3

427,3

40,9

40,9

10,6

10,6

Итого расходов

8182

7237

7932

6016

-250

-1221

-3,1

-16,9

По результатам выше сделанных предложений, а также данных таблицы 6, необходимо произвести перерасчет технико-экономических показателей предприятия, представленный в таблице 7.

Таблица 7 – Анализ экономических показателей деятельности ООО «Пульс» с учетом оптимизации коммерческих расходов за 2015 года (тыс.руб.)

Показатель

Фактическое значение

С учетом оптимизации

Отклонение

Абсолютное

(тыс.руб)

Относительное

(%)

Выручка

25893

25893

0

0

Себестоимость продаж

16759

16759

0

0

Валовая прибыль

9134

9134

0

0

Коммерческие расходы

7932

6016

-1916,0

-24,2

Прибыль от продаж

1202

3118

+1916,0

+159,4

Прочие расходы

219

219

0

0

Чистая прибыль

983

2899

+1916,0

+194,9

Среднесписочная численность работников, чел

13

13

0

0

Годовой фонд оплаты труда

2845

2390

-455,0

-16,0

Среднемесячная оплата труда на одного работника

18,2

15,3

-2,9

-16,1

Среднегодовая стоимость основных средств

988

988

0

0

Фондоотдача

26,2

26,2

0

0

Фондовооруженность

76

76

0

0

Рентабельность продаж,%

4,6

12

+2,7

+158,5

По данным проведенного анализа удалось снизить уровень коммерческих расходы организации на 24,2 %, что повлекло за собой увеличение прибыли от продаж на 159,4 %, а также позволило повысить рентабельность продаж на 158,5%, что в свою очередь повлияло на конечный финансовый результат компании, который составил 2899 тыс.руб., что больше на 194,9% по сравнению с фактическими данными. Предложенные действия помогли выявить резервы экономии издержек. Полученные результаты деятельности исследуемого предприятия были получены благодаря формированию достоверной бухгалтерской информации в первичных документах, регистрах учета, а также бухгалтерской финансовой отчетности. По средствам аналитической функции бухгалтерского учета была получена релевантная информация, произведены грамотные расчеты, что является фактом принятия эффективных управленческих решений.

Список использованных источников

  1. Царева Н.А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — №1 (54). — С. 981-987.

  2. Хаммидуллина Г.Р. Издержки обращения: учет, анализ, контроль: учебник для вузов / Г.Р. Хаммидуллина. – М.: Экзамен, 2014. – 434 с.

  3. Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов / А.И. Гребнева. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 340 с.

  4. Александров Р.М. Экономика торгового предприятия: анализ, экономическое обоснование: учебное пособие / Р.М. Александров. – М.: КНОРУС, 2014. – 345с.

  5. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2014. – 212 с.

  6. Tsareva N.A., Vlasenko A.A., Ivanuyga O.I. The concept of labour motivation of the modern Russian scientists // Turkish online journal of design art and communication.2016. November pp.2571-2585. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.tojdac.org/tojdac/VOLUME6-NOVSPCL.html

  7. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2015. – 187 с.

Просмотров работы: 370