АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Забелина Т.И. 1, Реснянская М.А. 1
1ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», филиал в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приморский край одно из уникальных мест России. Он отличается редкими природными и рекреационными ресурсами, обладает богатым культурно-историческим достоянием. Морское побережье Приморья поражает своей красотой островов, морских бухт, заливов. Край имеет богатый туристский потенциал, использование которого способно вывести на качественно новый уровень развитие туризма. Развитие туризма и увеличение туристического потока становится актуальной задачей с точки зрения повышение экономического потенциала края. Наличие различных туристско-рекреационных ресурсов Приморского края предоставляет возможность развивать практически все направления туризма, в том числе экологический, пляжный, сельский, оздоровительный, развлекательный, деловой, автотуризм, социальный, культурно-познавательный туризм [1]. На территории края создана достаточно развитая туристская инфраструктура представленная более 200 базами отдыха, 191 гостиницей, 23 санаторно-курортными учреждениями, около 1100 предприятий питания, более 100 транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки. Туристскими организациями края разработано более 300 маршрутов различной направленности. Все это говорит о привлекательности Приморского края как туристского региона [2].

В Приморском крае действует целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», которая определяет перспективными для развития туризма такие виды туризма, как культурно-познавательный, экологический, активный (конный, горнолыжный, экстремальный и т.д.), деловой и круизный [2]. Несмотря на то, что в крае появляются увлекательные туристические объекты, осваиваются новейшие форматы развития турпродукта региона, растет туристическая инфраструктура, улучшается качество услуг, показатели деятельности туристических фирм снижаются (таблица 1).

Таблица 1 – Основные показатели деятельности туристских фирм.

 

2010

2011

2012

2013

2014

Реализовано путевок - всего, тыс. штук

275.4

336.5

255.2

282.4

121.8

из них непосредственно населению

275.4

336.5

255.2

282.4

121.2

в том числе:

         

гражданам России по территории России

4.9

4.0

3.0

5.1

9.3

гражданам России по зарубежным странам

257.0

303.0

230.4

227.4

91.1

иностранным гражданам по территории России

13.5

29.4

21.8

49.9

20.8

Стоимость реализованных населению туристских путевок, млн. руб.

1897.8

2536.1

3402.2

3743.8

1533.3

в том числе:

         

гражданам России по территории России

65.5

28.4

40.1

46.4

77.3

гражданам России по зарубежным странам

1801.8

2457.6

3317.3

3593.1

1340.4

иностранным гражданам по территории России

30.5

50.1

44.8

104.2

115.6

Численность обслуженных посетителей, человек

315491

452397

301564

310264

133948

в том числе:

         

отправлено граждан России

301312

415279

270546

256164

111585

принято иностранных граждан

14179

37118

31018

54100

22363

По данным таблицы видно, что большой интерес иностранных туристов в Приморье наблюдался в 2013 г., когда иностранным туристам было реализовано 49.9 тыс. путевок стоимостью 104.2 млн. руб. В 2014 году интерес иностранных граждан к Приморскому краю резко снизился, так как реализовано путевок было 20.8 тыс. путевок стоимостью 115.6. Также видно, что стоимость путевок с каждым годом увеличивается, а численность иностранных туристов, которым реализованы путевки уменьшается.

Данные о развитии въездного и выездного туризма в Приморском крае за 2013 - 2014 гг. приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Численность туристов, обслуженных туристскими фирмами.

 

2013

2014

всего

в том числе

всего

в том числе

граждане России (отправлено)

граждане других стран (принято)

граждане России (отправлено)

граждане других стран (принято)

Российская Федерация

9082

9082

-

9958

9958

-

Китай

225227

175257

49970

100725

81969

18756

Таиланд

35932

35932

-

8605

8605

-

Япония

4411

538

3873

4262

849

3413

Корея

2139

2123

16

2210

2209

1

другие страны Азии

27260

27207

53

3572

3478

94

Наиболее высокий интерес к посещению Приморского края больше всего проявляют жители стран АТР, прежде всего Китая. Большое число визитов в Приморье совершают также туристы из Республики Корея, Японии и др., однако, туристы из Китая составляют три четверти всего международного въездного потока в Приморский край. Но поток иностранных туристов в Приморский край падает в 2014 году по сравнению с 2013 годом, так как отсутствуют вторичные посещения, а поток туристов из других стран Азии увеличивается. Кроме того, выездной туризм в Приморье носит ярко выраженный внутрирегиональный характер: 99% убытий россиян направлено в страны АТР.

Факторы, обуславливающие возможности развития как въездного, так и внутреннего туризма достаточно разнообразны, это и социально-политические, экономические, культурные, правовые, географические и т.д. Причем степень их влияния и направленность может иметь как положительный, так и отрицательный характер [3].

Для увеличения туристского потока на порядок (именно такая задача ставится перед краем), необходимо сконцентрироваться на конкретных точках роста. Важным фактором, способствующим развитию туризма в Приморском крае, является реализация значительных инвестиционных проектов в сфере туризма, создание «центров притяжения» для российских и зарубежных туристов.

Одним из таких центров и как фактора в будущем способствующего развитию туризма является открытие Интегрированной развлекательной зоны Приморья. Это первый объект игровой развлекательной зоны «Приморье», которую строят в районе бухты Муравьиной. По данным администрации края на конец октября 2016 года, Tigre de Cristal с начала года посетили более 190 тысяч человек. Около 30 % из них составляют иностранные туристы из азиатских стран — КНР и Республики Корея. Поступления в бюджет Приморского края за год работы казино составили 130 миллионов рублей [4].

Еще одним из объектов туризма может стать проект под названием «Приморское кольцо - Примринг». Планируемая площадь комплекса составит 78 гектаров, длина главного трека: 3613 метров, спидвей трасса - 400 метров, а мотокроссовая трасса — 11,6 километров. Красивый город, игорная зона и «Приморские кольцо - Примринг» не единственные причины, которыми можно привлечь туристов в Приморский край. Горы, реки, озера, целебные источники, рощи и пещеры - таких мест в данном субъекте Российской Федерации не мало. Очень популярна даже среди местного населения священная гора Пидан, вокруг которой таится большое количество легенд [5]. Привлекает сегодня туристов не только возможность отдохнуть, познакомится с природными и историческими особенностями края, но и комфортно провести время в городской среде. Поэтому в крае уделяется большое внимание благоустройству городских населенных пунктов, для обеспечения комфортного проживания, как местного населения, так и гостей (таблица 3).

Таблица 3 – Благоустройство городских населенных пунктов.

 

2010

2011

2012

2013

2014

Общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты, га

71549

71635

66063

70310

72961

Общая протяженность улиц, проездов, набережных, км

4260

4267

4354

4409

4574

Удельный вес освещенных частей улиц, проездов, набережных в общей их протяженности, %

28.1

28.6

27.3

27.5

34.0

С каждым годом озеленяются парки, сады, скверы, бульвары, улично-дорожные сети, также увеличивается протяженность замощенных улиц с усовершенствованным покрытием и обеспеченных подземными водостоками.

Основными факторами снижающими привлекательность Приморского края для туристов, является низкий уровень безопасности и отсутствие комфорта в путешествии. Это одна из проблем, которая препятствует развитию въездного туризма. За рубежом уже сложился устойчивый стереотип об особой криминальной обстановке в России. В Приморском крае активно борются с правонарушениями, с целью обеспечения комфортного проживания как местного населения, так и гостей края (таблица 4).

Таблица 4 – Динамика правонарушений в Приморском крае

 

2010

2011

2012

2013

2014

Число зарегистрированных преступлений

50927

45637

48067

52458

48846

Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения

2599

2338

2462

2700

2527

Выявлено лиц, совершивших преступления, человек

19516

16764

16235

18413

19062

В 2014 году, по сравнению с 2013 число зарегистрированных преступлений сократилось в 3612 человек, снизилось число лиц совершивших преступления.

Также следующим главным пунктом в безопасности туристов является отсутствие достаточного количества гостиниц высокого уровня [6]. Нередко в дальневосточных и приморских гостиницах и ресторанах можно увидеть охранников пенсионного возраста, вахтеров и даже людей из бывших союзных республик, которые практически не владеют иностранным языком и не смогут в полной мере обезопасить туристов от каких-либо происшествий. Это также влияет на безопасность иностранных туристов.

Одной из причин снижения как въездного, так и выездного турпотока стала высокая стоимость туров для россиян и иностранных туристов.

Таблица 5 - Цены на услуги в сфере туризма

(декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

 

2010

2011

2012

2013

2014

Услуги в сфере туризма

103.7

108.6

102.5

105.8

115.6

Услуги гостиниц и прочих мест проживания

101.2

105.6

115.1

109.7

129.6

Санаторно-оздоровительные услуги

105.0

101.0

114.5

105.9

106.4

Услуги пассажирского транспорта

102.7

113.0

98.2

115.0

113.7

По данным таблицы можно сказать, что достопримечательности Приморья оцениваются чрезмерно высоко для иностранных туристов. Один день пребывания в гостинице Владивостока при низком уровне сервиса обходится иностранным гостям примерно в 150 и более американских долларов. В 2014 году, по сравнению с 2013, услуги гостиниц и прочих мест проживания выросли на 19,9%. Не только иностранные туристы, но и сами россияне не могут в полной мере воспользоваться рекреационными ресурсами. Это обусловлено высокими ценами на транспортные услуги, санаторно-курортное лечение, услуги в сфере туризма. Но в 2014 году, по сравнению с 2013, услуги транспорта уменьшились на 1,3%, а цена на санаторно-оздоровительные услуги увеличилась на 0,5%. Кроме того, тарифы на услуги пассажирского транспорта с начала года выросли на 3,4% к декабрю 2014 года. Значительный рост цен отмечался на санаторно-оздоровительные услуги – 120,5% к декабрю 2014 года, экскурсионные услуги – 120,5%. Стоимость медицинских услуг возросла на 9,8%, услуг организаций культуры – на 3,8%.

Низкое туристское предпочтение связано с отсутствием уникальных предложений, эксклюзивных туров, способных потрясти воображение и заставить туристов вернуться. Стандартный набор предлагаемых услуг и экскурсий для иностранных туристов довольно узок: обзорная экскурсия по городу с посещением видовых площадок, краеведческого музея, "Владивостокской крепости", мемориальной подводной лодка С-56, океанариума и магазина сувениров. У разных туристских фирм могут быть небольшие дополнения, но при повторном посещении Дальнего Востока туристы вряд ли пожелают еще раз знакомиться с упомянутыми экскурсионными объектами.

Из-за того, что туристическая инфраструктура плохо развита в крае, Приморье не может реализовать все свои возможности, поэтому все перечисленные факторы приводят к тому, что недостаток уникальных событий приводит к тому, что иностранные туристы не посещают Приморский край вторично. Туристу кажется, что он уже все видел и ничего нового его уже не ожидает. Ведь большинство турфирм очень плохо координируют работу перевозчиков и гостиниц, ощущается острый недостаток профессиональных кадров. Также сдерживает развитие туризма в Приморском крае практически полное отсутствие рекламы, которая могла бы вызвать интерес у иностранцев, а также нужно использовать туристско-рекреационный потенциал полностью. Для того чтобы продукт продавался, он должен быть качественным и хорошо прорекламирован.

Список использованных источников

  1. Vlasenko A.A., Tsareva N.A., The places of settlement of koreans in the Primorsky region as a factor of enhancing cultural tourism in the region Journal of Environmental Management and Tourism Issue 2 (12) Winter 2015 P.346-352. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.asers.eu/publishing/index.php/jemt/article/view/416

  2. Федеральная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» на 2011-2018 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/

  3. Царева Н.А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — №1 (54). — С. 981-987.

  4. Репортаж: Один вечер в казино Tigre De Сristal во Владивостоке [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vladivostok3000.ru/city/18118-reportazh-odin-vecher-v-kazino-tigre-de-sristal/

  5. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Перспективы развития туризма в Приморском крае // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 361-364.

  6. Шестак О.И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) / О.И. Шестак // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 17. № 3.1. С. 183-196.

Просмотров работы: 5214