ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Астанина О.И. 1, Харьковская Е.В. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает особую актуальность в связи с тем, что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционной культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические и духовные проблемы современной цивилизации.

В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» «творчество» определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности» [1, с. 754].

Творчество не просто характеризует более многочисленный массив людей, занятых профессиональным творческим трудом, но и служит своего рода пропуском в современную культуру. Специфика творчества и творческой деятельности как особого вида человеческой деятельности такова, что далеко не все и даже не основная часть населения сможет быть приобщена к той новой культуре» [2, с. 20].

Именно творчество может рассматриваться как системообразующий элемент общей культуры. Оно как бы намечает основные направления развития будущей цивилизации и указывает на необходимость развития креативных качеств личности уже сейчас.

Креативность – это, с одной стороны, творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности, с другой - это процесс преодоления косности в них. Креативные качества личности присущи каждому человеку, но, как правило, теряются большинством под воздействием среды, в случае отсутствия целенаправленного воздействия, способствующего их развитию.

В основе креативности лежит принцип жизненной обусловленности, которая заключается в потребности общества в творческих, нестандартно мыслящих личностях с ярко выраженной индивидуальностью и эмоциональной гибкостью, развитой мотивированностью и потребностью личности в преобразовании действительности, способностью не только генерировать идею, но и превращать ее в продукт своей деятельности.

Мы придерживаемся мнения И.А. Малахова о том, что креативность есть совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности [3, с. 79]. По его мнению, креативность включает способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, нестандартно разрешать проблемные ситуации. Она является уникальным качеством личности, которое проявляется и реализуется в творческой деятельности человека, охватывая при этом некую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющих способность к творчеству.

Исследователи утверждают, что люди, будучи потенциально творческими, подавляют свои действия, потому что они противоречат принятым или традиционным представлениям. Ликвидация факторов, препятствующих креативности, и поощрение творческих начинаний может превратить в креативную личность практически каждого, для чего необходима целесообразная система воздействия на личность и грамотное использование технологий социально-культурной деятельности, в том числе и театральных.

Получая удовольствие от собственного участия в театрализованных представлениях и спектаклях, человек способен усваивать определенные ориентации по отношению к миру и к самому себе, т.е. представления и установки, которые развивают креативность и в целом творческую личность. Именно в таком человеке соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умение своеобразным образом влиять на окружающую действительность и сохранять свою уникальность.

Способность индивида к творчеству, созиданию, инновационной деятельности в контексте становления личности является определяющей, а театрализация, по определению В.И. Иванова, – это «жизнь масс, художественно оформленная по законам театра», как инструмента пересоздания личности» [4, с.16 - 19].

Театральное творчество социокультурной деятельности смело можно назвать кладезем, ареной для развития творческого потенциала личности и её креативных качеств.

Именно творчество может рассматриваться как системообразующий элемент общей культуры. Оно как бы намечает основные направления развития будущей цивилизации и указывает на необходимость развития креативных качеств личности уже сейчас.

Театральные технологии располагают огромным потенциалом для стимулирования интереса к музыке, к литературе и театру, к русскому слову, способствуют развитию творческих способностей и креативности личности. Занятия театральной деятельностью помогают детям и подросткам легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую их действительность развитой и полноценной креативной личностью.

Театр, где играют дети, – это, безусловно, художественное явление, где вырабатывается новая, ни на что не похожая эстетика, обретающая свой собственный образный язык и имеющая свою собственную художественную ценность. Воспитание средствами театрального искусства позволяет посвятить школьника в тайны театра как вида художественного творчества, начиная со знакомства с разнообразными элементами театральности и заканчивая образованием живого интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса, в работе над ролью.

Работая над этюдом или ролью, дети неизбежно задействует различные стороны своего характера, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот фактор является залогом дальнейшего успешного развития подростков, прививает им вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.

Интеграционный момент в активизации театральных технологий особенно актуален сейчас, когда общество все более сужает личностный кругозор ребенка, который, твердо встав на путь узкопрофессионального образования и специализации, не всегда приближается к идеалу духовно богатой, творчески мыслящей личности.

Театр влияет на сознание, на духовно-эмоциональный мир человека, активизирует духовный рост, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта. В результате он начинает ощущать себя творцом и убеждается в том, что сам может быть режиссером своей судьбы.

Русские театральные технологии в системе мирового театрального искусства всегда находились на особом счету, как символ качества, духовности, пример для подражания и восхищения. Театральные технологии - это система вопросов и творческих заданий, которая помогает раскрывать образное содержание искусства. Они должны представлять собой диалогическое общение и создавать варианты творческих прочтений театральных сочинений.

Чем больше ребенок увлекается театром, тем значительнее будет креативная направленность его деятельности.

Таким образом, исследователи утверждают, что развитие креативных качеств личности качественно меняет личность человека. Креативность будет являться свойством личности: человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности [5, с. 94].

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве искусство творчества / Д.Б. Богоявленская. – М.: Наука; Смысл, 2000. – С. 186 - 197.

2. Сухарев, В. А. Глобализация и культурная трансформация в современном мире: автореф. дис... д-ра филос. наук / В.А. Сухарев. – М, 2001. – 27 с.

3. Малахов, И.А. Развитие личности: способность к творчеству, одаренность, талант / И.А. Малахов. – Мн. – 2002. – 157 с.

4. Иванов, В.И. Предисловие к книге Р.Роллана «Народный театр» / В.И. Иванов // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. – М., 1988. – С. 16-19.

5. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра: учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. училищ / Б.Е. Захава. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва.: «Просвещение», 1973. – 233 с.

Просмотров работы: 648