ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Алипина Е.В. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ежегодно в России рождается более пятидесяти тысяч детей, признанных инвалидами с детства. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Для нормальной адаптации ребёнка с физическими нарушениями важно, чтобы у него формировалась правильная оценка окружающих и себя, необходимо воспитать нравственное отношение к окружающим.

Чтобы помочь такому ребёнку, научить основным навыкам необходимым для жизни, и безболезненно для него ввести его в общество нужен определённый подход, который поможет ему сформировать свои основные миросозерцательные принципы и улучшить эмоциональное и физическое состояние ребёнка.

Один из психологов XX века Б.Ф. Скинер утверждал, что наше поведение определяется окружающей средой. По его мнению, чтобы объяснить поведением и таким образом понять личность ребёнка, нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями [5, c. 91]. Автор доказал, что поведение человека предсказуемо, обусловлено и контролируемо. Отсюда вытекает важность диалога между учителем и детьми. Но диалог в открытой форме не всегда бывает откровенным, искренним: сказывается возрастная разница между педагогом и ребёнком, и гендерные особенности участников диалога, и индивидуальность ребёнка.

В проблеме об улучшении помощи ребенку с ограниченными возможностями, необходим ряд правильного построения стратегий действий, что невозможно без глубокого знания личности каждого ребёнка. По словам поэта и драматурга Иоганна Фридриха Шиллера: «В игре детей есть часто смысл глубокий». Стратегию общения с ребёнком с различными отклонениями от нормальной формы жизни, возможно реализовать при помощи игры. Именно эта форма общения помогает взаимодействию педагога с ребёнком.

Дети с нарушениями развития, к примеру, как: отсутствие слуха, зрения и прочих отклонений, ограничены в своих связях в обществе и взаимодействие с окружающим миром. В следствии ограниченных возможностей детей-инвалидов, развивается чувство одиночества. Эти дети могут быть гиперактивными, малоуправляемыми и при этом несчастными. Им трудно даётся самостоятельная деятельность из-за чувства неполноценности, а так же развития неправильного мировосприятия.

Такие дети сталкиваются со значительными барьерами на пути включения в социальное и культурное пространство. Эта вынужденная изоляция причиняет зачастую не меньше страданий, чем заболевание приведшее к инвалидности, поэтому в связи с медицинской, профессиональной и другими традиционными видами реабилитации так важна работа по восстановлению социально-культурных связей. Елена Дунаева, инвалид I группы сказала: «Инвалидность– это не обделенность судьбой, это скорее, такой образ жизни, при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным - и мне, и другим.» Наша задача заключается в том, чтобы не просто в игровой форме развить те или иные навыки необходимые для нормальной жизни ребенка, наша задача помочь детям понять, что их общество не создает дискомфорта для здоровых людей, а также что их повседневная жизнь может быть такой же насыщенной и интересной, как и у их здоровых сверстников. Наряду со всеми медицинскими реабилитационными способами, немаловажную роль в оздоровительной деятельности детей-инвалидов играет игровая деятельность.

Принцип «не навреди» является одним из наиболее существенных в организации физкультурно-спортивной, досугово-игровой, соревновательной и интеллектуально-игровой сферах педагогической деятельности с применением игры. Центральное место должны занимать здесь разнообразные творческие игровые программы, специально разработанные для детей с ограниченными возможностями, с учетом степени и вида их болезни.

Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие, а также обеспечивали чередование психофизической нагрузки. Очень важно и число детей в группе. Оно должно обусловливаться не только возрастом, но и состоянием здоровья, развитием психомоторных качеств, общей физической подготовленностью.

Преимущество подвижных игр перед строго дозволенными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанны с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхание. Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игр, которая вызывает у занимающихся положительные эмоции. Игры такого рода, развивают коммуникативные качества ребёнка, учат его быть частью команды, а так же помогают ребёнку увереннее чувствовать себя в обществе. Всё это оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка.

Так же неоценимый вклад в развитии личности ребёнка, может внести сюжетно-ролевая деятельность. Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер ребёнка, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он старается вжиться в новую роль и полностью соответствовать ей.

Ребёнок, принимая участие в такого рода играх, отражает окружающую его действительность, он примеряет на себя роли своих родителей, учителей и всех тех, кто его окружает. Всё то, как ведут себя его родители, как ведут себя герои того или иного фильма, мультфильма, который видел ребёнок, всё это находит отражение в его действиях, в игре. Естественно, по этой же модели, ребёнок в будущем, будет строить и свою жизнь.

Детские игры, неизменно отражают существующую действительность со всеми её положительными и отрицательными сторонами. Например, в годы войны, дети играли в партизан, любимыми ими игрушками были солдатики. А в наше время, дети представляют себя лихими бандитами, а то и вовсе уходят от реальной действительности в виртуальные игры.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто другой нуждаются в таких играх, потому что, в связи со своим недугом они могут не совсем правильно оценивать окружающую их среду и общество. А существование в игровой форме, формирует их нравственные и моральные принципы, снимает эмоциональное и мышечное напряжения, дает основные понятия ребёнку об окружающем его мире а так же формирует положительное или отрицательное отношение к явлениям действительности.

Таким образом, значение игр в развитии личности ребенка едва ли можно переоценить. Социологи утверждают, что общество через 10–15 лет будет таким, каковы сейчас игры у детей. В детской игре нет другого предмета и другого продукта, кроме самого действия. Иными словами, игра – это действие само для себя, неисчерпаемый мир творчества, удовольствия и, конечно же, творческого развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Дуюровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М. : изд-во РГСУ, 2012.

  2. Особенности различных видов инвалидности» [Электронный ресурс] РООИ ПЕРСПЕКТИВА, 2000. URL: http://bibl-blago.narod.ru/metod/nezavisim/osobennosti.htm (дата обращения 12.12.2016)

  3. Праздник / периодическое издание. №10, 2013.

  4. Праздник / периодическое издание. №1, 2012.

  5. Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/2228/12.pdf (дата обращения 12.12.2016)

Просмотров работы: 514