СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СЕВЕРО – ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СЕВЕРО – ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Чердакова Д.А. 1
1Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все чаще туризм определяется как одно из приоритетных направлений для развития регионов. Эта тенденция не миновала и Северо-Западный федеральный округ (СЗФО): въездному туризму уделяется большое внимание на протяжении многих лет, причем с каждым годом процесс только набирает обороты.

Северо-Западный федеральный округ включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации различного статуса с населением 13,6 млн. человек и общей площадью 1,7 млн. кв. километров, в том числе Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. К округу примыкает арктическая зона, относящаяся к сфере интересов Российской Федерации. СЗФО занимает выгодное геополитическое положение – граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря. Площадь округа составляет 1686,9 тыс. кв. км (9,87% территории России), на его территории проживают 13,6 млн. человек [5].

СЗФО обладает обширными рекреационными ресурсами, богатейшим культурным наследием и имеет благоприятные возможности для развития туристической отрасли, в частности въездного и внутреннего туризма. Из двадцати четырех российских объектов всемирного наследия, охраняемых UNESCO на территории СЗФО находятся восемь. В предварительный список UNESCO кандидатов на включение в перечень объектов культурного наследия также включены: ансамбли «Большой Псков» и «Валаамский архипелаг», «Заветы Кенозера». Следовательно, развитие туризма в регионах Северо-Западного федерального округа на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для регионов и муниципалитетов, может ускорить их экономическое развитие и существенно улучшить в них социально-экономическую ситуацию.

Северо – Западный федеральный округ по сравнению с другими регионами России является высокоурбанизированным - в городах проживает около 83% населения. Горожане больше склонны к путешествиям и заинтересованы в существовании экологически безопасных мест отдыха недалеко от места постоянного проживания. В регионе сформирована и постоянно развивается сеть национальных парков, заповедников и заказников, что позволяет развивать экологический туризм. Выгодное расположение СЗФО относительно европейских стран позволяет развивать международное сотрудничество области туризма. Приграничные территории участвуют в международных туристских проектах («Баренцева зона», «Баренцев путь», «Путь из варяг в греки» и др.), которые финансируются европейскими фондами. В регионе ведется интенсивная выставочная деятельность: выставка «ИНВИТЕКС» в Санкт - Петербурге вошла в число крупнейших европейских выставок, международная выставка – ярмарка «ITFA» в Архангельске и др.

Согласно оценкам администраций регионов СЗФО, суммарный въезд туристов по итогам 2015-го составил 14 млн. человек при росте примерно на 4% по сравнению с предыдущим годом и в целом увеличился на 14,4% по сравнению с предкризисным 2010 годом.

Наилучшую динамику увеличения въездных потоков продемонстрировали Ленинградская, Вологодская области и Республика Карелия. При наличии явных лидеров в регионе по развитию внутреннего и въездного туризма, есть области, несколько отстающие за счет своего географического положения, природных и исторических особенностей, а также экономического развития. К ним относятся: Ненецкий АО, Архангельская область, Республика Коми.

Стоит отметить, что районы, где туризм развивается не такими быстрыми темпами, стараются сделать акцент на каком - то определенном виде туризма или объекте показа. Активное брендирование таких территорий позволяет привлечь внимание не только российских туристов, но и сделать регион более привлекательным и узнаваемым в глазах иностранцев. Из наиболее удачных – проекты: «Великий Новгород – Родина России», Республика Коми «Экореспублика Коми», Великий Устюг – «Родина Деда Мороза».

Лидером по въездному туризму продолжает оставаться Санкт – Петербург – около 41%, при этом туристский поток отличается наибольшей платежеспособностью за счет высокой доли иностранных туристов (около 52% суммарного въезда). Однако в большинстве регионов СЗФО доля иностранцев невысока. Так, в Архангельской области в 2015 году она составила всего 10,1 тыс. человек при общем туристском потоке 338,1 тыс. На сегодняшний день по совокупному въездному потоку Северо-Запад сопоставим с Краснодарским краем – одним из признанных туристских лидеров в России[4].

Однако, существуют и негативные факторы, сдерживающие развитие туризма в СЗФО. К ним относятся: низкий уровень внутрирегионального интеграционного взаимодействия в процессе развития туризма; неравномерность развития туризма и рекреации на территории СЗФО; отсутствие маркетинговой программы; жесткая конкуренция со стороны отечественных (в первую очередь, московских) и зарубежных турфирм за использование туристско-рекреационных ресурсов СЗФО и за туристские потоки.

Препятствуют развитию туризма: недостаточно развитая транспортная инфраструктура, недостаточное количество мест в гостиницах, слабое развитие объектов индустрии развлечений и низкий уровень благоустройства, отсутствие соответствующей международным требованиям отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма, неподготовленность местного населения большинства регионов к работе с туристами, отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на значительной части территории округа.

Основные перспективы развития туристско-рекреационного комплекса в СЗФО

В «Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года» отмечено, что туристско-рекреационная деятельность приобретает все более массовый характер. Главными направлениями развития этой отрасли являются: совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы; развитие инфраструктуры туризма (модернизация существующих и строительство новых объектов санаторно-курортной направленности с учетом своеобразия погодных условий, рекреационных ресурсов, строительство гостиниц эконом - класса (2 - 3 звезды) в исторических городах, а также пансионатов в местах интенсивного посещения туристов, приютов и баз на туристских маршрутах; совершенствование маркетинговой политики в туризме; повышение конкурентоспособности туристических продуктов; сохранение единого культурного пространства Русского Севера как особого региона российского культурного наследия и уникального памятника мировой культуры; развитие человеческого фактора, предполагающее подготовку квалифицированных кадров для туризма и рекреации; повышение инвестиционной привлекательности туристического комплекса; развитие научно-исследовательской базы туристической отрасли; развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность объектов природного и культурно-исторического наследия; развитие рекламы и создание брендов [3].

Согласно стратегии, наиболее важными направлениями развития и модернизации туристической инфраструктуры, являются:

- облегчение вопросов резервирования земель для туристических нужд;

- содействие в организации привлекательных инвестиционных площадок для создания объектов туристической инфраструктуры;

- развитие круизного судоходства на внутренних акваториях округа на судах российских компаний;

- создание сети объектов размещения в непосредственной близости и на территории развитых туристических кластеров;

Также необходимо осуществить следующие меры: координация региональных программ в области продвижения туристических продуктов, в том числе:

- формирование и развитие информационных ресурсов в сфере туризма;

- информационно-аналитическое обеспечение реализации программ развития туризма;

- разработка межрегиональных маркетинговых программ продвижения северо-западной части России как уникальной туристической территории;

- формирование межрегиональных туристических программ по территориям нескольких регионов (единые историко-культурные кластеры могут быть образованы на территориях Новгородской, Ленинградской, Вологодской и Псковской областей, г. Санкт-Петербурга, отдельных муниципалитетов Республики Карелия, Вологодской и Архангельской областей);

- формирование совместных с сопредельными государствами Европы международных туристических программ (Калининградская область - Республика Польша - Литовская Республика, Республика Карелия - Финляндия, Республика Коми - Ненецкий автономный округ - Мурманская область - Финляндия - Норвегия).

Наиболее перспективным направлением туристической деятельности является развитие:

- событийного и делового туризма - привлечение массового или специализированного контингента туристов, пользуясь каким - либо событием культурной или спортивной жизни округа, региона или населенного пункта (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники, соревнования, конференции и др.). Одной из целей Стратегии является вхождение к 2020 году г. Санкт-Петербурга в 20 ведущих конгрессных городов мира и в 10 конгрессных столиц Европы. Развитию делового туризма должно способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и комфортабельных гостиничных комплексов во всех регионах Северо-Западного федерального округа;

- круизного туризма (г. Санкт-Петербург, Республика Карелия, Архангельская, Вологодская и Мурманская области);

- экологического туризма (Республика Карелия, Республика Коми, Вологодская, Калининградская и Мурманская области), имеющего в большей степени неорганизованный характер, чем другие виды туризма, не требующего высококачественного сервиса и инфраструктуры, но требующего государственного внимания к сохранению природных памятников и ландшафтов.

Действительно, как показали последние несколько лет, в отдельных российских регионах и, в частности, в СЗФО, туризм развивается достаточно успешно. Он позволяет обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, интеграцию национальной туриндустрии в мировую экономику, способствует росту занятости и повышению уровня жизни населения, а также увеличивает поступления в бюджеты всех уровней. Кроме того, будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. Негативные последствия можно смягчить с достижением оптимального баланса между автономностью и зависимостью от регионов, поставляющих большое количество туристов. В то же время рациональное использование субъектов рекреационной деятельности приводит к экономически эффективной деятельности по оказанию услуг в сфере туризма.

Список литературы

  1. Кулачинская А.Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом/ А.Ю. Кулачинская//Экономическая наука и практика.: Издательство Молодой ученый, 2015.- С. 187-189.

  2. Сладких Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России / Сладких Л.С. // Проблемы современной экономики. - 2015. - №4(44). - С.368-371.

  3. Стратегия социально – экономического развития Северо – Западного федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074 – р // Консультант Плюс: справочно – правовая система. (Дата обращения: 23.12.2016).

  4. Федеральная служба государственной статистики//Розничная торговля, услуги населению, туризм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/ (Дата обращения: 23.12.2016).

  5. Официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в Северо – Западном федеральном округе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://szfo.gov.ru/district/ (Дата обращения: 23.12.2016).

Просмотров работы: 3188