ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Финошкина А.А. 1
1Оренбургский государственный педагогический университет, Институт физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшей характеристикой взаимодействия человека и природы является его общая культура. Экологическая культура — неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее формирования обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень развития экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры.

Именно из-за этого возрастает роль образования в настоящее время. Именно оно является решающим фактором взаимодействия человека и природы. Понятие «экологическое образование» впервые было определено на конференции, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США). В настоящее время оно характеризуется как непрерывный процесс обучения, воспитания, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты. Экологическое образование опирается на научную базу, охватывает большую часть изучаемых в школе дисциплин и преследует цели:

- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения;

- формирование на базе знаний и умений научно обоснованной экологической картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- подготовка экологически грамотных учащихся, знающих экологические закономерности, связи между живыми организмами и окружающей природой, пути установления гармоничных отношений со всем живым как главной ценностью на Земле [2].

Экологическое образование носит непрерывный характер. Оно предполагает поэтапное расширение пространства экологической культуры личности, усложнение содержания и адекватное изменение способов его усвоения учащимися. Старший школьный возраст можно рассматривать как ключевую ступень экологического образования. В этот период жизни закладываются основы личностной культуры, ее основа, соответствующая широкому кругу общечеловеческих ценностей, происходит осознание значения природы для общества и человека, роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов, обеспечивается включение учащихся в практическую экологическую деятельность. Только в старшем школьном возрасте при целенаправленной работе можно сформировать систему научных экологических знаний, ценностных экологических ориентации, ответственное отношение к природной среде.

Содержание экологического образования в старшей школе отбирается в соответствии с базовыми педагогическими принципами:

- системности;

- единства и дифференциации эмпирического и теоретического компонентов, научной и практической составляющих;

- полноты содержания в пределах времени, отведенного на изучение данного предмета;

- преемственности содержания с учетом уровня усвоения ранее полученной информации;

- схематизации и моделирования;

- соответствия содержания предмета возможностям учебно-материальной базы учебного заведения с учетом перспектив ее развития на ближайший период [1].

Экологическое образование в старшей школе можно выстраивать на основе трех моделей: однопредметной, многопредметной и смешанной.

Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что экологические курсы должны стать составной частью общей системы образования. Содержание предмета «Экология» объединяет знания о различных видах сложных взаимодействий: эколого-биологических, эколого-биосферных, социально-экологических. Они определяют логику формирования экологической культуры старшеклассников и могут быть сгруппированы по пяти содержательным линиям:

1) становление экологии, ее основные понятия и методы;

2) биосфера — глобальная экосистема (глобальная экология);

3) экосистемы биосферы, популяция и организм в экосистеме (биологическая экология);

4) человек в экосистеме: антропоэкосистемы (экология человека);

5) человечество в биосфере: социоэкосистемы (социальная экология) [5].

Отдельный экологический курс целесообразно вводить именно в старших классах, так как он призван обобщить полученные ранее экологические знания, сформировать представление об экологии как науке, обеспечить понимание научных принципов деятельности человека. Выделение экологии как самостоятельного предмета имеет положительные и отрицательные стороны: складываются благоприятные условия для формирования систематизированных экологических представлений, однако в то же время возникает опасность локализации экологических знаний в сознании учащихся.

Многопредметная модельпредполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного направлений. В этом случае экологическая проблематика рассредоточивается по различным образовательным областям. Экологические вопросы соотносятся с учебным материалом и логикой изучения отдельных предметов, входят в учебные программы [3].

Экологизация школьных дисциплин осуществляется двумя взаимосвязанными путями: 1) органическим включением в учебные дисциплины экологических знаний и формированием практических умений охраны окружающей среды; 2) выделением в учебных программах самостоятельных тем природоохранного характера. Наиболее распространенный вариант экологизации общеобразовательных предметов — изучение соответствующих вопросов в курсах биологии, химии, физики, географии. Однако не меньшим «экологическим потенциалом» обладают и гуманитарные предметы.

Смешанная модельсчитается более перспективной. В этой модели содержание экологических знаний рассматривается с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также в отдельных курсах, которые разрабатываются для каждого этапа обучения. За счет вариативной части учебного плана вводятся предметы, интегрирующие экологические аспекты различных образовательных областей, факультативы и спецкурсы, посвященные проблемам экологии.

Эффективность экологического образования зависит не только от правильного отбора его содержания, но и от форм организации учебного процесса, используемых методов обучения. Экологическая направленность достигается и введением новых курсов, и включением в содержание школьных предметов дополнительной экологической информации, и качественным преобразованием самой познавательной деятельности учащихся. Условием возникновения гуманитарной экологической позиции старшеклассников является вовлечение их в решение такого ряда познавательных задач, которые обеспечивают выход за пределы непосредственно изучаемого предмета в «пограничные» сферы человеческого духа, рассмотрение учебных проблем в контексте экологии, безопасности жизнедеятельности, экономики, социальной инженерии, нравственности [4].

Таким образом, наиболее перспективными направлениями совершенствования экологического образования на старшей ступени школы считаем следующие:

- признание приоритетности экологического образования как определяющего характер и уровень подготовки старшеклассников к жизни в быстроменяющихся природно-социальных условиях;

- принятие общей, одинаково трактуемой участниками учебно-воспитательного процесса цели современного экологического образования в старшей школе;

- уточнение содержания обучения экологии и безопасности жизнедеятельности;

- коррекцию компонентов методической системы, обеспечивающих развитие экологического образования;

- усиление интегративных тенденций в построении содержания экологического образования;

- изменение подходов к диагностике результатов экологического образования старшеклассников.

Список литературы

  1. Астарханова, Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / Н.Р. Астарханова. – М.: Мир автокниг, 2004. – 21 с.

  2. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников / Г.В. Буковская. – Тамбов: Школьная пресса, 2009. – 235 с.

  3. Иванов, В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры старших школьников. – Челябинск: ЭСКМО, 2002. – 149 с.

  4. Чикенева, И.В. Аварийно-спасательные работы как минимизация экологических рисков: учебное пособие / авт.-сост. И.В. Чикенева, Е.Е. Лутовина. Мин-во образования и науки РФ, Оренбург.гос.пед.ун-т. Оренбург, 2016.-143 с. http://rucont.ru/efd/368425

  5. Чикенева, И.В. Система воспитания экологической культуры /И.В. Чикенева, Н.Н. Пужайкин. Международная научно-практическая конференция «Современное образовательное пространство: риски и безопасность»: сборник статей (16-17 октября 2014 г.) / ФГБОУ ВПО «ОГПУ». – Оренбург, 2014. С. 338-342.

limpania@mail.ru

Просмотров работы: 678