Именно из-за этого возрастает роль образования в настоящее время. Именно оно является решающим фактором взаимодействия человека и природы. Понятие «экологическое образование» впервые было определено на конференции, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США). В настоящее время оно характеризуется как непрерывный процесс обучения, воспитания, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты. Экологическое образование опирается на научную базу, охватывает большую часть изучаемых в школе дисциплин и преследует цели:
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения;
- формирование на базе знаний и умений научно обоснованной экологической картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- подготовка экологически грамотных учащихся, знающих экологические закономерности, связи между живыми организмами и окружающей природой, пути установления гармоничных отношений со всем живым как главной ценностью на Земле [2].
Экологическое образование носит непрерывный характер. Оно предполагает поэтапное расширение пространства экологической культуры личности, усложнение содержания и адекватное изменение способов его усвоения учащимися. Старший школьный возраст можно рассматривать как ключевую ступень экологического образования. В этот период жизни закладываются основы личностной культуры, ее основа, соответствующая широкому кругу общечеловеческих ценностей, происходит осознание значения природы для общества и человека, роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов, обеспечивается включение учащихся в практическую экологическую деятельность. Только в старшем школьном возрасте при целенаправленной работе можно сформировать систему научных экологических знаний, ценностных экологических ориентации, ответственное отношение к природной среде.
Содержание экологического образования в старшей школе отбирается в соответствии с базовыми педагогическими принципами:
- системности;
- единства и дифференциации эмпирического и теоретического компонентов, научной и практической составляющих;
- полноты содержания в пределах времени, отведенного на изучение данного предмета;
- преемственности содержания с учетом уровня усвоения ранее полученной информации;
- схематизации и моделирования;
- соответствия содержания предмета возможностям учебно-материальной базы учебного заведения с учетом перспектив ее развития на ближайший период [1].
Экологическое образование в старшей школе можно выстраивать на основе трех моделей: однопредметной, многопредметной и смешанной.
Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что экологические курсы должны стать составной частью общей системы образования. Содержание предмета «Экология» объединяет знания о различных видах сложных взаимодействий: эколого-биологических, эколого-биосферных, социально-экологических. Они определяют логику формирования экологической культуры старшеклассников и могут быть сгруппированы по пяти содержательным линиям:
1) становление экологии, ее основные понятия и методы;
2) биосфера — глобальная экосистема (глобальная экология);
3) экосистемы биосферы, популяция и организм в экосистеме (биологическая экология);
4) человек в экосистеме: антропоэкосистемы (экология человека);
5) человечество в биосфере: социоэкосистемы (социальная экология) [5].
Отдельный экологический курс целесообразно вводить именно в старших классах, так как он призван обобщить полученные ранее экологические знания, сформировать представление об экологии как науке, обеспечить понимание научных принципов деятельности человека. Выделение экологии как самостоятельного предмета имеет положительные и отрицательные стороны: складываются благоприятные условия для формирования систематизированных экологических представлений, однако в то же время возникает опасность локализации экологических знаний в сознании учащихся.
Многопредметная модельпредполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного направлений. В этом случае экологическая проблематика рассредоточивается по различным образовательным областям. Экологические вопросы соотносятся с учебным материалом и логикой изучения отдельных предметов, входят в учебные программы [3].
Экологизация школьных дисциплин осуществляется двумя взаимосвязанными путями: 1) органическим включением в учебные дисциплины экологических знаний и формированием практических умений охраны окружающей среды; 2) выделением в учебных программах самостоятельных тем природоохранного характера. Наиболее распространенный вариант экологизации общеобразовательных предметов — изучение соответствующих вопросов в курсах биологии, химии, физики, географии. Однако не меньшим «экологическим потенциалом» обладают и гуманитарные предметы.
Смешанная модельсчитается более перспективной. В этой модели содержание экологических знаний рассматривается с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также в отдельных курсах, которые разрабатываются для каждого этапа обучения. За счет вариативной части учебного плана вводятся предметы, интегрирующие экологические аспекты различных образовательных областей, факультативы и спецкурсы, посвященные проблемам экологии.
Эффективность экологического образования зависит не только от правильного отбора его содержания, но и от форм организации учебного процесса, используемых методов обучения. Экологическая направленность достигается и введением новых курсов, и включением в содержание школьных предметов дополнительной экологической информации, и качественным преобразованием самой познавательной деятельности учащихся. Условием возникновения гуманитарной экологической позиции старшеклассников является вовлечение их в решение такого ряда познавательных задач, которые обеспечивают выход за пределы непосредственно изучаемого предмета в «пограничные» сферы человеческого духа, рассмотрение учебных проблем в контексте экологии, безопасности жизнедеятельности, экономики, социальной инженерии, нравственности [4].
Таким образом, наиболее перспективными направлениями совершенствования экологического образования на старшей ступени школы считаем следующие:
- признание приоритетности экологического образования как определяющего характер и уровень подготовки старшеклассников к жизни в быстроменяющихся природно-социальных условиях;
- принятие общей, одинаково трактуемой участниками учебно-воспитательного процесса цели современного экологического образования в старшей школе;
- уточнение содержания обучения экологии и безопасности жизнедеятельности;
- коррекцию компонентов методической системы, обеспечивающих развитие экологического образования;
- усиление интегративных тенденций в построении содержания экологического образования;
- изменение подходов к диагностике результатов экологического образования старшеклассников.
Список литературы
Астарханова, Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / Н.Р. Астарханова. – М.: Мир автокниг, 2004. – 21 с.
Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников / Г.В. Буковская. – Тамбов: Школьная пресса, 2009. – 235 с.
Иванов, В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры старших школьников. – Челябинск: ЭСКМО, 2002. – 149 с.
Чикенева, И.В. Аварийно-спасательные работы как минимизация экологических рисков: учебное пособие / авт.-сост. И.В. Чикенева, Е.Е. Лутовина. Мин-во образования и науки РФ, Оренбург.гос.пед.ун-т. Оренбург, 2016.-143 с. http://rucont.ru/efd/368425
Чикенева, И.В. Система воспитания экологической культуры /И.В. Чикенева, Н.Н. Пужайкин. Международная научно-практическая конференция «Современное образовательное пространство: риски и безопасность»: сборник статей (16-17 октября 2014 г.) / ФГБОУ ВПО «ОГПУ». – Оренбург, 2014. С. 338-342.
limpania@mail.ru