ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ – ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ – ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цыбульская Т.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важным условием работы детской школы искусств является общедоступность образования и воспитание детей. Задача детской школы искусств не только традиционно выполнять функции широкого художественно-эстетического просвещения и образования, но и выявить возможность раннего таланта и создавать условия для его органичного профессионального становления. Именно, детская школа искусств, предоставляет благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и познавательную активность. Миссия детской школы искусств заключается вдуховно-нравственном развитии детей средствами художественно-эстетического образования, создании условий для формирования творчески мыслящей, социально-активной личности, способной к адаптации и самореализации в современном обществе.

Целью деятельности детской школы искусств является развитие творческих способностей и выявление одаренных детей через формирование общей культуры, а также приобщения их к миру и национальной культуре наследия.

Основные задачи детской школы искусств это:

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

- профессиональная ориентация детей;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей;

- адаптация детей к жизни в обществе;

- организация содержательного досуга детей;

- удовлетворение потребностей детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии.

Самые востребованные отделения в школе искусств – это музыкальные отделения. К ним относятся: фортепиано, народные инструменты (аккордеон, баян, гитара, домра, балалайка), духовые и ударные инструменты.

Преподаватель, обучая детей игре на музыкальных инструментах, должен не только научить понимать и выявлять содержание исполняемых произведений, но и умению захватить внимание слушателей и «заразить» их мыслями композитора. Это все может быть достигнуто, если преподаватель при обучении не ставит перед собой мелкие близкие задачи, а перспективно смотрит в будущее подрастающего музыканта. Немало важную роль в развитии творческих способностей детей является музыкальная «пища» - это то, что ребенок слушает. Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Поэтому очень важно, чтобы ребенок для своего творческого развития не слушал малоценную, «дешевую музыку».

Одна из основных задач преподавателя детской школы искусств – это сохранение индивидуальности ученика и развитие его творческих способностей. Для достижения этой задачи нужны специальные условия. Совместное музицирование учащихся, несомненно, должно способствовать выявлению и росту творческих задатков детей. Школьные концерты знакомят детей с результатами их классной работы с преподавателем, а также объединяет детей разных классов, помогая им обмениваться своими достижениями. При этом ярче выявляются их личные вкусы и склонности, различные способы работать, стремление каждого выразить в музыке то или иное содержание по-своему. Выступая в одном концерте: пианисты, духовики, народники объединяются в совместной работе. Совместное музицирование быстро и широко развивает музыкальную культуру детей, его всестороннее знакомство с особенностями разных инструментов и их значением в музыке.

Учебно-воспитательная работа преподавателей детской школы искусств направлена на развитие тех способностей учащихся, которые нужны для успешного продвижения к цели, на воспитание воли, характера, трудолюбия, сознательного отношения к делу.

Организация и основное содержание образовательного процесса в детской школы искусств определяется с учетом:

- обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в детской школе искусств реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств.

Как утверждает Е.И. Николаева, проявление творческих способностей зависит от индивидуальных качеств учащихся, а также своеобразия деятельности, в которой можно проявить творческие способности [4].

Лев Толстой говорил: «Надо воспитывать ребенка так, чтоб в нем возможно раньше началась внутренняя борьба со своими дурными привычками» 5, с. 6.

В детской школы искусств создаются условия для мотиваций, побуждающих учащихся прилагать все усилия для активного участия в конкурсной деятельности. Участие в конкурсах, фестивалях, выставках, смотрах способствует самореализации и развитию самостоятельного творчества учащихся.

Чем разнообразнее круг занятий, тем шире возможности выявления одаренности 3, с. 77. Поэтому в детской школы искусств учащиеся музыкальных отделений занимаются в творческих коллективах (оркестре духовых инструментов, оркестре русских народных инструментов, ансамбле народных инструментов, фольклорных коллективах, хоровых коллективах и др.), участвуют в международных, региональных, областных, открытых, районных конкурсах, фестивалях, смотрах.

Учащиеся и преподаватели детской школы искусств активно участвуют в культурно-просветительской деятельности, выступают на концертных площадках, что стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества учащихся, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат. А также найти своего слушателя, а, следовательно, способствует оживлению образовательного процесса, росту интереса к обучению, расширению рамок репертуара юных музыкантов.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская школа искусств - неотъемлемая составляющая общего образования. Она обладает особыми, присущими только ей педагогическими возможностями для становления растущего человека, для решения им личностно-значимых для него проблем.

Ценностные приоритеты, среди которых важнейшими являются: развитие детского творчества, воспитание культуры здорового образа жизни, саморазвитие личности, открытость системы детской школы искусств, создание дополнительных образовательных программ находят практическое воплощение, и способствует дополнительному образованию детей и развитию культуры в целом.

Литература

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

  2. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с.

  3. Лук А. Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 126 с.

  4. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб: Питер, 2010. - 232 с.

  5. Россихина В.П. Беседы о классической музыке / В.П. Россихина. - М.: Просвещение, 1980. - 110 с.

Просмотров работы: 1679