РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сопун С.С. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития работа с творчески одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне. Интерес к одарённости обусловлен общественными потребностями в неординарной творческой личности. В настоящее время, как у нас, так и в большинстве зарубежных стран, государство и общество вновь обратились к проблемам культуры, и стало ясно, что проблема одарённости приобрела статус государственно важной.

Понятие «одарённость» приобрело широкую значимость. И только в процессе обучения и воспитания может быть установлена и изучена одарённость детей. Детский возраст – это и есть тот период становления способностей и личности, когда ребенок проявляет особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. В свою очередь, это создает условия для развития различных видов одарённости.

Одаренный ребенок, по мнению профессора И.А. Савенкова, – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [5,с.17].

Раннее выявление, обучение, развитие и поддержка одарённых и талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Решает насущную задачу формирования творческого потенциала социалистического общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Одарённые дети способны внести свой вклад в развитие современного общества, где четко стоит вопрос организации работы по выявлению, развитию и поддержки творчески одарённых детей и талантливой молодёжи в области культуры и искусства.

Особое место и важная роль в реализации творческих возможностей детей принадлежит системе учреждений культуры и искусства, которая является одной из основных социально-культурных институтов, имеет общественную значимость и выполняет определенную функцию и форму работы в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Одним из основных социальных институтов, который обеспечивает культурную деятельность, направленную на развитие детской одарённости, их индивидуальных способностей и нравственное воспитание детей, является учреждение дополнительного образования, которое обладает определенными формальными и неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами социально-культурной деятельности.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, которые отличаются по содержанию, процессуальности, ожидаемому результату, среде обучения и обучения посредством реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Не только личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одарённых и талантливых детей, но и проведения творческих мероприятий – это конкурсы, фестивали, выставки, семинары и мастер-классы регионального, всероссийского и международного уровней.

Привлечение учащихся к конкурсной деятельности – одна из важных форм выявления одаренных детей. Созданные условия помогают совершенствовать мастерство одаренным детям и раскрыть свои способности тем, чья творческая одаренность в настоящий момент еще не проявилась. Так же конкурсная деятельность направлена на способных детей, в отношении которых преподаватель возлагает надежды на скачек в развитии творческих способностей.

Учреждения дополнительного образования детей располагают огромным арсеналом средств социально-культурной деятельности, которые используются на всех мероприятиях и представляют собой способы передачи содержания (событий, фактов, взглядов, идей, итогов) в целях оказания влияния на развитие личности.

В зависимости от характера содержания и назначения мероприятия выбирается определённое средство или, чаще, набор средств. Следует отметить, что инструментарий представленных средств выступает в комплексе и применяется дифференцированно. Выбор средств зависит от направленности проектов, от цели и характера воздействия на аудиторию.

По мнению таких ученых как Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, В.А. Монастырского, Г.В. Новиковой и другими средства социально-культурной деятельности – это инструмент, орудие для достижения целей, которые используются работниками учреждений культуры в процессе производственной деятельности как идейно-эмоциональное воздействие на развитие творческого потенциала, и с помощью которых раскрывается содержание проводимых мероприятий.

Следует отметить, что важную роль играют все средства социально-культурной деятельности, которые тесно взаимосвязаны между собой и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, то есть учащиеся и студенты. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, а это – конкурсы, фестивали, выставки, конференции, семинары, «круглый стол», брифинги и т.д.

К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся:

  • динамические – живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог, сценическая речь;

  • технические – светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, кино, радио, видео, аудиоаппаратура, телевизионные материалы, компьютерные технологии, печатная продукция, дизайн, свет, цвет, звук и т.д;

  • сенсорные – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.

  • знаковые – печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика, плакаты афиши, ноты и т.д.

  • модальные – цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.

Современные средства социально-культурной деятельности – это новейшие компьютерные и технические средства, которые позволяют выйти учреждениям культуры на новый уровень развития. Электронные и цифровые технологии обеспечивают возможность синтеза на одном носителе и в единой технологии практически всех традиционных видов информации: текста, фото и видео изображения, цвета, звука, анимации. Это открывает новые возможности хранения артефактов, трансляции и тиражирования информации: текстовой, художественной, специальной, научной, технической, справочной, управленческой и т.д. [6].

В настоящее время учреждения культуры, в том числе учреждения дополнительного образования, обладают достаточно большим арсеналом средств социально-культурной деятельности. Все детские музыкальные, художественные школы и школы искусств области имеют собственный Web-сайт в интернете. На данных страницах представлены сведения об образовательной организации, структура и органы управления, информация для родителей, банк данных одарённых детей, вся информация по конкурсам (Положение, итоги, фото).

Так, благодаря использованию современных технологий появилась абсолютно новая форма работы по выявлению, развитию и поддержки творческой одарённости детей. Профессиональное мастерство специалистов учреждений культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия средств выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. На примере конкурса рассмотрим, какие средства используются при его организации и проведении. Чем больше мероприятие, тем больше задействованы средства социально-культурной деятельности. Через интернет идет ознакомление с положением конкурса, используется обширный художественный и документальный материал.

Ведущее средство социально-культурной деятельности – это устное живое слово. Поэтому на конкурсах мы всегда видим яркое выступление ведущих, иногда в сопровождении музыки. Используются видеоматериалы, слайды, компьютер и мультимедийный проектор. На таких мероприятиях по-особому оформляется сцена зала и фойе (афиши, баннер, стенды с фотографиями участников). Для всех участников конкурса печатаются дипломы, буклеты, блокноты с логотипом конкурса и сувенирная продукция. По результатам конкурса выявляются самые одарённые его участники. Из этого мы видим, что конкурс играет важную роль по выявлению творчески одарённых детей.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Литература:

  1. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб.пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: Першина, 2004. - 406 с.

  2. Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных / А.А. Матюшкин – М. : Эксмо, 2005. – 144 с.

  3. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

  4. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб.пособие / Г.Н. Новикова. - М. : МГУКИ, 2010. - 158 с.

  5. Савенков, А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства / А.И. Савенков. М., 1999. - 186 с.

  6. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб.пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - Издательства «Лань», 2007. - 448 с.

Просмотров работы: 1073