СИМВОЛИКА МАСОНСКИХ ЗНАКОВ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИМВОЛИКА МАСОНСКИХ ЗНАКОВ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Черкесов Т.А. 1, Рубан Д.А. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Символы – это знаки, имеющие бесконечное число толкований, так как существует бесконечное число контекстов, в которых мы с ними сталкиваемся. Различаются символы по широте значений, т.е. так называемые символы символов; другие выполняют функцию метки, конкретного и точного указания. Предметом данного исследования являются масонские символы, которые были известны лишь немногим избранным, но с течением времени вышли за пределы данного сообщества и получили широкое распространение в наши дни.

Используя сравнительный анализ, рассмотрим влияние масонских символов на обычного человека. В 1957 году американский исследователь Джеймс Вайкери предложил теорию, по которой человеческое подсознание впитывает в себя не только то, что мы хотим, но и ту информацию, которая каким-то образом прошла мимо нашего внимания. Она крепко-накрепко закрепляется в подкорке головного мозга и корректирует желание и поведение человека. Наше бессознательное, желаем мы того или нет, оперирует языком символов. Существуют символы, которые вызывают у человека хорошие или плохие эмоции, мысли и чувства, а есть символы, которые действуют просто разрушительно. Когда мы воспроизводим какую-нибудь информацию несколько раз, то первая единица сознания «скатывается» в наше бессознательное и там становится нашим чувством. По мнению Джеймса Вайкери, именно с этой целью масоны наполняют мир своей символикой. Рассмотрим некоторые из используемых масонами символы.

Кресты, свастика и анкх – древнейшие символы солнца, жизни и вечности. Самыми распространенными знаками в символике масонов являются разные кресты – тау-крест, равносторонний, греческий или римский крест, трилистниковый или каббалистический крест, шестиконечный крест, гаммированный крест или свастика (в разных ее вариантах) и анкх, и их комбинации с другими масонским символами – шестиконечной и пятиконечной звездой, треугольником и змеей [8; 9;10].

Достаточно интересен и любопытен символ ордена розенкрейцеров – змея, пригвожденная к Тау-кресту, означающий, что темной натуре человека (змея) придется умереть, если дух сумеет выполнить свое предназначение. А так же крест и роза – считаются олицетворением огня и света. Роза понимается как божественный свет Вселенной, а крест как земной мир страданий, а также как дуалистический символ (мужское и женское начало).

Кресты использовались с доисторических времен как символы солнца, а также для обозначения элементов, из которых создан мир: воздух, земля, огонь, вода, вместе составляющих символ жизни. Анкх помимо этого нес значение символа вечности. В Древнем Египте анкх также понимался как ключ, которым открывают ворота к божественному знанию, а у древних скандинавов он был еще и символом небес. У каббалистов крест также обозначал небо, всеобъемлющую мудрость и миропостроение. Свастика, как и прочие кресты, считалась символом солнца и источником жизни, света, удачи, счастья и созидания. Она воспринималась как колесо жизни и показывала видимое движение Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части [8; 9;10].

Большинство деятелей считают, что крест произошел от схематического изображения птицы, которая в «Ригведе» и преданиях славян, кельтов, скифов, египтян, шумеров, ацтеков и других народов неоднократно сравнивается с Солнцем.

Всевидящее око – символ солнца и Высшего Космического Разума. Лучезарная дельта представляет собой треугольник с помещенным внутрь него оком – знаком просвещенности или принципа сознания, или всевидящим оком, создающим энергетику присутствия Высшего существа и постоянно излучающим утверждение бытия. По определению самих масонов, лучезарная дельта является математической точкой, не имеющей размеров, но находящейся повсюду, заполняющей безграничность пространства. Это также символ осознания и внимания, которое проявляет Высшее Существо к каждому масону и которое каждый масон должен проявлять по отношению к окружающему миру[13].

Всевидящее око означает огромную силу знания, то есть способность познать то, что скрыто за занавесом повседневной жизни, возвыситься над ней и обрести власть над временем, над собой и всем живущим. Это именно тот «третий глаз», позволяющий узреть истину и разгадать загадки Вселенной. Означает интуицию и сверхъестественные способности.

Это очень важный символ для каждого масона. Обычно, символ «Всевидящее око» располагается на востоке каждой ложи во время проведения ритуальных мероприятий. В основном, символ изображается в сиянии лучей или светящемся ореоле, отчего и получил свое название «лучезарная». Данная символическая композиция, помимо всего прочего, должна напоминать члену масонской ложи, что у него есть своя собственная звезда, которая помогает ему в жизненных испытаниях и освещает ему путь.

Он представляется олицетворением солнца и Высшего, космического, Разума. Так, всевидящее око в физическом плане представляет солнце, у которого жизнь и свет берут тело, а в духовном плане - Великого Архитектора Вселенной. А так же всевидящее око символизирует ясновидение, способность к интуитивному зрению. Глаз внутри треугольника олицетворяет всех солнечных богов, которые обладают оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в Едином Боге. В некоторых трактовках этого символа Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного видения – глазу.

Схема, по которой существуют все масонские организации – это упорядоченность и постоянный контроль. Глаз в треугольнике присутствует на фронтоне Казанского собора в Санкт-Петербурге. Глаз в пирамиде есть и над иконой Божьей Матери Исаакиевского собора. Точно такой же знак прямо посреди обелиска погибшим во время Первой мировой войны в Москве. На эмблемах американских правоохранителей, независимо от штата и чина, вот этот знак – угольник и циркуль – символ перепланировки мира.

Молот – символ активности и созидания. Молот не только орудие ручного труда, но и предмет высшего символического значения – символ крепости и активности. Молот и молоток, являются, прежде всего, орудиями труда окруженного ореолом загадочности и страха кузнеца, в чьих силах превратить железо в сталь. Этрусский демон смерти Хару в качестве символа своих функциональных обязанностей носил огромный молот с длинной рукояткой.

В руках у Гефеста – бога-покровителя всех творцов – также находится молот. У северных германцев он являлся оружием бога грома Тора, молот которого, Мьёлльнир (сокрушитель), возвращался, как бумеранг, в руки бога, когда тот громил великанов. Молот Тора являлся также символом расточающейся благодати, санкционирующей, к примеру, заключение брачного союза. В масонской символике молот является орудием мастера ложи и двух смотрителей, при этом применяется или молот камнетеса, или двуглавый молот [8; 9;10].

В повседневной жизни удар молота означает также необратимость решения, например на аукционе. Постукивание молоточком в судебном заседании означает призыв к соблюдению порядка. Молот может представлять собой амулет в виде подвески или рисунок на могильном камне. Прозвище правителя франков Карла «Мартелл» означает «молот». Молот так же присутствует и на с детства знакомом гербе СССР, занимая на нем одну из главенствующих позиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что масонские знаки сопровождают нас в течение всей жизни, даже несмотря на то, что мы совсем этого не замечаем. Однако умение верно воспринимать встречающиеся нам в том или ином случае символы, означает способность адекватно трактовать поступки человека в той ситуации, среде, в которую попадаешь, либо четко определять статус того, с кем общаешься. Понимание символического языка – это своего рода наивысшее проявление этикета, культуры и уважительного отношения к собеседнику. В современном мире достаточно много различных источников, таких как научные библиотеки, телевидение, Интернет-порталы, где содержится большое количество информации о символике, с помощью которых можно и нужно это понимание тренировать и развивать.

Список используемой литературы:

1.Богатырева Ж.В. Символика красного цвета в народных сказках. // Художественная литература как культурный ансамбль. / Материалы II Международной конференции, посвященной Году Литературы в России. – Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино». 2016. С. 36-44.

2. Богатырева Ж.В. Символическое значение «яблока» в сказках и мифах. АКУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 195-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. - Краснодар, 2016. – С 66-72.

3.Богатырева Ж.В. От мифа к сказке (сравнительный анализ) // Мир науки, культуры, образования. 2014. №6(49). С. 510-511.

4.Богатырева Ж.В., Арутюнян О.А. Сказка как предмет научного исследования. Мир науки, культуры, образования. 2015. №4(53). С.371-373.

5.Богатырева Ж.В., Зимина Н.Ю. Сказка как феномен культуры.// Мир науки, культуры, образования. 2015. №3 (52). С. 293-295.

6.Зимина Н.Ю. Использование тропов и выявление их символики в орнаментальном стиле Виктора Пелевина./ Актуальные вопросы филологических исследований. – Краснодар, 2013. С. 168-171.

7.Зимина Н.Ю. Орнаментальный стиль современного постмодернистского художественного текста.//Вестник Университета Российской академии образования. – Москва, 2007. № 4 (38). С. 192 – 194.

8.Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина. - М. ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Тросинг», 2003. – 591с.

9.Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической, и розенкейцеровской символической философии. Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма. 1992. – Т. 1 – 368 с., Т. 2 - 440 с.

10.Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М.: Локид-Миф, 1999. — 558с.

11. Лихачева О.Н., Емельянова Т.Ю. Поговорим о России. Учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев подготовительного отделения / Майкоп, 2009.

12.Лихачева О.Н., Темникова Л.Б. Спектр основных региональных кубановедческих реалий. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015. № 9. С. 12-16.

13. [Э/р] http://dopotopa.com

14. [Э/р] http://white-karma.ru/artview/simvoly-i-amylety-masonov

15. [Э/р] https://ru.wikipedia.org

16.[Э/р]http://www.mason.ru/

Просмотров работы: 1655