АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРЕ ЖКХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРЕ ЖКХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Бушуева М.А. 1, Беликова Е.С. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова (Ивановский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.

Жилищно-коммунальное хозяйство Ивановской области представляет собой сложный и взаимосвязанный социально-хозяйственный комплекс, деятельность которого в существенной мере формирует жизненную среду человека.

Каждый элемент системы ЖКХ имеет свою специфику, что не может не отразиться на особенностях потребностей в инвестировании. Услуги ресурсоснабжающих предприятий имеют вещественное выражение, являются жизненно необходимыми, неотложными, невзаимозаменяемыми, и если потребность в них является всеобщей, то их потребление носит индивидуальный характер. Коммунальные услуги имеют такие отличительные черты, как неразрывность процессов производства и потребления во времени и взаимозависимость и взаимообусловленность с требованиями потребителей. В целом, инвестирование ЖКХ требует соблюдения таких правил, как последовательность, комплексность, гибкость.[1]

Ивановская область активно участвует в реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Инструментом его реализации является федеральная целевая программа «Жилище», которая способствует увеличению объемов ипотечного жилищного кредитования, повышению доступности жилья, увеличению объемов жилищного строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры, выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» включает в себя четыре подпрограммы.

  1. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» предусматривает представление субсидий молодым семьям, за счет средств бюджетов всех уровней, на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

  2. Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» предусматривает меры государственной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

  3. Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» реализуется за счет средств федерального бюджета с использованием механизма предоставления государственных жилищных сертификатов.

  4. Подпрограмма «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» предусматривает оказание поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления им субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, привлекаемого в целях приобретения или строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома.

В таблице 1 показаны объемы финансирования подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы [2].

Таблица 1 - Объемы финансирования подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 гг. (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источники финансирования

2015 - 2020 гг. - всего

В том числе

2015

г.

2016

г.

2017

г.

2018

г.

2019

г.

2020

г.

Федеральный бюджет - прочие нужды

1028,62

700

328,62

-

-

-

-

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - прочие нужды

1005,92

677,3

328,62

-

-

-

-

Внебюджетные источники - прочие нужды

22,84

22,84

-

-

-

-

-

Итого

2057,38

1400,14

657,24

-

-

-

-

Объем финансирования подпрограммы составляет 2057,38 млн. рублей по направлению «прочие нужды», в том числе:

  • средства федерального бюджета - 1028,62 млн. руб.;

  • средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 1005,92 млн. руб.;

  • средства внебюджетных источников - 22,84 млн. руб. (в частности, это средства инвесторов).

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предпринимаются попытки привлекать средства внебюджетных источников для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. При этом доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в общем объеме финансирования может быть снижена за счет внебюджетных средств.

Структура и динамика инвестиций в сферу ЖКХ Ивановской области представлена в таблице 2.[3]

Таблица 2 – Структура и динамика инвестиций в сферу ЖКХ Ивановской области за 2014-2016 гг.

Годы

Общий объем инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, млн.руб.

Реализовано, млн.руб.

Цели реализации

Уровень износа коммунальной инфраструктуры, %

2016 г.

более 500

150

Системы уличного освещения, котельные, системы водоснабжения и водоотведения

67

2015 г.

12,4

12,4

Объекты жизнеобеспечения

67

2014 г.

4,45

4,45

Модернизация систем теплоснабжения муниципальных образований региона

67

Привлечение инвестиций в сферу ЖКХ весьма проблематично, поэтому департаментом ЖКХ в 2014 году была продолжена реализация подпрограммы по обеспечению функционирования систем жизнеобеспечения, в рамках которой органам местного самоуправления предоставляются субсидии на приобретение материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих инженерных сетей и отработавшего свой нормативный срок службы оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры. Основным условием подпрограммы является выполнение работ собственными трудовыми и производственными ресурсами организаций коммунального комплекса без включения понесенных затрат в соответствующие тарифные решения.

Сумма средств областного бюджета на реализацию подпрограммы в 2014 году составила 89,0 млн. руб. В отчетном году запланированный показатель в пределах 5% или 4,45 млн. руб. достигнут за счет привлечения инвестиционных ресурсов в модернизацию систем теплоснабжения муниципальных образований региона.

По данным 2014 года следует отметить, что на тот момент не существовало заинтересованности в реализации ряда проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры у потенциальных инвесторов из-за длительного периода их окупаемости.

В 2015 году начата процедура передачи в концессию объектов трех предприятий ЖКХ Ивановской области: МУП ЖКХ «Новогоряновское коммунальное объединение», МУП ЖКХ Хромцовского сельского поселения, МУП ЖКХ п. Колобово.

Для реализации плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций был утвержден график передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление на территории Ивановской области.

В 2015 году в соответствии с графиком имущество, задействованное в регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, и закрепленное на праве хозяйственного ведения за четырьмя муниципальными унитарными предприятиями Ивановской области было передано в концессию (имущество МУП Кинешемского района «ЖКХ-Сервис», МУП ЖКХ «Новогоряновское коммунальное объединение», МУП ЖКХ Хромцовского сельского поселения и МУП ЖКХ п. Колобово).

Между тем, несмотря на позитивную динамику привлекаемых заемных средств в этот сектор экономики, заинтересованность потенциальных инвесторов в реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2015 году находилась на крайне низком уровне, что обусловлено длительным периодом окупаемости таких проектов и неудовлетворительным финансовым положением ряда предприятий коммунального комплекса.

Общий объем инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в 2016 году составил более 500 млн. руб.[4] 150 млн. из этих средств уже реализовано, проекты запущены или почти запущены. Это системы уличного освещения, котельные, системы водоснабжения и водоотведения. В Южском районе, например, планируют строительство новой котельной, которая будет работать на торфе. А в Заволжске за счет честного инвестора должна появиться современная система очистных сооружений.

В Заволжске построена новая газовая блочно-модульная котельная мощностью 12 МВт с объемом инвестиций более 100 млн. руб. («Газпром теплоэнерго»), в Вичуге завершается монтаж четырех новых блочно-модульных котельных совокупной мощностью 6,955 МВт с объемом инвестиций более 45 млн. руб. («Теплоснаб-Родники») и начата реконструкция системы уличного освещения с объемом инвестиций более 19 млн. руб. («ВаттГрупп»).

Также в рамках привлечения инвестиций в текущем году заключены соглашения о сотрудничестве с инвесторами по строительству источников теплоснабжения, очистных сооружений, реконструкции систем уличного освещения с объемом инвестиций более 350 млн. руб. В их числе строительство очистных сооружений в Заволжске (потенциальный инвестор «РегионИнфраСистема»), двух новых газовых блочно-модульных котельных в сёлах Ново-Талицы и Михалево Ивановского района (ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой»), новой блочно-модульной котельной в селе Мугреевский Южского района («Ивановская биоэнергетическая компания») и новой газовой блочно-модульной котельной в селе Писцово Комсомольского района («Мосинтерм» и ТГК-7).

Согласно статистическим данным Минстроя России износ коммунальной инфраструктуры в среднем по стране превысил 75%. В Ивановской области этот показатель находится на уровне 67%, что по отношению к общероссийскому значению не является критичным, но говорит о необходимости проведения мероприятий уже в настоящее время.

Как показывает практика Ивановской области, на переданных в концессию объектах теплоснабжения на 47% снижается количество аварий и на 18% сокращаются потери. На объектах водоснабжения и водоотведения эти показатели составляют 21% и 18% соответственно.

Таким образом, частный бизнес проявляет всё больше интереса к инвестициям в ЖКХ. Прежде всего, бизнесменов привлекают стабильный спрос и высокий годовой оборот. Кроме того, для инвесторов в ЖКХ созданы комфортные условия: обновлено законодательство, оказывается господдержка - как финансовая, так и методическая. Однако, следует помнить, что принимаемые в целях реформирования сферы ЖКХ решения далеко не всегда достигают своей цели в силу существования множества внутренних и внешних противоречий, вследствие чего возникают управленческие дисфункции [5], усугубляющие и без того немалые проблемы.

Проблема привлечения инвестиций в ЖКХ на сегодняшний день является наиболее актуальной в социально-экономической сфере, при этом очевидна необходимость привлечения частного капитала, поскольку федеральные средства ограничены, а возложить затраты по реформированию системы ЖКХ целиком на собственников имущества в настоящее время невозможно. Трудности реформирования ЖКХ связаны с запущенностью этого сектора экономики, наличием противоречивых тенденций в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса и многочисленными особенностями ЖКХ как специфической сферы хозяйствования.

Список литературы:

  1. Беликова Е.С., Бушуева М.А. Особенности инвестирования в сфере ЖКХ. - ФГБОУ ВПО «МГУДТ», 2016.

  2. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2015 г. № 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050».

  3. В регионе формируется успешная практика инвестирования в сферу жилищно-коммунального хозяйства//Правительство Ивановской области: официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ivanovoobl.ru/eventdetails.aspx?id=16508 (дата обращения 01.12.16)

  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Ивановской области http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing/#

  5. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Парадигма конфликтно-компромиссного управления в региональной экономике // Научный журнал «Научное обозрение». – 2015 - № 20. – С.210-216.

Просмотров работы: 570