Конфликт – это осознаваемое противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон. Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей.
Так, по статистике исследования подготовленного Научно-мониторинговым центром, среди россиян в семьях конфликты происходят в следующем соотношении: «совсем не ссорятся» друг с другом 6,1% участников опроса, ссорятся «иногда» подавляющее большинство супругов 77,8%, «конфликтуют часто» - 14,4% респондентов.
Другими же, не менее редкими видами конфликтов, являются напряженности отношений в трудовой сфере, которые по статистике, подготовленной Научно-мониторинговым центром, растет за последние 3 года: в 2015 году зафиксировано конфликтов на 11% больше, чем в 2014, и 23% больше чем в 2013-м.
Именно неправильная, деструктивная реакция людей, их поведение в потенциально конфликтной ситуации приводит к грубым, безобразным ссорам и скандалам, стоящим для них впустую потраченных нервов и переполняет их негативными, разрушительными эмоциями, такими как гнев, ярость, обида, чувство униженности.
Значит ли это, что нужно стараться избегать конфликтов любой ценой?!
Разумеется, нет, невозможно избегать всех конфликтов! Достаточно всего лишь, научиться правильно оценивать ситуацию и выбирать правильную тактику поведения во время ссоры.
При низкой напористости и низком значении партнерства – следует воспользоваться тактикой «Избегание» («уход», «уклонение») - стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.
При низкой напористости и высоком стремлении к партнерству - тактика «Уступка» («приспособление») - стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» гарантирован «стратегический выигрыш».
При высокой напористости и низком партнерстве - тактика «Противоборство» – стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения. Эта тактика может быть признана эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, и порой он просто обязан быть настойчивым. Существенным недостатком данной стратегии является подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.
При средних значениях напористости и партнерства - тактика «Компромисс» - стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но он может возникнуть вновь в несколько измененной форме, так как породившая его проблема была решена не до конца.
При высоких значениях напористости и партнерства - тактика «Сотрудничество» - поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Тактика сотрудничества приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.
Для того, чтобы выбрать правильную тактику или линию поведения в конфликте и максимально защитить свои интересы, нужно: 1.) понимать, в какого рода конфликт вы вступили; 2.) грамотно оценить свои ресурсы и ресурсы противника; 3.) необходимо людям тренировать умение решать конфликты конструктивным способом, что в свою очередьдает обладателю умения выходить из конфликтных ситуаций либо победителями, либо с минимальными потерями; 4) коммуникативное поведение – одна из важнейших социальных интеракций, во многом именно оно предопределяет развитие социальных навыков и коммуникации в обществе в целом, поэтому выстраивание конструктивной личностной коммуникации, основанной на вежливости и продуктивности, имеет важные социальные эффекты.
Список используемой литературы:
1.Богатырева Ж.В., Асташов М.А. Значение эмпатии для позитивногосамоотношения студентов. /Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 70-73.
2. Вундт В. «Проблема психологии народов». - М.: Эксмо, 2002.
3.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.
4. Гроф С. «Области человеческого бессознательного». - М.: ИПТ, 1994
5. Лихачева О.Н., Емельянова Т.Ю. Поговорим о России. Учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев подготовительного отделения / Майкоп, 2009.
6.Лихачева О.Н., Темникова Л.Б. Спектр основных региональных кубановедческих реалий. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015. № 9. С. 12-16.
7.Красноок З.П., Богатырева Ж.В. Проблемы трудового воспитания будущих специалистов в вузе. В сборнике:Инновационные процессы в высшей школеМатериалы XVII Всероссийской научно-практической конференции. Кубанский государственныйтехнологический университет. 2011. С. 210-211.
8.Немов Р. С. – Психология: Учеб. Для студ. Высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – Кн 1:Общие основы психологии. -688 с.
9.Хачиянц А.Л., Афнари С.А., Богатырева Ж.В. Секрет эффективного общения. / Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 172.
10.Хачиянц А.Л., Богатырева Ж.В. Роль репрезентативной системы в процессе обучения. В сборнике: Модернизация системы непрерывного образования Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией: Т.Г. Везирова, Тищенко Л.Н., Мамедов Ю.А., Султанов Э.С., Харченко Л.Н., Палангов А.Г., Бакмаев Ш.А.. 2013. С. 312-316.