Анализ социологической, психолого-педагогической литературы показывает, что управленческая культура рассматривается как один из неотъемлемых компонентов общей культуры личности и как основа эффективности управленческой деятельностью. Сегодня существует устойчивое представление о том, что процесс управления включает несколько видов профессиональной деятельности: планирование, делегирование полномочий и контроль. От того, насколько грамотно руководитель выполняет эти виды деятельности, зависит эффективность работы организации. Первая ступень руководителя ДОО - профессиональная компетенция, на втором месте стоит такое качество, как имидж. Рассмотрим первую ступень.
Профессиональная компетентность руководителей в течение многих лет является объектом исследований в отечественной науке. У А.И. Панарина компетентность является совокупностью коммуникативных, конструктивных и организационных умений, а также способность использовать эти умения в практике. Е.И. Огарев рассматривает профессиональную компетентность как категорию оценок, которая "характеризует человека как субъекта специализированной социальной деятельности, обладающего устойчивой способностью к деятельности со знанием дела". С.Г. Вершловский и Ю.Н. Кулюткин представляют компетентность как характеристику личности, В.Ю. Кричевский - как реализацию функций; В.А. Сластенин - как совокупность умений личности. Многие ученые считают, что компетентность - это готовность решать задачи со знанием дела. М.А. Чошанов описывает компетентность в виде трех признаков: обладание оперативными и мобильными знаниями; умение применять именно тот метод, который подходит к определенным условиям; способность выбирать оптимальное решение.
По мнению В.К. Загвоздкина «идеальный тип человека современного это: самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.Те умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями.Заслуживает внимания определение компетентности, предложенное А.В. Хуторским: «компетентность - владение, обладание человеком совокупностью взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, включающий личное отношение человека к компетентности и предмету деятельности».
По Э.Ф.Зееру, профессионально - компетентный работник представляет собой специалиста, «обладающего необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности». Несколько иначе предлагает рассматривать профессиональную компетентность А.К. Маркова, согласно ее трактовке профессиональная компетентность – это сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
И.А. Зимняя трактует понятие компетентность «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально- профессиональной жизнедеятельности».
Компетентность как феномен, несмотря на достаточное количество исследований, сегодня еще не имеет точного определения и не получил своего исчерпывающего анализа. Зачастую в научной литературе это понятие относительно педагогической деятельности употребляется в контексте приведения в действие внутренних движущих сил педагогического процесса, причем чаще в роли образной метафоры, а не научной категории. Исходя из вышеназванных определений, можно представить сущностное содержание понятия «профессиональная компетентность», которое в акмеологии, в его разделе психологии развития, рассматривается как главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам. Анализ сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога (воспитателя) эффективно выполнять профессиональную деятельность и достигать целей, связанных с развитием личности в системе дошкольного образования. А это возможно в том случае, когда субъект профессиональной деятельности достигает определенной стадии профессионализма. Профессионализм в психологии и акмеологии понимается, как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
Таким образом, профессиональная компетентность руководителя дошкольной образовательной организации - это профессионально-личностная характеристика, обусловленная способностями, личностными и профессионально-педагогическими качествами, а также готовность к управленческой деятельности. Профессиональная компетентность руководителя считается сформированной, если представляет собой совокупность компетенций, которые необходимы для эффективного руководства: личную способность руководителя решать профессиональные задачи, требования к личностным, профессиональным качествам и отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности. Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определённых результатов.
Вторая ступень – имидж.
Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного образовательного процесса, который должен соответствовать их ожиданиям и потребностям.Процесс создания имиджа многогранный и сложный. На впечатление влияет буквально каждая деталь. Здесь важно все: стиль одежды и внешний вид, стиль интерьера и аксессуары – даже эти составляющие говорят о предпочтениях их владельца и об уровне его успешности. Любой неверный шаг – и впечатление о руководителе может повлиять на доверие к образовательной организации. Следует также отметить тонкости в имидже руководителя: у него может быть безупречный внешний вид, но недостаточное знание делового этикета или преднамеренное его игнорирование с целью эпатажа. Отрицательный имидж, как известно, также привлекает внимание общественности, создает рейтинг, но такая стратегия в руководстве чаще всего только усиливает недовериеродителей воспитанников к образовательной организации и ее услугам. При прочих равных условиях положительный имидж будет являться ее конкурентным преимуществом.
Имидж – это грамотное управление впечатлением. Имидж складывается из таких составляющих, как безупречный внешний вид, деловой стиль одежды и деловой этикет. Каждая из этих составляющих должна находиться в гармонии с другими, и при наличии двух качеств отсутствие третьего недопустимо.
В имидже важно чувство меры. Кроме того, имидж может быть постоянным или ситуативным. Ситуативный зависит от той ситуации, в которой находится руководитель современного образовательного учреждения: деловая встреча, совещание, педсовет, презентация или корпоративная вечеринка. В неформальной обстановке можно дать себе слабину, но при этом соблюдая чувство меры.
При формировании имиджа подвергаются оценке такие профессионально важные качества, как гибкость, хозяйственность, информированность, умение принимать рациональные решения, находить выход из конфликтных ситуаций, быть компетентным в вопросах экономики, психологии, делопроизводства, маркетинга, быть методически грамотным. На формирование имиджа оказывает влияние, занимается ли руководитель самообразованием, повышением своего профессионального уровня, а также опыт работы с людьми.
Наибольшее влияние на формирование имиджа руководителя оказывают черты характера, качества деятельности и особенности взаимодействия с сотрудниками. Работа руководителя образовательной организации в наши дни – это в первую очередь общение, коммуникации различного уровня и типа. В любом общении, очень большую роль играет впечатление, которое производят участники общения друг на друга.
Для формирования имиджа современного руководителя необходимо наличие и использование им специальных знаний, средств, методов, а также осознанной цели, связанной с задачами его профессиональной деятельности. Процесс подготовки руководителей должен строиться с учётом следующих принципов:
- учёт имеющегося опыта у руководителя;
- оперативное реагирование на запросы образовательной организации и личностные потребности руководителя;
- реализация свободы выбора собственной стратегии обучения.
Основными источниками информации о профессиональной деятельности современного руководителя являются СМИ, радио, телевидение, внутренние отчеты, конференции. В результате социально значимая для руководителя аудитория получает постепенную, но разрозненную по событиям и источникам информацию о нем, не способствующую формированию целостного образа – его профессионального имиджа. Где можно ознакомиться с его деятельностью с одного единого места – это электронное портфолио, доступное в любой момент времени и с любого места (работа, дом и т.д.) в сети Интернет. При выборе образовательного учреждения родители смогут обратиться в глобальную сеть Интернет, запросить номер или адрес сайта учреждения и познакомиться с web-портфолио каждого руководителя. В результате пользователь портфолио получит полноценную информацию о профессиональной деятельности руководителя, которая накапливалась постепенно, совершенствовалась в течение ряда лет. От того, каким увидят руководителя коллеги, руководители других образовательных учреждений, воспитанники, их родители, зависит от работы руководителя над собственным имиджем. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в формировании собственного имиджа, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности. Имидж является результатом сознательной работы, особенно когда касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха.
Сложившаяся в этом тысячелетии система образования переживает непростой период обновления. Основной задачей на данном этапе является поиск правильного ответа на вопрос, каким должно быть руководитель образовательной организации сегодня, чтобы наилучшим образом способствовать демократии, формирующемуся гражданскому обществу, новому качеству национальной культуры и новому пониманию явления глобализации образования.
Список литературы:
Бережная, М. С. Имидж руководителя ДОУ [Текст] / М.С. Бережная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - №5. – с. 45-50
Лихоманов, И. К новой модернизации - через рост управленческой культуры / Игорь Лихоманов// Регион 86. - 2009. - № 2. - С. 77-79.
Кондратьева, И.В. Актуальные проблемы современной управленческой культуры / И.В. Кондратьева // Вестник Томского государственного университета - 2008. - № 314. - С. 49-51.