Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
Среди детей с особенностями психофизического развития, испытывающих потребности в коррекционно-педагогической помощи, мы выделим детей раннего возраста с синдромом Дауна.
На пути развития общения у ребенка с синдромом Дауна могут возникнуть те или иные трудности.
Во-первых, они связаны с наличием у него интеллектуальной недостаточности, что, по мнению ряда исследователей, делает детей с синдромом Дауна более сложными социальными партнерами (Мухамедрахимов Р. Ж., Пальмов О. И., Панарина Л. Ю.).
Во-вторых, свой вклад вносит дефицит ресурсов у матери, чье поведение в коммуникации может изменяться в связи с переживаемым стрессом (Баенская Е. Р., Иневаткина С. Е., Каннингхэм К. К., Гленн С. М., Мастюкова Е. М., Печникова Л. С.).
Эти выводы являются основанием для постановки вопроса о вариантах общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна и педагогических условиях преодоления трудностей в их общении. Дополнительными основаниями для такой постановки вопроса является недостаточная разработанность в отечественной коррекционной педагогике проблемы развития общения в раннем возрасте у детей с синдромом Дауна.
Исходя из вышесказанного, цель нашей работы - научное обоснование трудностей общения и анализ подходов по преодолению неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
Трудности в общении матери и ребенка раннего возраста с ОВЗ
Синдром Дауна – самое распространенное генетическое нарушение (1 случай на 700-800 новорожденных детей), суть которого заключается в наличии трисомии в 21-й паре хромосом. В России ежегодно рождается 2400 детей с этой генетической патологией. При данном генетическом нарушении умственная отсталость и задержка физического развития сочетается со своеобразным соматическим синдромом и специфическим обликом ребенка.
Для физического состояния людей с синдромом Дауна характерно отставание в росте, мышечная гипотония, гиперподвижность суставов и т.д. Эти особенности отражаются в замедлении темпов и своеобразии психомоторного развития ребенка [3].
Часть особенностей психического развития ребенка с синдромом Дауна имеет большое значение для становления его общения с близким взрослым, которое характеризуется многими исследователями как далекое от оптимального.
Рассмотрим особенности поведения детей раннего возраста с синдромом Дауна во взаимодействии со взрослыми.
Первой особенностью, выделяемой большинством исследователей, является нарушение ответного поведения ребенка в общении с близким взрослым, которое выражается в более позднем появлении социальных сигналов, их бедности, неяркости, своеобразии и увеличении латентного времени появления поведенческих ответов.
Сигналы, которые по мере развития общения становятся социальными (контакт глаза в глаза, улыбка, вокализации), появляются у детей с синдромом Дауна значительно позже, чем в норме.
Позже по сравнению с нормой появляются вокализации, лепет, первые слова. Умения ребенка пользоваться этими средствами общения зависит от матери и ее возможностей понимать, поддерживать ребенка, использовать самой невербальные средства общения.
Частота невербальных поведенческих ответов ребенка во взаимодействии значительно ниже, они характеризуются как менее интенсивные, аффективно бледные.
Экспрессия младенцев с синдромом Дауна описывается как качественно своеобразная: например, лицевая экспрессия как невыразительная, улыбка – как угнетенная, вокализации – как атипичные (при сравнении со звуками речи) [26].
Непоследовательность поведения ребенка с синдромом Дауна во взаимодействии проявляется, в частности, в так называемой «псевдонезависимости»: игнорировании «чужого взрослого» и – одновременно – удовольствии, которое испытывает ребенок на руках у него же [27].
Ответы ребенка на вопросы, предложения матери характеризуются значительной задержкой, что исследователи объясняют сниженной способностью обработки информации (умение одновременно обрабатывать и организовывать в целостный образ сигналы, поступающие от двух и более раздражителей); трудностями в сосредоточении на сигналах взрослого и с распознаванием эмоций [13,14].
Второй особенностью поведения ребенка с синдромом Дауна является низкая активность во взаимодействии. В младенческом и раннем возрастах у детей с синдромом Дауна реактивные (ответные) формы преобладают над инициативными. В частности, к 1,5 годам отмечается значительно менее выраженное, чем в норме, использование инициативных сигналов (например, указательного жеста). Проявляемые инициативные действия ребенка характеризуются низкой интенсивностью и настойчивостью [27].
Третья особенность, осложняющая общение ребенка с синдромом Дауна со взрослым наблюдается ближе к двухлетнему возрасту. Она представлена комплексом поведенческих трудностей. Речь идет об упрямстве, вспышках раздражительности, гиперактивности, стереотипных действиях и т.д. Вариации протестного поведения могут быть значительны: от сильных вспышек гнева, когда ребенок кричит, падает на пол, разбрасывает игрушки, проявляет агрессию, – до «милого», отвлекающего внимание взрослого поведения, когда ребенок улыбается взрослому, хлопает в ладоши, издает смешные звуки.
Исследователи видят причины такого поведения в стремлении ребенка избежать трудностей или привлечь к себе внимание.
Эти особенности общения находят отражение в поведении матери. В результате отставания в развитии коммуникативных сигналов ребенка упускается сензитивный период для запуска адекватного поведенческого реагирования близкого взрослого. Бедность, неяркость, отсроченность ответов могут интерпретироваться матерью как нежелание младенца отвечать; своеобразие активности, низкая предсказуемость поведения ребенка дезориентируют взрослого в понимании содержания сигналов.
В результате матери не понимают детей, часто не отвечают на их инициативы, не оставляют пауз перед ответом ребенка.
Помимо нарушенной чувствительности матерей детей с синдромом Дауна исследования показывают наличие низкой эмоциональной вовлеченности, чрезмерной активности и директивности, неадекватности предлагаемых способов взаимодействия. Мать младенца с синдромом Дауна описывается как не вовлеченная во взаимодействие и дезорганизованная. У нее затрудняется спонтанное аффективное внимание к младенцу и уменьшается общение с ним, преобладает пониженный эмоциональный фон настроения: в речи матери нет ярко окрашенного эмоционально-мимического сопровождения, она не повторяют звуки и мимику малыша, не «отзеркаливает» их [27].
Сотрудничество матерей с детьми третьего года жизни неэмоционально. Также поведение близкого взрослого во взаимодействии с ребенком описывается как чрезмерно активное. По мере взросления младенца и появления у него первых социальных сигналов, активность матери во взаимодействии возрастает.
Стиль поведения матери может описываться как неадекватный, когда предлагаемые способы взаимодействия, например, игры, не соответствуют состоянию, активности, уровню развития ребенка с синдромом Дауна. Отмечается неумение близкого взрослого создавать ситуации совместной предметно-игровой деятельности. Данные особенности характеризуют стиль поведения матери во взаимодействии с ребенком с синдромом Дауна как неадаптивный. Однако существует ряд исследований, в которых он не отличается и даже является более эффективным, чем стиль поведения близких взрослых, взаимодействующих с нормально развивающимися детьми [22,27].
Адекватное поведение во взаимодействии с ребенком и активное участие матери в его реабилитации обнаружено в 24,4% случаев, что объясняется благополучным содержанием внутренней материнской позиции [11].
В исследовании О. И. Пальмова и Р. Ж. Мухамедрахимова, где взаимодействие в парах «мать – ребенок с синдромом Дауна» и «мать – нормально развивающийся ребенок» сравнивалось в ситуации структурированной игры с использованием метода PСERA [Clark R., 1985], было показано отсутствие различий, характеризующих поведение матерей по всем субшкалам, а также отсутствие различий по таким параметрам, как аффективное качество взаимодействия и взаимность. Кроме того, матери детей с синдромом Дауна оказались более чувствительны к сигналам детей, они показали более высокую способность к отражению эмоционального состояния ребенка, лучшее качество и количество позитивного контакта [23,24,26].
Выводы по I главе
Таким образом, взаимодействие в паре «мать – ребенок раннего возраста с синдромом Дауна» характеризуется выраженными специфическими особенностями, которые, возможно, имеют различное происхождение.
Одни из них (нарушение ответного поведения ребенка и его низкая инициативность), по-видимому, обусловлены особенностями развития ребенка, непосредственно заданными генетическим синдромом.
Другие (нарушенная чувствительность матери, ее чрезмерная активность и директивность, неадекватность предлагаемых способов взаимодействия) могут представлять собой реакцию взрослого на сложности контакта и попытки скомпенсировать их.
Третьи связаны с эмоциональным состоянием матери и ее низкой эмоциональной вовлеченностью во взаимодействии с ребенком.
Кроме того, ряд феноменов поведения ребенка – поведенческие трудности, регистрируемые на втором году жизни и позже – также могут рассматриваться как вторичные, являющие собой результат нарушений взаимодействия в период младенчества.
Сказанное позволяет предположить, что преодолению неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна будет способствовать педагогическая работа, направленная на создание условий развития у ребенка потребности в общении с близким взрослым и обучение как матери, так и ребенка использованию коммуникативных умений.
Во всех психологических школах общение ребенка раннего возраста с близким взрослым признается базовым условием для его полноценного когнитивного, эмоционального, социального, личностного развития, а также условием формирования привязанности. Эти закономерности распространяются и на развитие детей раннего возраста с ОВЗ, в частности с синдромом Дауна.
Пути решения трудностей в общении матери и ребенка раннего возраста с ОВЗ представлены во II главе исследования.
Анализ зарубежных и отечественных программ профилактики и коррекции нарушений общения матери и ребенка раннего возраста с ОВЗ
Современные модели, программы, технологии, тренинги по предупреждению или коррекции нарушений взаимодействия матери и ребенка раннего возраста могут существенно различаться по заложенным в них методологическим основаниям; по направленности помощи на предотвращение неблагополучия или его преодоление; по выделению различных групп матерей и детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве субъекта помощи; по сосредоточению помощи на различных элементах системы «мать – ребенок»; по длительности осуществления помощи; по использованию тех или иных методов и приемов помощи или их сочетаний.
В настоящее время в мировой и отечественной практике ранней помощи широкое применение находят следующие программы, методики и технологии:
- комплекс программ «Зрелое родительство», разработанный британскими специалистами для формирования гармоничных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
В основе комплекса программ лежат теория привязанности и исследования, посвященные ранним отношениям между родителями и детьми. Основным инструментом анализа взаимодействия родителей и детей является видеосъемка и система ее оценки;
- программа ICDP (International Child Development Program) направлена на построение оптимальных отношений в паре «взрослый – ребенок», получила широкое распространение в практике ранней помощи во многих странах мира. Материалы программы разработаны для того, чтобы облегчить специалистам поддержку непосредственного окружения ребенка – родителей и воспитателей.
Программа позволяет сформировать представления о нормальном развитии диалога и взаимодействия в паре «взрослый – ребенок», о трудностях, возникающих в процессе этого взаимодействия, и способах их разрешения; показать возможности использования видеозаписи в работе психолога, педагога и социального работника; представить структурированный метод работы с родителями и воспитателями;
- программа VIG (Video Interaction Guidance) была разработана Гарри Биманс (Нидерланды) в 1980-х годах.
Она базируется на результатах исследований, отмечавших важность отклика матери на инициативы ребенка и качество совместного внимания на объекте в качестве основы эффективной ранней коммуникации и взаимодействия. Г. Биманс, используя принципы коммуникации, разработал метод, построенный на анализе обратной связи, и применил его для родительских групп.
В основе большинства программ используется видеосъемка, с ее последующим анализом, что создает надежную обратную связь между терапевтом и родителями. Визуализация процесса взаимодействия родителей и детей предоставила новые возможности не только для проектирования исследований, но и для разработки новых технологий и методов налаживания коммуникации между родителями и детьми. Обзор зарубежных и отечественных материалов по коррекции нарушений взаимодействия в паре «мать – ребенок раннего возраста с синдромом Дауна» позволил выделить как психологические, психотерапевтические, так и педагогические программы:
- психологическая коррекция взаимодействия детей младенческого и раннего возрастов с синдромом Дауна и их близких взрослых [23,24,26,27];
- психологическая коррекция взаимоотношений детей-сирот младенческого и раннего возрастов и ухаживающих взрослых [24,26];
- использование психоаналитического наблюдения по методу Эстер Бик в качестве основы для психотерапии взаимодействия матери и ребенка с синдромом Дауна;
- педагогическая коррекция взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья [22,30];
- педагогическая коррекция взаимодействия младенцев-сирот с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с синдромом Дауна, и ухаживающих за ними взрослых [7,8];
- педагогические технологии предупреждения нарушений во взаимодействии матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна [9,10].
Цели коррекционных программ конкретизируются в их различной направленности:
-на оптимизацию взаимодействия [26];
-на преодоление нарушенного и налаживание адаптивного (адекватного) стиля взаимодействия матерей с младенцами и с детьми раннего возраста [9,10];
-на формирование адекватных форм сотрудничества как этапа в развитии взаимодействия [22];
- на обучение родителей отзывчивому взаимодействию;
- на формирование эмоционально-ценностных, социальных, педагогических, коммуникативных компетенций у родителей для включения их в процесс абилитации ребенка [30];
- на обучение персонала дома ребенка навыкам социальной отзывчивости [23,24,28];
- на обучение воспитателей личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами – сиротами [7,8].
Поставленные в программах цели достигаются различными путями. В большинстве из них представлена информационно-просветительская работа с родителями и педагогами, направленная на знакомство взрослых с особенностями развития и воспитания детей младенческого и раннего возрастов, выделение роли социальных отношений в развитии ребенка и т.д. Такая работа представлена как в виде лекций, семинаров, групповых собраний, бесед, просмотра видеоматериалов, так и в виде предоставления необходимой информации по запросу родителей.
Практическое обучение используется для формирования умений и навыков во взаимодействии:
- умений создавать ситуации совместно-игровой деятельности [7,8,9,10];
- навыков организации развивающей среды, прогнозирования дальнейшей работы [30];
- умений наблюдать и анализировать содержание и динамику взаимодействия [7,8,22];
- умений планировать и организовывать взаимодействие с младенцами при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии [7,8];
- умений использовать ситуации игрового взаимодействия, моделируемые педагогом [26] и т.д.
Такое обучение проводилось в виде комбинированных занятий (работа педагога с ребенком, с родителем или с парой), с использованием интерактивных методов, ролевых игр, дискуссионных обсуждений, практикумов, групповых социально-психологических тренингов. Обучение навыкам и умениям в некоторых программах предварялось использованием психологических методов работы с родителями: психодрамой, психоэмоциональными упражнениями, психотерапевтическими методами работы с диадой.
При обучении взрослых навыкам личностно-ориентированного взаимодействия использовался видеоанализ. Также большое место традиционно отводилось индивидуальной работе с ребенком, в присутствии и/или с включением взрослого в процесс занятия.
Каждая из проанализированных программ в разных сочетаниях включает психологическую и/или психотерапевтическую поддержку матери (или ухаживающего за ребенком взрослого); обучение матери (или близкого взрослого) эмоциональному и/или игровому взаимодействию с ребенком; формирование уверенной и адекватной родительской позиции или стиля воспитания; просветительскую работу; коррекционно-педагогическую работу с детьми.
Литература
1. Баенская, Е. Р. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей / Е. Р. Баенская, И. А. Выродова, Ю. А. Разенкова. – М.: Просвещение, 2008.
2. Баенская, Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: методическое пособие / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001.
3. Барашнев, Ю. И. Этиология синдрома / Ю. И. Барашнев // Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет. – М.: Триада – Х, 2007.
4. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии: пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. – М.: Просвещение, 2008.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1999.
7. Выродова, И. А. Исследование характера взаимодействия воспитателей с младенцами – сиротами в ситуации специально организованной игры / И. А. Выродова // Дефектология. – 2008. – № 2.
8. Выродова, И. А. Обучение воспитателей личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами – сиротами в условиях специализированного дома ребенка: дис. …канд. пед. наук: 13.00.03 / Выродова Ирина Анатольевна. – М., 2009.
9. Жиянова, П. Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи / П. Л. Жиянова. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2006.
10. Жиянова, П. Л.Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: методическое пособие / П. Л. Жиянова. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2002.
11. Иневаткина, С. Е. Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10/ Иневаткина Светлана Евгеньевна. – М., 2009.
12. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: книга для педагогов; под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. – М.:Полиграф сервис, 2002.
13. Каннингхэм, К. К. Помощь родителям. Раннее вмешательство в развитие / К. К. Каннингхэм, С. М. Гленн // Современные подходы к болезни Дауна. – М.: Педагогика, 1991.
14. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей /Л. Кумин; пер. с англ. Н. С. Грозной. – М. : Благотворителный фонд «Даунсайд Ап», 2004.
15. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской.– М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
16. Лисина, М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: автореф. дис. …д-ра психол. наук: 190007 / Лисина Мая Ивановна. – М., 1974 (а).
17. Лисина, М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым / М. И. Лисина // Развитие общения у дошкольников; под. ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974(b).
18. Лисина, М. И. Развитие эмоций в ходе общения со взрослыми в первом году жизни / М. И. Лисина // Общение, личность и психика ребенка; под ред. А. Г. Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
19. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.:Питер, 2009.
20. Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми // Вопросы психологии. – 1995. – №5
21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии. – 2000. - №5
22. Мишина, Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03/ Мишина Галина Александровна. – М., 1998.
23. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. – 2-е изд., – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2003.
24. Мухамедрахимов, Р. Ж. Психологическое взаимодействие матери и младенца: автореф. дис. …д-ра психол. наук: 19.00.13 / Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович. – СПб., 2000.
25. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Эксмо - Пресс, 1999.
26. Пальмов, О. И. Взаимодействие близких взрослых и детей с синдромом Дауна в семьях и домах ребенка / О. И. Пальмов, Р. Ж. Мухамедрахимов // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития; под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2008.
27. Панарина, Л. Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых: дис. …канд. психол. наук: 19.00.10 / Панарина Лариса Юрьевна. – Самара, 2004.
28. Программа раннего вмешательства в домах ребенка (опыт российскоамериканского проекта в Санкт – Петербурге) / Р. Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов, Н. В. Никифорова, К. Гроак, Р. МакКолл // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М.: Полиграф сервис, 2003.
29. Степанова, В. А. Психоаналитическое наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик на примере ребенка с синдромом Дауна / В. А. Степанова, О. Г. Калина // Синдром Дауна ХХ1 век. – 2013. – № 2(11).
30. Тюрина, Н. Ш. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Тюрина Надия Шамильевна – М., 2008.
31. Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие – М.: Аркти, 2006.