Первый год обучения является одним из существенных периодов в жизни ребёнка, ведь от того, как пойдёт приспособление (адаптация) к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учёбы в начальной школе и в последующие годы [1]. Нарушение процесса адаптации к учебным нагрузкам приводят к развитию школьных проблем у детей, которые в конечном итоге проявляются в ухудшении усвоения школьного материала и как следствие снижение успеваемости [2].
Многие трудности в обучении связаны с неумением того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании, поскольку снижение концентрация внимания на важных моментах приводит к трудностям усвоения школьного материала.
Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями [3].
Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы. У школьника, каким бы талантливым или способным он не был, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание недостаточно развито. При снижении концентрации внимания на учебном материале школьники становятся невнимательными или рассеянными на занятиях.
Целью нашего исследования было изучить свойства внимания детей-первоклассников на этапе адаптации к систематическому обучению.
Методика исследования.
В исследовании приняли участие 99 первоклассников (44 девочки и 55 мальчиков) МБОУ СШ №50 г. Архангельска в возрасте от 7 до 8 лет (средний возраст 7,075±0,065). Исследование проводилось в ноябре 2016 г. в первой половине дня. Исследование проведено с соблюдением всех норм и принципов биомедицинской этики, изложенных в Хельсинской декларации, а также с письменного разрешения родителей.
Для определения свойств внимания у учащихся использовался тест Тулуз-Пьерона (Ясюкова Л.Я., 2000). Перед проведением теста детям давалась подробная инструкция о выполнении задания. Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов "корректурной пробы" и состоит в дифференцировании стимулов, близких по форме и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. В тесте стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. Тестовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном порядке расположены все типы используемых квадратиков В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы. В расположенных ниже строчках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать. Время работы с каждой строчкой 1 минута. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предыдущую до конца или нет. К преимуществам теста относится его независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта обследуемого, даже существенные речевые и слуховые дефекты не влияют на результативность его выполнения. Задания простые, решаются наглядно, посредством сравнения с образцами. По своему характеру работа с тестом - монотонная, несложная деятельность, требующая постоянного напряжения внимания и волевого усилия.
Тест Тулуз-Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени [5].
Обработка результатов тестирования осуществлялась строго в соответствии с требованиями используемой методики. Статистическую обработку результатов осуществляли с помощью пакета прикладных программ Microsoft Excel 2010 и SPSS 22.0 для Windows. Полученные выборки проверялись на нормальность распределения с помощью теста Шапиро-Уилки. В связи с тем, что была выявлена частичная асимметрия рядов распределения, оценка достоверности различий для парных независимых выборок проводилась с использованием критерия Манна-Уитни. Данные описаны медианой, а также 25 и 75 перцентилями. Статистически значимыми считались изменения при величине вероятности ошибочного принятия нулевой гипотезы р0,05. Статистическая проверка гипотезы о влиянии устойчивости внимания детей на коэффициент точности выполнения теста осуществлялась с применением корреляционного анализа r-Спирмена. Уровень значимости для корреляционного анализа при p 0,01.
Результаты и обсуждения.
Наиболее показательным при исследовании внимания у детей 7-8 летнего возраста в период адаптации к школе является коэффициент точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, характеризующий развитость произвольного внимания и, в особенности, способность к произвольной концентрации. Точность выполнения теста зависит от таких характеристик, как переключение внимания, объем внимания, оперативная память, визуально мышление и от личностных особенностей (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, расслабленность). Именно этот показатель необходимо анализировать в первую очередь, сравнивая полученное числовое значение с нормативами (Таблица 1).
Таблица 1- Нормативные значения коэффициента точности выполнения теста Тулуз-Пьерона для первоклассников (по Ясюковой Л.Я., 2000).
Показатели |
Уровень выраженности |
||||
низкий |
ниже среднего |
Средний |
выше среднего |
Высокий |
|
Коэффициент точности выполнения теста |
меньше 0,89 |
0,9–0,91 |
0,92–0,95 |
0,95–0,97 |
больше 0,98 |
В нашем исследовании средний уровень коэффициента точности выполнения задания выявлен у 31,5% исследованных детей, уровень выше среднего - у 20,7% детей, 13% - имели высокий уровень точности. Низкий уровень коэффициента точности выполнения теста обнаружен у 26,1% детей. Такие дети отличаются сниженной способностью к произвольной концентрации внимания, им трудно сосредоточиться на задании, и соответственно они имеют трудности с адаптацией к учебе. 8,7% детей имеют уровень ниже среднего, что практически приравнивается к низкому уровню коэффициента точности.
Рисунок 1- Количество детей с разным уровнем выраженности коэффициента точности выполнения теста Тулуз-Пьерона (%).
Обработка полученных данных показала, что девочки и мальчики примерно одинаково справлялись с заданием. При анализе коэффициента точности выполнения задания выявлены 34,1% девочек и 35,3% мальчиков, показатели которых отмечались как низкие и ниже среднего (Рисунок 2).
Рисунок 2- Количество мальчиков и девочек с разным уровнем выраженности
коэффициента точности выполнения теста Тулуз-Пьерона (%).
При сравнении коэффициента точности выполнения теста у первоклассников не было выявлено значимых различий между девочками и мальчиками (р=0,903), как и у показателя устойчивости внимания (p= 0,545) (Таблица 2).
Таблица 2 - Сравнение коэффициента точности выполнения теста у мальчиков и девочек
Пол |
Коэффициент точности выполнения теста |
(уровень значимости) |
||||
Процентили |
||||||
25 |
50 |
75 |
||||
девочки |
41 |
0,88 |
0,94 ⃰ |
0,97 |
0,903 |
|
мальчики |
51 |
0,89 |
0,94 ⃰ |
0,97 |
||
Пол |
Устойчивость внимания |
(уровень значимости) |
||||
Процентили |
||||||
25 |
50 |
75 |
||||
девочки |
41 |
2,62 |
3,54 ⃰ |
5,28 |
0,545 |
|
мальчики |
51 |
2,41 |
3,32 ⃰ |
5,85 |
||
Уровни значимости ( ⃰ - p≤0,05; ) по критерию Манна-Уитни |
Корреляционный анализ обнаружил наличие тесной взаимосвязи между устойчивостью внимания и коэффициента точности выполнения теста. Была выявлена тенденция, при которой коэффициент точности выполнения задания увеличивается при увеличении устойчивости внимания так, как была обнаружена сильная зависимость между этими показателями (r = -0,880; p = 0,000). Наличие отрицательной корреляционной связи объясняется тем, что изначально показатель устойчивости внимания при его улучшении стремится к нулю, а коэффициент точности при улучшении показателя, наоборот, доходит до единицы. Такая ситуация возникает, когда дети не контролируют свою деятельность и ускоряют выполнение теста, не замечая нарастания ошибок. Им нравится, когда они успевают обрабатывать все больше и больше знаков в строке. Таким образом, у детей при выполнении теста падает точность и возникает множество ошибок, когда они отвлекаются и внимание переключается на что-либо другое. При визуальном анализе бланков теста Тулуз-Пьерона было невозможно обнаружить какую-либо закономерность в совершении ошибок, это говорит их о несистематичности, что свидетельствует о нарушении концентрации внимания.
Первые месяцы обучения в школе являются важным этапом освоения новых навыков, организации учебной деятельности. Полученные данные свидетельствуют, что значительная часть детей не готова воспринимать информацию в том темпе, которое предлагает школьная программа. Это требует от учителя особого подхода к таким детям. В качестве рекомендаций для учителей и родителей при работе с детьми, имеющими низкие показатели внимания можно посоветовать: проводить уроки продолжительностью не более 30 мин, чередовать во время урока 5-15 минутные задания и «отдых», записывать домашнее задание в дневник др. Положительное влияние на успешность учебной деятельности у таких детей оказывает работа в малых группах и индивидуально-дифференцированный подход.
Список литературы:
URL:http://vestnikpedagoga.ru/ (Дата обращения: 19.12.2016)
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/ М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
Дубровина, И.В. Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: ACADEMA, 2003. – 460 с.
Ермолаев, О.Е Внимание школьника/О.Е. Ермолаев, Т. М. Матюрина, Т.А. Мешкова//Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология». - № 9.
Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: методическое руководство/ Л.А. Ясюкова. - СПб. ГП "ИМАТОН", 1997 - 80 стр.