ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В НАРОДНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. ЗАБЫТЫЕ ХРАНИТЕЛИ РУССКОГО СЕВЕРА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В НАРОДНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. ЗАБЫТЫЕ ХРАНИТЕЛИ РУССКОГО СЕВЕРА.

Шевцова А.И. 1, Поровская Г.А. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народное декоративно-прикладное искусство всегда существовало неразрывно от других видов деятельности человека. Оно было вплетено в жизнь народа, являлось составной частью охоты, рыболовства, земледелия, приготовления пищи, ритуалов.

Истоки декоративно-прикладного искусства уходят вглубь веков. Образы, используемые народом, служили символическими выражениями различных явлений природы и собственной духовной жизни людей. В произведениях народного декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия народа, уходящие корнями в языческие времена. Значительная часть народного творчества связана именно с язычеством. Прекрасно написал об этом Сергей Есенин в своем малоизвестном широкому кругу читателей эссе «Ключи Марии» (1918г): «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека…Нет, не в одних только письменных свитках мы скрываем культуру наших прозрений через орнаментику букв и пояснительные миниатюры. Мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы. Таким образом разобрав весь, казалось бы, внешне непривлекательный обиход, мы наталкиваемся на весьма сложную и весьма глубокую орнаментичную эпопею с чудесным переплетением духа и знаков. И «отселе», выражаясь пушкинским языком, нам видно «потоков рожденье». [2]

Особое место среди образов народного декоративно-прикладного творчества занимают образы животных. Звери по своим привычкам и инстинктам, движениям и повадкам олицетворяли для человека свойственные людям страхи, страсти, добродетели, устремления. Человек наделял животных определёнными свойствами, качествами, отрицательными или положительными. Это в свою очередь влияло на воплощение образов животных в народном искусстве.

Изучая археологические находки древности, можно заметить, что образы животных занимали основное место в дохристианском и раннехристианском периодах развития народного творчества, а позднее перешли практически неизменными и в христианский период. Мы видим образы животных на привесках-амулетах, накладных бляхах древних новгородцев, на вышивках полотенец и передников Вологодской губернии, на стенах древнего Георгиевского собора Юрьева-Польского. Диковинные звери смотрят на нас и с великолепных изразцов Николо-Вяжищского монастыря Новгородской области, и с гербов древних городов, ими украшены буквицы старинных книг.

Образы животных, созданные народом, разнообразны, отличаются в зависимости от местности и времени происхождения, но есть основные образы, которые повторяются в предметах интерьера, домовой утвари, вышивке, резьбе по дереву многих областей нашей страны, особенно Русского Севера. Это образы коня, птицы, змеи, а также фантастические образы, такие как китоврас, грифон, единорог. Образы этих животных и мифических существ можно и сейчас встретить в изделиях народного декоративно-прикладного творчества- настолько прочно они вошли в память народа.

Среди образов Русского Севера есть образ практически забытый, хотя и очень почитаемый в далекие дохристианские времена. Это образ оленя-лося.

Образ оленя или лося - один из наиболее древних из встречающихся в народном искусстве Руси. Характерен он для Русского Севера и Сибири. Исследователь славянской культуры и истории Древней Руси академик Б.А. Рыбаков относит происхождение культа оленей и лосей к временам доземледельческим, охотничьим. Олени и лоси имели большое значение для народов, занимающимся охотой. Эти животные служили пищей, шкуры использовались для изготовления одежд. Люди обожествляли оленей и лосей, считая их созданиями небесными. Рыбаков предполагает, что на Русский Север легенду о небесных оленях принесли новгородцы с далёких северо-восточных земель поблизости от Ледовитого океана. Возможно, происхождение культа и образа оленя-лося в народном искусстве восходит к древней культуре финно-угорского севера, однако Рыбаков в книге «Язычество древних славян», основываясь на археологических материалах, указывает на то, что культ оленей представляет собой повсеместную архаичную стадию религиозных представлений. С переходом к земледелию культ оленей и лосей пошёл на спад, уступив место другому важному символу народного творчества - коню. Однако то, что созвездие северного полушария Большая Медведица на Русском Севере называлось «Лосем», «Сохатым», говорит о том, что культ оленя-лося был достаточно распространён на Русском Севере.

Олень (лось) — образ небесный, символ новой жизни, возрождения. Оленьи рога украшают жилище, защищая хозяев от бед. Именно большие ветвистые рога животного - важный элемент орнамента на вышивке одежды, подзоров, покрывал, полотенец.

Рисунок 1. Северно-русская вышивка с оленями и лосями. Новгородская область.

Образ оленя запечатлен на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, игрушках. Музейные коллекции хранят примеры вышивок с оленями и лосями из Новгородской, Вологодской, Олонецкой, Тверской, Архангельской губернии. Гали Семеновна Маслова, специалист по этнографии русского народа, в своем труде «Орнамент русской народной вышивки» пишет, что основными мотивами животных в вышивке Русского Севера были олень (лось), кони.

Образ оленя-лося в вышивке прост, схематичен, но легко узнаваем. Часто это священное животное являлось частью сложной сюжетной композиции, где также присутствуют женщины и птицы. Вместе эти образы символизируют начало весны, зарождение новой жизни.

В более поздних образцах народного искусства, в росписях прялок, в глиняных игрушках, образ оленя-лося становится более пластичным, выразительным, иногда даже юмористическим, как например, в филимоновской игрушке. Но это всё тот же образ узнаваемого рогатого животного из древних преданий.

Рисунок 2. Олень. Фрагмент прялки. Северная Двина, XIX век.

Рисунок 3. Филимоновская игрушка. Олень.

С приходом эры земледелия большую роль стал играть конь, постепенно вытеснив образ лося и оленя. Множество археологических находок в древних русских городах свидетельствуют о том, что славяне почитали коня, наделяли его положительными качествами и красотой.

Конь изображается пластичным, стройным, изящным, с гордой осанкой и сильными ногами, густой гривой. Конь часто отождествляется с птицей за свою скорость и силу. В мифах славян кони, так же как их предшественники лоси и олени, были небесными жителями. Они олицетворяли сильные ветра и быстрые облака и часто наделялись крыльями. Академик Б. А. Рыбаков писал о том, что на Русском Севере была легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на конях по небу, а ночью плавает на утках по подземной реке.

Образы коней можно видеть на прялках, рукоятках ковшей, в вышивке, много игрушек-коников найдено при раскопках в Новгороде.

Рисунок 4. Игрушка-коник на колёсах. Новгород. XII век.

Но такой знакомый нам образ коня также хранит в себе отголоски древних забытых преданий. При раскопках в Новгороде найдены полые амулеты-коньки. Считается, что они оберегали своего хозяина от бед. Интересно то, что такие амулеты имеют волнистую линию внизу фигуры, образно изображающую воду. Это говорит об ещё одном забытом образе народного искусства - водной кобылице. Об этом пишет и Г.С. Белякова в книге «Славянская мифология»: «В народных сказках говорится о морских или водяных кобылицах, выходящих из глубин вод. Купаясь в горячем молоке этих кобылиц, добрый молодец становится юным, могучим, красивым, а враг его, делая то же самое, погибает.» [1]

Рисунок 5. Полый амулет-конёк с волнистым орнаментом внизу фигуры животного. Новгород. XII век.

Много тайн хранят привычные нам с детства образы животных, которые мы часто встречаем в народном декоративно-прикладном творчестве, в народных преданиях, сказках. Они заключают в себе долгую и богатую историю становления народной культуры, наше великое этнокультурное наследие и достойны более пристального изучения.

1. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М.: Просвещение, 1995.

2. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в семи томах. Том 5. Проза. М.: Наука, 1995.

3. Колчин Б.А., Янин В.Л., Ямщиков С.В. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. –М.: Искусство, 1985.

4. Конецкий В.Я. Е.Н. Носов. Загадки Новгородской округи.- Л.: Лениздат, 1985.

5. Маслова Г.С. Орнамент в русской вышивке. – М.: Наука, 1978

6. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. – М. : Изобразительное искусство, 1983.

7. Рыбаков Б.А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков. – Л.: Аврора, 1971.8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Русское слово, 1997.

Просмотров работы: 2226