КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Дичко М.Ю. 1, Иванова В.М. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях меняется сам образ действия человека, который «навязал» миру информационные образы, имена, символы и уже после этого продолжает свой диалог с искусственно смоделированным им миром. Нарастает значимость виртуальности информационного пространства, когда виртуальными стали деньги, технологии, человеческие контакты. Информационное пространство из средства превращается в цель.

Эта качественно новая ситуация в образовании, когда множественность реальных педагогических ситуаций требует вариативности ее трактовок.

Интернет в привычном и понятном неискушенному пользователю виде начал формироваться в 1996 году, именно в этот год произошла подмена понятий. Говоря техническим языком, интернет – это глобальная сеть, включающая в себя устройства, каналы передачи данных, аппаратные и программные средства передачи и хранения информации. Однако, для человека, далёкого от мира «высоких технологий» интернет представляет собой достаточно ограниченный набор сервисов. Чаще всего – социальная сеть, email, поисковые системы, реже – интернет пейджеры, чаты, форумы (подменяются выдачей 1-2 страниц из поисковых систем), телеконференции, файлообменные сети, а так же гибридное использование всего перечисленного. Уже невозможно представить себе солидную компанию в своей сфере, не имеющую своего собственного сайта, или, на худой конец, сообщества в парочке социальных сетей, а равно как и человека без профиля в социальной сети.

Понятие «социализация» включает в себя процессы усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей [2]. Понятие «киберсоциализация» применяет эти процессы на виртуальное пространство, представленное глобальной сетью Интернет. Локальный процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий в контексте социализации человека в киберпространстве, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с «виртуальными агентами социализации», встречающимися человеку, главным образом, в глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах - имеется в виду IRC InternetRelayChat, блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх). Киберсоциализация есть узкая грань баланса между интернет-стерильностью (полным отказом существования эго индивидуума в виртуальном пространстве) и интернет-зависимостью (полном замещении реального эго виртуальным) [3]. Т. Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры образа «Я». В первом подходе в структуре образа «Я» не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет «Я»-концепцию – «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л. А. Венгер говорит об образе «я» как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений [4]. На текущий же момент, «Я»-концепция представляет собой когнитивную связь между «Я»-реальным и «Я»-виртуальным, т.е. эго, проецируемым в киберпространство.

Основными векторами киберсоциализации по В.А. Плешакову [5] являются:

– Коммуникация

– Досуг

– Познание

– Работа

Коммуникации – то, что не даёт пирамиде потребностей Маслоу [6] вырасти, нивелируя концепт классов потребностей, что даёт одновременное насыщение в безопасности (удалённости субъектов коммуникации друг от друга), принадлежности к определённой социальной группе, любви, уважении (самоутверждении), а так же эстетические, познавательные и качества личности, формируемые в процессе воспитания/образования. Иными словами, коммуникации – основа основ любого общества.

Говоря о подростковых коммуникациях применительно к киберпространству модно выделить несколько основополагающих проблем. Этими проблемами являются – травля, троллинг, и шарентинг. Рассмотрим подробнее эти понятия в ключе подросткового сознания.

Травля. Концепт издевательств знаком нам всем: неуверенные в себе подростки вымещают свои комплексы и агрессию на более слабых ровесниках, чтобы самоутвердиться. С развитием мира технологий издевательства перекочевали из реального мира в виртуальный, вызывая там не менее плачевные последствия. Интернет-травля, или «кибербуллинг» – это действия молодежи в сети, совершаемые с целью запугать, оскорбить, осмеять или каким-либо иным образом задеть другого человека [7]. Издевательства в Интернете – серьезная проблема, и они не должны оставаться безнаказанными только потому, что происходят в сети, а не в реальной жизни. Немало подростков совершали суицид из-за чувства стыда, одиночества, страха и беспомощности, когда становились жертвами постоянного кибербуллинга и не решались попросить помощи у посторонних (или близких).

Троллинг. Более тонкое, нежели «травля» понятие. Дословно, троллинг в переводе означает «ловля рыбы на приманку», т.е. в смысле киберпространства предполагаемой «рыбой» становится чрезмерно эмоциональный человек/подросток. Троллинг – это провокация и эпатаж, резкие реплики, либо псевдоглубокие изъяснения, которые заставляют участников дискуссии чувствовать дискомфорт и писать максимально эмоционально подкрепленные сообщения. Сознательное продвижение к полярному спору, иногда абсурдному, но имеющему место в конкретной дискуссии. Троллинг как форма социальной агрессии обладает характерными особенностями. Одна из них заключается в возможности существования троллинга исключительно в виртуальных сообществах. Второй особенностью является наличие у троллинга специфических механизмов быстрого высвобождения лавинообразной агрессии, которая мгновенно распространяется на большинство участников виртуального сообщества. Третьей особенностью троллинга является невозможность потенциальной жертвы конфликта вступить в физический или визуальный контакт с инициатором самой конфликтной ситуации (троллем) [8].

Шарентинг. По большей части мы будем рассматривать это явление со стороны взрослого контингента. Впервые этот термин был применен С.Лекартом в статье TheWallStreetJournal "TheFacebook-FreeBaby" [9]и описывал тягу родителей к чрезмерному размещению в социальных сетях фотографий своих детей. При этом автор добавляет, что есть большая разница между тем, чтобы разместить фотографию вашего ребенка, только что научившегося ползать или сидеть, и тенденцией размещать фото каждого момента детской жизни, включая грязные подгузники и прочие не самые эстетичные подробности. Современная склонность к излишней открытости иной раз приобретает совершенно причудливые формы: одни пользователи популярных фотосервисов фиксируют каждый момент своей жизни и публикуют сотни однотипных фотографий, другие – с упоением за этим следят. Самооценка определяется количеством «лайков», жизнь подчиняется конкурентной борьбе и попыткам быть в тренде. Появление же ребенка, будучи для родителей событием экстраординарным, становится новым поводом для бесконечной фотофиксации. При этом, никто из родителей не задумывается о том, каким образом их публичность впоследствии скажется на ребенке. Негативные последствия шарентинга заключаются в нескольких факторах [10]:

– Не всё то, что кажется забавным родителям, является таким же и для ребёнка.

– Озабоченность собственной репутацией в глазах других индивидуумов нивелирует значимость для своих детей.

– Проблемы с самоидентификацией может возникнуть на почве несоответствия идеальному эго, навязанного и воспетому родителем в киберсреде.

– Публичность в киберпространстве может быть катализатором преступной деятельности по отношению к субъекту и объекту этой публичности.

Искусственный мир обладает мощным социальным негативом, и в результате ориентиры поведения для детей могут быть ошибочными, асоциальными.

Как мы сможем оградить наших воспитанников от негативного влияния виртуальных сред? На войне убивает не оружие, а люди, которые из него стреляют. Возможно, ли создание виртуальных сред с социально-позитивными целями?

Интернет – это одно из самых значимых изобретений XX века, его ресурсы обладают мощнейшим образовательным потенциалом. Включение в виртуальную среду происходит с первых дней жизни: она является одним из ведущих факторов социализации. Интернет символ и движущая сила глобализационных процессов развивающихся в мире.

Человек – это сфера свободы, его поведение нельзя предсказать по законам механистического детерминизма. Необходимо не просто отвлекать ребенка от нежелательных влияний виртуальной реальности, а педагогически увлекать их в мир коллективного мыследействия. Взаимодействие «учитель-ученик» стало практически непрерывным, без географического присутствия участников в одном месте. Это дает возможность «погружения» субъектов образования в решение проблем, а, значит, и получение качественно иных результатов образования. Появилась необходимость новой педагогики среды – киберсреды. Киберпедагогика становится приоритетным направлением развития системы образования, и киберсреды завоевывают все большее пространство в нашей жизни. Инновационность современной педагогики заключается именно в интеграции традиционных, успешных методик воспитания в виртуальные среды – ведь инновации вырастают из традиций.

Таким образом, современный педагог просто обязан шагать в ногу со временем. Быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям образовательного процесса, немыслимого без внедрения новых, более эффективных технологий. Педагог 21 века должен быть информированным, компетентным, осознающим себя в общекультурном контексте. С легкостью создавать условия продуктивного обучения, содействующего развитию творческих способностей, а также формированию навыков саморазвития , самообразования и социализации в киберсредах.

Список литературы:

1. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека – Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Плешаков В.А. , 2010

2. http://humanitar.ru/page/ch7_13 –Единый портал «Обществознание»

3. http://cyclowiki.org/wiki/Киберсоциализация - Независимый вики-проект «Циклопедия»

4. Каминская, Т.Ю. Взаимосвязь Образа-Я и мотивации / Т.Ю. Каминская // Вестник университета (Государственный Университет Управления). – 2009. - №18. – С. 56-57 (0,5 п.л.).

5. https://www.youtube.com/watch?v=xGHmCCgqG8s - Доклад В.А. Плешакова «КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ» в Смоленске на 5 Сластенинской конференции. 6. http://psychclassics.yorku.ca/Maslow/motivation.htm - Теория Человеческой Мотивации, Маслоу А.С., 1943, PsychologicalReview, 50, 370-396. 7. http://ru.wikihow.com/уберечь-ребенка-от-кибербуллинга - Проект wikihow.com 8. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. — Вып. 1. — С. 48-51. — ISSN 1810–5505. 9. http://www.wsj.com/articles/SB10001424052702304451104577392041180138910 -The Wall Street Journal, The Facebook-Free Baby By STEVEN LECKART May 12, 2012 10. http://homocyberus.ru/sharenting – Международное интернет сообщество исследователей феномена киберсоциализации – Знакомьтесь, кибершейтеринг
Просмотров работы: 766