ЗАГАДОЧНОЕ, ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАГАДОЧНОЕ, ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Замалеева А.Р. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Хочу познакомить вас с творчеством Валентины Александровны Осеевой и с одним из ее произведений «Волшебное слово». Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института имени Н.В.Лысенко в Киеве. Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. По окончании гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко. Но закончить его не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала в Москву, а затем – в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей–беспризорников и малолетних правонарушителей. На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ – «Гришка». А в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот»[4]. Осеева много писала для малышей. Так, например всем известная автобиографическая повесть «Динка». Замечательные стихи, такие как «Бедный ежик», «В гости к ягодам», сказки – «Заячья шапка», «Волшебная иголочка» и короткие рассказы, которые так нравятся детям – «Три товарища», «Время». Произведения Осеевой о детях и для детей, которые заставляют задуматься, что есть добро и зло, помогают различать плохие и хорошие поступки, учат уважению и любви к людям, честности, чуткости к окружающим. Ее произведения были построены на близких детям сюжетах. Речевой стиль характеризуется эмоциональностью, присутствием прямой речи, использованием уменьшительно–ласкательных суффиксов, богатством эпитетов, фразеологизмов и метафор, благодаря этому рассказ вызывает интерес у маленьких читателей. Мне нравится творчество Валентины Александровны Осеевой тем, что ее произведения не затянутые, приключенческие, подходят для детской публики, легки в прочтении, интересные, а самое главное ее произведения поучительные и у детей на основе прочитанного будет сформировываться правильное мировоззрение.

Итак, давайте познакомимся с ее произведением, которое изучается по программе Планета Знаний во втором классе в учебнике «Литературное чтении 2 класс» автор Э.Э. Кац. Это произведение включено в изучение в начальной школе, именно потому, что оно поучительное. Благодаря этому, на данном этапе жизни у детей сформировывается правильное, уважительное отношение к окружающим людям.

Задумка автора состоит в том, чтобы показать читателям, как важно использовать вежливые слова. Название произведения «Волшебное слово» – этим словосочетанием автор заменила вежливое слово «пожалуйста», о котором идет речь в тексте. В этом произведении Осеева затрагивает проблему воспитания и порядочности, наличие или отсутствие умения использовать вежливые слова. Идея состоит в том, чтобы показать читателям, что вежливые слова играют важную роль в жизни любого человека. А также, к каким негативным последствиям может привести отсутствие их в речи[1].

В экспозиции рассказа «Волшебное слово» говорится о мальчике Павлике, которому не везло. Его невезение связано с тем, что окружающие люди не давали ему то, что он хочет. Он пошел в парк и подсел на лавочку к старику, и тот сказал ему волшебное слово. Мальчик решил немедленно воспользоваться его советом. Следующая часть произведения – завязка. Она происходит в тот момент, когда Павлик побежал домой, чтобы проверить прав ли старик. Он подошел к сестре и сказал: «Дай мне краски...пожалуйста»[3]. Она удивленно расширила глаза и дала ему краски. Потом он подошел к бабушке и также при помощи волшебного слова попросил у нее пирожок. К великому изумлению Павлика, она дала ему самый румяный пирожок. Он вежливо попросил брата взять его покататься с ним на лодке и волшебное слово опять подействовало. После чего, Павлик отправился на ту скамейку, чтобы поблагодарить старика, но его уже там не было – это является развязкой рассказа. Конфликт в произведении происходит между желанием Павлика, чтобы ему дали то, что он хочет и нежеланием других персонажей выполнять это. Композиция данного произведения типична и содержит все структурные элементы.

Рассмотрев композицию данного произведения, охарактеризуем главного героя – Павлика.

Павлик является динамическим персонажем, так как в произведении нет подробного описания его внешности, оно складывается из авторской характеристики и через цепь его поступков. Павлик жил в хорошей, благополучной семье, так как они могли позволить себе вкусный обед, краски для рисования и катание на лодке. Автор использует такие слова, которые описывают поведение Павлика: «подвиньтесь», «ну и ладно», «стукнул кулаком», «крикнул», «а вам–то что», «раскрыл рот», «вскочил и побежал». Что говорит о его невоспитанности, раздраженности и неуважении к старшим. Кроме того, Павлик был обижен и рассержен тем, что ему не дают то, что он просит. Это выражается в его состоянии, которое описывает нам автор, такими словами, как: «красное сердитое лицо», «покосился», «буркнул», «сжал кулаки», «чуть не поддал хорошенько», «засопел от обиды»[3].

В начале рассказа мы видим Павлика злым, обиженным и грубым. Ребенок, который ослеплен своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить свой гнев на первом встречном. Но спокойный тон старика заставляет его впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя[1]. Затем идут встречи с Леной, бабушкой, братом. Павлик вежлив, внимателен. Потому что он хочет проверить, прав ли старик, исполнятся ли его желания, т.е. он думает о себе. А в конце рассказа Павлик вновь бежит в сквер, но уже не затем, чтобы получить что–то, а затем, чтобы «отдать» – сказать старику «спасибо».Волшебное слово волшебным образом изменило самого героя, научило его думать о других людях. Но эта перемена в нем становится явной лишь в конце рассказа[1].

Действия в произведении происходят в двух местах: в сквере и в доме. Художественное пространство в нем конкретное и сжатое, а художественное время хронологических событий не имеет, с историческим временем не связано, оно непрерывное, замкнутое и длительное. Я считаю, что общественная проблема, которая привела автора к созданию данного образа, состоит в том, что дети зачастую неуважительно относятся к старшим, не знают правил вежливости, ведут себя в обществе некультурно.

Все части текста связаны друг с другом по смыслу. Автор использовала такие синтаксические и лексические средства связи, как: лексический повтор слов – «заглянул в глаза» – «глядя в глаза», «зонтиком чертил» – «начерченные зонтиком», «прогонит» – «прогнала», «тихо» – «тихим», «прошептал», «возьми», «брат», «старик», «краска»; синтаксический параллелизм – «сердито буркнул – робко сказал», «старик сказал – сестра оглянулась», «повторил Павлик – покосился Павлик»; также, автор показывает нам резкое изменение интонаций «возьми лучше! – возьми меня, пожалуйста…», «сердито буркнул – робко сказал», что помогает нам понять настроение героев[3]. Благодаря этим средствам связи, автор показывает нам свое отношение к персонажам и вызывает эмоции у читателей, что вызывает у них интерес к произведению.

На протяжении всего произведения, мы наблюдаем за тем, как меняется поведение главного героя, благодаря поучению Старика. И лишь в конце рассказа это изменение в поведении становится явным. Благодаря этому, мы можем сравнить поведение мальчика в начале произведения и его поведение в конце.

В тексте автор использует лексические средства, благодаря которым мы можем увидеть изменчивость в поведении героев на протяжении всего рассказа. Контекстуальные антонимы «сердито буркнул – робко сказал», «поругает – пожалеет», «крикнул – прошептал», «говорил – замолчал», «накрыла рукой – снимая руку», «засмеялся – засопел от обиды». Контекстуальные синонимы «старичок – с седой бородой», «сердитое лицо – красное лицо», «поддал – стукнул», «смущенно – робко», «радость – улыбка», «кричал – ссорился»[3]. Произведение было написано в 1940 году, поэтому мы можем сказать, что в тексте присутствуют архаизмы «отворил», что означает открыл, «поддал», что означает удар. А просторечная лексика показывает нам речевой стиль героев: «с нею» – с ней; «стряпает», что означает «готовит»[3]. Лексические средства раскрывают нам характер героев и благодаря им, мы можем увидеть перемену в отношениях персонажей на протяжении всего рассказа.

Также в тексте можно выделить эмоционально-оценочные и опорные слова: «красное морщинистое лицо»; «волшебник»; «маленький старичок, с длинной седой бородой»; «красное, сердитое лицо»; «кричал, плакал, ссорился»; «голубчик»; «румяный»; «робко сказал»; «сердито буркнул; «сжал кулаки»; «тихим голосом»; «глядя прямо в глаза»; «попросил»; «волшебное слово»; «пожалуйста»; «волшебник»[3]. Они воздействуют на эмоциональное состояние читателя, и более точно передают сюжет и эмоциональное состояние героев. Обращая внимание на средства художественной выразительности, можно выделить: метафору «широко раскрыла глаза»; «Волшебное слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке..». Также, широко используются эпитеты: «маленький старичок»; «с длинной седой бородой»; «красное, сердитое лицо»; «мягкая борода»; «румяный пирожок»; «горячие пирожки»; «красное морщинистое лицо», которые дают художественную характеристику героев и предметов[3]. А перифраз используется в самом названии произведения «Волшебное слово» – «пожалуйста». Благодаря средствам художественной выразительности автор дает читателям возможность вообразить у себя в голове картину действий героев.

Знаки препинания имеют большое значение для восприятия и понимания того, что хотел передать автор. Поэтому в тексте он использует восклицательные и вопросительные предложения, вопросно-ответную форму и многоточие. Например, в предложениях: «Убегу!»; «Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько!»; «Ни одной краски не даёт!»; «Пустяки!»; «Никто меня не жалеет!»; «Обманул старик!»; «Разве такая поймёт волшебное слово!..»; «Волшебник! Волшебник!»; «Эх ты, путешественник!»; «С тобой что–то случилось?»; «Убежишь?»; «Не даёт?»; «Что же, не берёт тебя брат?»; «А почему вы всё спрашиваете?»; «Какую тебе?»; «Ну, отчего же не взять?»; «–Убежишь?– Убегу!»; «А вам-то что? – мне ничего»; «–Какую тебе? – мне синюю»; «Разве такая поймёт волшебное слово!..»; «А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...»; «Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...»[3]. Они служат средством синтаксического и интонационно-смыслового членения речи, они помогают читателю быстрее и правильнее понять содержание текста. Также, этому способствует и использование диалогов в произведении:

« – С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что?

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

– Ещё бы! Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит»[3].

А ряды однородных членов «кричал, плакал, ссорился»; «красное, сердитое»; «зеленые, синие, красные»; «лучший, румяный» и повторы слов «Горяченького... горяченького захотел»; «Волшебник! Волшебник!»[3] позволяют насыщать произведение эмоциями и яркими красками, заставляя читающего сопереживать происходящему на страницах произведения и при определенной степени силы воображения даже представлять себя участником происходящего. Синтаксические средства не меньше, чем лексические помогают автору оформить мысли и передать чувства.

Текст адаптирован для учеников начальных классов, поэтому легко воспринимается детьми. Этому способствует использование простых предложений и диалогов в рассказе, а использование в тексте эпитетов и метафор воздействует на воображение читателей.

Мое впечатление от прочитанного положительное. В этом рассказе Валентина Александровна затрагивает проблему воспитания и порядочности. Осеева подводит читателей к выводу о том, что нужно быть вежливым, порядочным, воспитанным и относиться к старшим с уважением. Рассказ актуален в наше время, как для детей, так и для взрослых. Так как многие дети не знают культуры общения с другими людьми, а взрослые игнорируют или забывают это. Я согласна с позицией автора. Если ты будешь вежлив к окружающим, то и они будут вежливыми к тебе. «Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» – это не только слова. Это выражение вежливости. С помощью этих слов мы проявляем уважение к человеку. Вежливость – как магнит. Она притягивает к нам людей.

Список используемой литературы:

  1. Алые паруса. Проект для одаренных детей / анализ произведения «Волшебное слово».[Электронный ресурс]. ООО "Квазар", 2014-2016 г.-URL: http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/04/24/analiz-proizvedeniya-valentiny-oseevoy-volshebnoe (дата обращения: 17.12.2016).

  2. Кац, Э.Э. Литературное чтение 2 класс, 2 ч.: в 2 ч. Под редакцией И.А. Петровой, Москва: Изд-во Астрель, 2012 г.-С. 4-152.

  3. Чтобы помнили / биография В.А.Осеева.[Электронный ресурс]. Разработка: А. Караковский / электр. журн. о культуре « Контрабанда», 2006 г.-URL: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=135 (дата обращения: 17.12.2016)

Просмотров работы: 1780