СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В НАШЕ ВРЕМЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В НАШЕ ВРЕМЯ

Фирсова Л.М. 1, Кисляков В.А. 2, Живица О.В. 3
1НОЧ УВО МФПУ «Синергия»
2кафедра психологии НОЧ УВО МФПУ «Синергия»; РАЕ
3кафедра психологии НОЧ УВО МФПУ «Синергия»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность обусловлена возрастающим статистическим показателем самоубийств среди населения с каждым годом. Информации, полученной из исследований прошлых лет недостаточно для полного изучения вопроса и выявления удачных схем манипулирования этим феноменом ради обеспечения безопасности населению. Многие данные, касающиеся данной тематики, уже считаются устаревшими, поэтому назрела необходимость в современных эмпирических исследованиях. Проблема заключается в размывании границ между возрастными этапами и характерологическими особенностями с течением времени [20,19,18,17].

Объект исследования: аутоагрессивное поведение.

Предмет исследования: суицид, как форма проявления аутоагрессии.

Цель: исследование характерологических особенностей людей склонных к суициду.

Гипотеза исследования – склонность к суициду является крайней степенью выраженности отклоняющегося поведения и связана с определенными характерологическими особенностями личности. Предположительно, такими как: паранояльность, истероидность, циклотимность и психастеноидность. [8]

Задачи:

  1. исследовать литературу по аутоагрессии, суицидальному и девиантному поведению;

  2. дать краткую характеристику видов и причин суицидального поведения, а также факторов, способствующих проявлению суицида;

  3. проанализировать результаты исследования и сделать вывод.

Материалы и методы: Анализ доступной литературы объясняет аутоагрессию как различные формы и степени отклоняющегося поведения, при котором совершаются действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью, а также вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают.

Аутоагрессия относится к девиантному поведению. Мы можем обнаружить ее проявления в деликвентном, патохарактерологическом, адиктивном типах поведения и в некоторых видах альтруистических девиаций. Существуют такие виды аутоагрессии как: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатизм, поведение аутистического спектра, поведение виктимного спектра, поведение экстремального характера и самоповреждение. Как известно, аутоагрессия имеет две формы: суицидальную и парасуицидальную.

Что же такое суицидальное поведение? Самоубийство – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). В основном различают групповые (массовые) и индивидуальные суициды. Они имеют различные причины и механизмы. Индивидуальные суициды делятся на истинные, демонстративные и скрытые.

К суицидальному риску традиционно относятся социально демографические (пол, возраст, социальная дезадаптация, суицидальная активность, место жительства, семейное положение и внутри семейные взаимоотношения, образование, общественно-профессиональное положение, социально-экономические факторы), природные, медицинские (соматические патологии, церебрально-органические патологии, психические патологии) и индивидуально-психологические факторы.

Было выяснено, что существует два ярко выраженных пика проявления суицидального поведения. Один приходится на возраст от 15 до 23 лет (пик молодости), а второй начинается после 40 (пик инволюции). [1,2,3,5,6,9,12,1,15].

В качестве методов исследования были использованы: методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина» (А.С. Прутченков, А. А. Сиялов, 1994), опросник «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин, 1998), «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой, 1993), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел, Вологодский центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», - 1992). А также, методы статистического анализа непараметрических критериев – ранговая корреляция rs-Спирмена и групповой анализ по U-критерию Манна-Уитни.

Выборка состоит из респондентов юношеского возраста в диапазоне от 16 до 20 лет. Включает в себя 24 человека и делится на экспериментальную (респонденты имеют суицидальный опыт) и контрольную (не имеют такового) группы. Каждая из них содержит по 12 испытуемых. С экспериментальной группой проводилась психокоррекционная работа по индивидуальной методике.

Результаты и обсуждения

Испытуемые контрольной и экспериментальноой группы имеют яркую выраженность характералогических особенностей, обоснованную возрастными особенностями выборки.

Респондентам из экспериментальной группы свойственна склонность к аддиктивному и самоповреждающему поведению, а также к саморазрушению. У них выражены суицидальные риски, связанные с аффективными реакциями. Также им присущи альтуистическая, аномическая, анастетическая, инструментальная, аутопуническая, гетеропунитическая и поствитальная виды суицидальной мотивации. Лицам из экспериментальной выборки свойственно руководствоваться, в большей степени, потребностью избавиться от невыносимых страданий и боли, которые лишили их жизнь смысла.

Менее подверженными суицидальному риску в экспериментальной группе оказались истероиды, гипертимы, шизоиды и конформный тип. Наиболее подвержены подобному риску гипотимы (риски типа уникальности) и астеники (риски типа слома культурных барьеров). Что обусловлено их характерологическими особенностями. Психостеноиды, сензитивы и гипотимы выступают как лица подверженные альтруистической мотивации. Истероиды и гипертимы, в большинстве своем, не подвержены суицидальным порывам истинного характера. Параноики проявляют себя в инструментальной и гетеропунитичесой мотивации. Склонны к агрессии и насилию, делинквентному поведению. Эпилептоиды склонны к агрессии и насилию, но при этом имеют сильную направленность на принятие женской социальной роли. Что объясняется преобладанием в выборке лиц женского пола. Девушки и женщины, принимающие свой социальный статус и имеющие аффективный суицидальный риск не склонны к какому-либо виду преодолению норм. Астеники проявляют себя в саморазрушении и самоповреждении, а также в делинквентном поведении.

Испытуемым с максималистским суицидальным риском свойственен уход от существующей реальности и избеганию по средствам изменения своей психики приемом различных средств, вызывающих фиксацию на определенном роде эмоций. Респонденты экспериментальной группы ценят жизнь сильнее респондентов контрольной группы. Предположительно, это связано с переосмыслением жизни и ее ценностей после близости к смерти.

В контрольной группе эпилептоиды не подверженны никаким видам суицидальных мотиваций. Больше всего в данной группе ей подвержены сензитивы. Скорее всего, в нашем случае это кризисное состояние обусловлено юношеским возрастом и большим количеством изменений, происходящих в жизни. Типы личностей, которым сложно воспринимать большое количество перемен и входят в эти статистически значимые связи.

Лица лабильного типа часто обладают мотивацией социального пессимизма. В связи с особой характеристикой группы (увлечение экстремальными видами спорта), ярче всего проявляется стремление к саморазрушению и самоповреждению. Но даже разочарованные жизненными неурядицами респонденты контрольной группы не склонны к преодолению норм, а также к агрессии и насилию.

Контрольная группа имеет четко просматривающиеся взаимосвязи с суицидальной мотивацией. Но это напрямую не связано с желанием респондентов умереть. Помимо всего прочего, испытуемые переносят вину за происходящее на кого-то из собственного окружения и хотят наказать его за свои же неудачи любыми способами. В остальном значимые связи обусловлены характерологическими особенностями респондентов.

Выводы

  1. акцентуированные личности находятся в группе риска

  2. в наше время размываются характерологические и возрастные границы

  3. психологическая коррекция помогает оказать положительное влияние и уменьшить риск возникновения суицидального поведения.

Список литературы

  1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. – Барнаул, 2014. - С.9-19; 25-29.

  2. Ефремов А. Г. Аутоагрессия лиц старшего подросткового и юношеского возраста, склонных к поведению с преднамеренным самоповреждением // Материалы Юбилейной конференции Московского психологического общества. 2005. Т.2. C.167-169. (соавт.: Ениколопов С.Н.)

  3. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». Сборник статей. СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2013. – 352. - С.192-202

  4. Дворникова И. Н., Куренкова Е. В. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе // Молодой ученый. — 2014.—№21.1.—С.86-88.

  5. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд/ Пер с фр. - СПб.: Союз, 1998. - 496 - С.39-73; 122-437

  6. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. – СПб: Питер, 2010. – С.137-148

  7. Личко А. Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Л.:Медицина, 1983.—256 с.

  8. Книжникова С.В., Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие: Изд-во «Директ-Медиа», 2014. – 363с.

  9. Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов: Изд-во «Речь», 2005. – 442 - С. 70-96

  10. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2013. – С. 14-23

  11. Обухов Я.Л. Суицид с позиции психоанализа.// Типология личности в символдраме и других методах психотерапии. Сборник научных работ. Ставрополь: Графа, 2009. – С. 192—196.

  12. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учебное пособие - 2-е изд. «Стереотип: Флинта»; Москва, 2011. – 189 с.

  13. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2013. – С. 14-23

  14. Руженков В.А., Руженкова В.В., Боева А.В. Концепции суицидального поведения // Суицидология. – 2012. - №4. – С. 52-60.

  15. Югова Н.Л., Симакова Н.Б. Профилактика суицидального поведения подростков: рекомендации, диагностические методики, тренинги, игры и упражнения. – Глазов, 2014. – 196 с.

  16. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Усаева Н.Р. Проблема аутоагрессивного поведения человека//Психопедагогика в правоохранительных органах № 4 (59). 2014. - с. 35-39

  17. Шурыгина, И. Самоубийства: печальное антилидерство // Демоскоп Weekly. — 2013. — № 537—538.

  18. Морев, М. В., Любов, Е. Б. — Социально-экономический ущерб вследствие смертности населения от самоубийств // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — № 6 (18). — С. 119—130.

  19. Кроповницкий, О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста (учебное пособие) / Интернет-ресурс: http://laiko.narod.ru/posobie_voz.html

  20. http://sch480c.mskobr.ru/files/Complex480/VospitRabota/Extrim/Zacepery_metod.pdf

Просмотров работы: 12256