«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» В МЕТОДОЛОГИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» В МЕТОДОЛОГИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Ушакова К.В. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В дизайнерской деятельности при решении проектной задачи используется ряд методов, обеспечивающих успех поиска оригинальной авторской концепции. Одним из наиболее эффективных является метод «мозгового штурма». Он изобретен в конце 30-х годов американским бизнесменом, копирайтером и основателем агентства BBD&O Алексом Осборном, который начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. В разделении процесса поиска идеи и в подборе людей для выполнения каждого этапа и состоит основа предложенного метода. Осборн выделяет появление нового подхода к решению поставленных задач, который получил название "имадженерия". "Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем "имадженерируете" ее на землю" [1].

Когда Алекс Осборн занялся рекламой, он столкнулся с необходимостью поиска нового, той «изюминки», на которую обычно и «клюет» покупатель. Благодаря своему исследовательскому таланту Осборн уяснил важное обстоятельство - поиску оригинальной идеи мешает психологическая инерция, привычка к «накатанному» пути, шаблонным решениям, а также боязнь критики, неодобрения окружающих. Вот почему начав поиски метода, который бы позволил быстро подобрать оптимальное решение, он пришел к идее разделить процесс поиска решений на две части. На первом этапе в свободной творческой обстановке выдвигаются идеи смелые, почти «безумные», а на втором этапе они подвергаются анализу, критически осмысливаются.

В 1953 году вышла книга Алекса Осборна «Управляемое воображение» («Applied Imagination»), в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Прежде всего, анализировался способ преодоления стереотипов мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, теория решения изобретательских задач и т. д.). В определенный момент стало очевидно, что стандартные решения работают неэффективно, необходимы новые пути, новый творческий подход. Особенностью метода «мозгового штурма» является то, что он служит для быстрого поиска решения проблемы и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые наиболее подходят для реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1) Постановка проблемы. Это предварительный этап. В самом начале его проблема должна быть сформулирована. Кроме того, на этом этапе происходит отбор участников, определение ведущего и распределение прочих ролей среди участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2) Генерация идей. Это основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа.

3) Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Успешность его напрямую зависит от того, насколько однонаправленно участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Метод предполагает на всех перечисленных этапах строгое следование определенным правилам.

Правило 1: Запрещается критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма. Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже сумасшедшие, могут служить началом развития мыслительного процесса других участников. В этом и состоит преимущество коллективного мышления над индивидуальным.

Правило 2: Свободный полет мысли и поощрение необычных идей. Целью мозгового штурма является поиск нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание. Для появления творческих идей необходим настрой, состояние, которое характеризуется включением в работу подсознания. С этой целью у участников мозгового штурма следует проводить специальную разминку с задачами на анализ и ассоциативные связи и т.д. Причем совершенно не имеет значения, осуществимы эти идеи на практике или нет, многие из них помогут найти эффективное решение через ассоциации.

Правило 3: Выдвижение большого количества идей. Для проведения мозгового штурма важнее число высказанных идей, чем их качество. Так как генерировать идеи участники должны в течение ограниченного времени, они должны научиться использовать уже высказанные участниками идеи для быстрого обдумывания и предложения новых. В практике работы таких групп можно, целью проведения мозгового штурма является выдвижение более 100 идей за 20 минут.

Правило 4: Обязательная фиксация идей. При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется. Все участники должны видеть зафиксированные идеи, поэтому следует заранее подготовиться. На больших листах , развешанных на стенах записываются идеи участников. Для лучшего воспиятия используют магнитные или флеш доски, также гифельные.

Правило 5: Инкубация идей. После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Данный период позволяет человеку расслабиться от напряжения, возникающего из-за поиска решения. Перерыв позволяет мозгу отдохнуть. Решению проблемы мешает стереотипность. В период отдыха мозг человека работает над задачей бессознательно.

Правило 6: Модификация идей (усовершенствование и изменение). Для получения лучшего результата можно соединять несколько идей в одну. Этот прием особенно полезен, когда среди участников люди разного социального статуса.

В процессе проведения мозгового штурма обычно создают две группы: первую из них составляют участники, предлагающие новые варианты, во вторую - входят члены комиссии, обрабатывающие решения. Ведущий фиксирует идеи, возникшие в ходе мозгового штурма. Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, усовершенствование и отбор. В итоге находится эффективное решение задачи.

Ниже представлены плюсы мозгового штурма:

Совместная деятельность участников, каждый из которых уникален и видит ситуацию индивидуально, дает положительный эффект, стимулирующий поиск решения. Метод мозгового штурма эффективен в дизайн-проектировании, когда дизайнер строго ограничен во времени.

Процесс мозгового штурма обладает творческим потенциалом, являясь увлекательной деятельностью. Благоприятная обстановка позволяет конструктивно воспринимать критику и импровизировать, также повышает доверие между участниками.

Существует утверждение, что если деятельность участников штурма организована неправильно, то результаты штурма будут низкими.

Известно множество методик, основанных на использовании метода «мозгового штурма», каждая из которых базируется на характерных именно для нее технологиях. Все они объединяются характерным для метода в целом существенным преимуществом: возможностью консолидировать в процессе поиска решений очень разных людей, а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод «мозгового штурма» может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах при разработке дизайнерских проектов. Этот метод специально разработан для получения максимального количества предложений, что является очень полезным инструментом в руках дизайнера. Его эффективность поразительна: 6 человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей.

Как показывает практика, метод «мозгового штурма» обладает колоссальным потенциалом развития творческих возможностей, позволяет стимулировать мышление, память, внимание, прививать умения и навыки быстро ориентироваться в ситуации, формировать уверенность в себе, принимать решения, развивать коммуникативные способности. Мозговой штурм помогает находить необычные, креативные решения, которые обеспечивают успешность и эффективность проекта. Именно в этом и заключается его популярность среди дизайнеров и людей творческих профессий.

Литература

  1. Черноусов В.В. Метод мозгового штурма // Stimul Тренинговый центр URL http://www.stimul.biz/ru/ru/lib/articles/brainstorming/ ( дата обращения 12.02.2016)

  2. Старостин С. А. Сущность метода мозговой штурм // Основы маркетинга URL http://www.grandars.ru/student/marketing/metod-mozgovogo-shturma.html

( дата обращения 05.02.2016)

  1. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений // Ученые материалы URL http://works.doklad.ru/view/gGrRI_uKfSM.html ( дата обращения 07.03.2016)

акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – СПб., 1997.

  1. Коваленко К.В. Мозговой штурм 10 правил эффективного поведения // Stimul Блог 4Brain URL http://4brain.ru/blog/мозговой-штурм/ ( дата обращения 12.02.2016)

  2. Стариков П. А. Метод мозгового штурма // Википедия свободная библиотека URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_мозгового_штурма ( дата обращения 10.02.2016)

  3. Чопра Дипак Совершенный мозг.- М.; Эксмо, 2014

  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебник для вузов 20 века. – С-П.; Питер, 2004.

Просмотров работы: 996