Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью формированию фонетической компетенции у учащихся второго класса путём детального разбора произношения звуков и тренировки правильной артикуляции.
При работе над понятием фонетической компетенции, нами были проанализированы труды отечественных исследователей: А.А. Хомутовой [2], С.П. Хорошиловой [4], Е.Н.Солововой [1].
А.А.Хомутова определяла фонетическую компетенцию, как способность индивида осуществлять иноязычную коммуникативную компетенцию, основанную на знаниях, умениях, навыках и отношениях в соответствии с произносительными нормами изучаемого языка [2].
Также, автор выделяла несколько компонентов в структуре фонетической компетенции, которые необходимо учитывать при ее формировании.
Когнитивный компонент, который представляет собой готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности, направленной на овладение содержательным предметом общения.
Прагматический компонент заключается в готовности передавать коммуникативное содержание в ситуации общения. Он включает в себя умения и навыки, которые позволяют понимать и воспроизводить высказывание в соответствии с фонетическими нормами изучаемого языка.
Рефлексивный компонент предполагает овладение умениями и навыками самоконтроля и самокоррекции, тесно связан с эмоционально-оценочным отношением к изучаемому материалу, а также предполагает овладение учебными и исследовательскими стратегиями.
Социокультурный компонент включает знания и умения использовать особенности произношения на основе сравнительно-сопоставительного анализа фонетических систем родного и иностранного языка, а также воспроизведение и понимание речевого высказывания в соответствии с культурными нормами языка языка [2].
Е.Н.Соловова также является одним из авторов, уделяющих внимание формированию фонетической компетенции. И здесь хотелось бы отметить основные положения артикуляционного подхода к обучению.
1. Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс.
2.Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.
3.Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.
4.Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно [1].
С.П. Хорошилова указывает на необходимость построения обучающих материалов по фонетике английского языка с учетом фоностилистической организации текстового материала. Автор рекомендует следующие этапы работы над произношением:
I ЭТАП. Фонетическая разминка: выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики.
II ЭТАП. Изучение и закрепление фонетических явлений и структур.
III ЭТАП. Работа по совершенствованию произносительных навыков при воспроизведении различных текстовых отрезков для запоминания, подобранных на фоностилистической основе.
IV ЭТАП. Выполнение заданий по восприятию английских образцов на слух.
V ЭТАП. Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие [4].
Целью нашей работы явилось формирование фонетической компетенции у учащихся второго класса с использованием упражнений по методике А. Андерхилла. Суть методики А. Андерхила заключается в изучении звуков английского языка в системе. Для автора было важно показать связанность произношения каждого звука друг с другом. И на основе этого обучить правильному произношению звука и его графическому обозначению. Также одним из ключевых моментов методики является то, что в правильном произношении звука играют роль не только умственные операции, но и важен физический аспект, правильное расположение артикуляционных органов, на это автор обращает особое внимание. Изучив научную и методическую литературу по теме исследования, мы можем констатировать, что данная методика не применяется широко в учебном процессе в школе.
Поэтому нами была поставлена цель разработать комплекс упражнений с использованием методики А. Андерхилла и проверить их эффективность на практике. Опираясь на теоретический материал, мы разработали комплекс упражнений, направленный на формирование фонетической компетенции у учащихся второго класса.. Наше исследование состояло из трёх этапов: предэкспериментального, экспериментального и постэкспериментального. На предэкспериментальном и постэкспериментальном этапе было проведено тестирование, по результатам которого мы смогли сделать вывод об успешности нашей работы.
Эксперимент проводился на протяжении 10 уроков по 10-15 минут. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Теоретическая информация по изучению английских гласных в экспериментальной группе была представлена нами в виде сказки о звуках и использовании адаптированных фрагментов мастер-класса А. Андерхилла в доступном для детей формате. В целях наглядности на каждом уроке применялись авторские мультимедийные презентации и другие мультимедийные интернет-ресурсы, а именно аудио- и видеозаписи обучающего характера. В завершении каждого занятия с учащимися происходило подведение итогов в режиме обсуждения. Занятия в контрольной группе проводились согласно школьной программе по УМК «Forward 2». В данном учебном пособии не затрагивается изучение гласных звуков по методике А.Андерхилла.
Конечный результат эксперимента показал эффективность разработанного нами комплекса упражнений по совершенствованию фонетической компетенции у учащихся второго класса с использованием методики А. Андерхилла. Средний балл в экспериментальной группе вырос с 32 процентов до 62 процентов, тогда как в контрольной группе он остался практически без изменения.
Список использованных источников:
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – Москва, 2005. – 68с.
Хомутова, А.А. Формирование фонетической компетенции на основе мультимедиа (английский язык, языковой вуз): – Тамбов, 2007. – 21 с.
3 Хорошилова С.П. Компетентностный подход в преподавании практической фонетики английского языка в педагогическом вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 4-2. – с. 35-40.
4. Хорошилова С.П. Фонетика английского языка: Продвинутый уровень: учебно-методическое пособие / Новосибирск, 2015.