Еще до начала Швейцарской кампании Суворов считал, что этот поход не имел смысла, а лишь удовлетворял эгоистические стремления западноевропейских правительств [8]. Александр Васильевич прекрасно понимал всю бесполезность австрийского плана, одобренного Павлом I, но не подчиниться ему не мог. Шел 1799 год. В разгоревшейся войне между Францией и союзническими силами, каждая из стран коалиции преследовала свои интересы. Англия грезила об абсолютном превосходстве. Турция и Неаполь отстаивали свои владения, которые подверглись оккупации со стороны Наполеоновских сил. Австрия желала не только удержать свои территории, но и силами своих союзников расшириться. Российская Империя своей основной задачей ставит положить конец триумфу французского оружия во имя восстановления прочного мира и политического равновесия в Старом свете [4;с.57]. Для проведения похода Суворовым была выбрана излюбленная тактика «быстроты и натиска», подразумевавшая стремительное одновременное концентрическое наступление, дезорганизующее противника. Был выбран наиболее тяжелый, но наикратчайший, лежащий через перевал Сен-Готард. За время похода русские войска нанесли четырехкратные потери противнику. Однако, являясь образцом воинской доблести и военного искусства, операция не достигла поставленных целей, ускорив расторжение союза с Австрией, и возврат русских войск в Россию [6].
Там, где речь идет о войне, невольно затрагивается тема судеб мирного населения на территории вооруженного конфликта. Заботясь о том, чтобы избежать лишних жертв и насилия в войне, Суворов осуществил практику, которую по праву можно назвать первыми шагами к становлению международного гуманитарного права. Международное гуманитарное право начинает свое существование с образованием международной организации Красный Крест (1863 год), однако появление принципов этой гуманитарной деятельности можно усмотреть уже принципах ведения боевых действий, которыми руководствовался наш великий полководец. Бытует мнение, что полководцы должны не только владеть искусством ведения войн, но и обладать немалой интуицией. Александр Васильевич очень тонко чувствовал морально-нравственные принципы ведения войны и идеи гуманизма, которые в то время буквально витали в пространстве философской мысли. Являясь одним из самых прогрессивных военных деятелей того времени, Суворов предчувствовал их и смог воплотить в жизнь задолго до принятия Женевской конвенции. Вопреки убеждениям таких немецких военных теоретиков, как Альфред фон Шлиффен и Альбрехт фон Валленштейн, Суворов не позволил потерять русской армии моральный облик. Интересно заметить, что начиная со времен деятельности Альбрехта фон Валленштейна, в годы тринадцатилетней войны в западных армиях масштабно воплощался в жизнь принцип римского сенатора Катона «bellum seip sum», что дословно можно перевести как «война кормит сама себя». Данная стратегия ведения войны подразумевает, что содержание военной машины Европы XVII Iвека взваливалось на плечи местного населения в виде контрибуций [3].
Александр Васильевич осознавал, что враждебные действия такого плана по отношению к местному населению спровоцируют рост антирусских настроений, что было крайне нежелательно в сложившейся ситуации. Значительную роль в пересмотре принципов ведения войны сыграло религиозное воспитание полководца, в основе своей отрицающее насилие. В своем труде «Наука побеждать» Суворов пишет – «…остальным давай пощаду! Они такие ж люди: грех напрасно убить… Обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат не разбойник.» [7;с.517].Мародерство в русской армии уже в этот период был наказуемо. Стоит заметить, что русские войска двигались уже по разоренной французами территории. К примеру, из воспоминаний капитана Николая Грязева, участника похода - «Начальники наши, как ни старались доставать нам продовольствия, но желания их не имели успеха, поскольку селения, нами проходимые, были бедны, изнурены и ограблены французами…» [1].
Высокоморальный образ русского солдата определялся личностными качествами самого командующего. Александр Васильевич был человеком искренне верующим, о чем могут свидетельствовать фрагменты его переписок [7; с.560 -561]. Даже перед самым трудным боем, Суворов наставлял воинов в том, что избегать излишнего насилия, исключать мародерства, подкрепляя свои слова собственным примером. Ярким подтверждением этого могут служить строки из приказа командующего, перед штурмом Праги - «Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать.Кого из нас убьют, — Царство Небесное, живым — слава! слава! слава!»[10]. Для сравнения можно привести в пример слова кайзера Вильгельма II из приказа, отданного карательному отряду 27 июля 1900 года в Китае - «Солдаты, при встрече с врагом побеждайте! Никому не давайте пощады, не берите пленных! Будьте беспощадны ко всем, кто попадет в ваши руки! Пусть боятся немецкого имени, как некогда боялись имени Атиллы!» Сравнив два приказа можно смело судить о том, как велись боевые действия, и каковы были последствия для мирных жителей, волею судьбы оказавшихся вовлеченных в войну. Швейцарский поход А. В. Суворова - это один из первых прецедентов в истории, где явно соблюдаются права населения проживающего на территории ведения боевых действий.
Откуда же проявилась величайшая интуиция нашего отечественного полководца? Наше предположение только подтверждает тезис о том, что прогрессивная мысль не имеет границ, а культура – это достояние всего человечества. В прогрессе – духовном, нравственном, профессиональном - важна лишь способность к преодолению рамок своей собственной ограниченности. Главный тезис философии Иммануила Канта, представителя самой прогрессивной на тот исторический момент классической немецкой философии, гласит: «Две вещи наполняют мою душу трепетом – звездное небо надо мной, и нравственный закон во мне». И. Кант утверждал уже тогда, что мышление человека, его душа, столь же неисчерпаемы, как и Вселенная. А человек становится человеком разумным не тогда, когда он беспрепятственно проявляет свои склонности и таланты, а тогда, когда он согласует свое поведение с интересами других людей, то есть делает общечеловеческие интересы регуляторами своего поведения. Согласно категорическому императиву Иммануила Канта человек должен поступать всегда так, чтобы его поведение и поступки стали всеобщим законом. Согласно этому императиву все люди расцениваются как равные, поскольку подчиняются одному общечеловеческому правилу. Социальный идеал Канта – просвещение и торжество всеобщего равенства, без войн и революций. Сам Иммануил Кант был первым, кто пытался применить принципы мирного сосуществования в европейской международной политике. Но объединенная Европа далеко не всегда и сейчас старается следовать по этому пути. Наполняешься гордостью, когда понимаешь, что А.В. Суворов, как просвещенный сын нашего Отечества, исполнял свой гражданский долг самым прогрессивным образом. В отличие от соотечественников И. Канта, А. В. Суворов услышал требование категорического императива – золотого правила общечеловеческой морали и применил его на практике, совершив величайшую интуицию предвидения гуманитарного права в военном деле.
Александра Васильевича Суворова среди остальных гениев военной мысли выделяло то, что он был полководцем философствующим, и обладал необычайной дальновидностью. Именно его нестандартный подход к ведению боевых действий, его способность к предвидению развития событий и интуиции позволили решить не только задачи первого плана, но и заглянуть намного дальше своего времени. Практически два века народ Швейцарии не знает войн и прекрасно помнит о том, кто избавил их от нашествия французских полчищ. Именно русские, а не союзные войска, по праву считаются освободителями. И все свидетельства того героического, семнадцатидневного похода бережно хранятся как национальное достояние страны [2]. Неудивительно, что нынешние жители и по сей день твердо уверены, что именно Суворов не дал исчезнуть их небольшому государству. Как пишет Юрий Снегирев, корреспондент «Российской газеты», практически на каждом доме, где останавливался Суворов, висят памятные таблички, а некоторые дома превращены в муниципальные музеи, как пример дом музей Урзерн, где великий полководец провел всего лишь одну ночь [10]. Суворов оставил не только огромное наследие в военном деле, но и впервые изменил нравственный подход к ведению войны.
Литература
1. «Чертов мост и другие суворовские места в Швейцарии».[Электронный ресурс]. http://www.technolirik.livejournal.com/68276.html (дата обращения 14.10.2015).
2.«Швейцария.Суворов» [Электронный ресурс]. www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/665/ (дата обращения 14.10.2015).
3.Ивонин Ю.Е. «Альбрехт фон Валленштейн» [Электронный ресурс]. svitoc.ru/topic/720-albreht-fon-vallenshtejn (дата обращения 14.10.2015).
4.Клаузевиц К, «Швейцарский поход Суворова 1799г.» М.: Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР , 1939; с 57
5.Лещинский Л.М. «Военные победы и полководцы русского народа второй половины XVIII века» Издательство социально-экономической литературы М., 1959;c 210
6.Милославская С. «Швейцарский поход Суворова поставили под сомнение» // NOTUM info [Электронный ресурс] http://www.notum.info/news/soczium/shvejczarskij-poxod-suvorova-postavili-pod-somnenie. (дата обращения 14.10.2015).
7.Орлов Н.А. «Итальянский поход Суворова в1799 году» (по запискам Грязева) [Электронный ресурс] http://adjudant.ru/suvorov/orlov00.htm (дата обращения 6.10. 2015)
8.Протоиерей Ильяшенко А. Александр Суворов «Помилуй Бог, мы русские!» [Электронный ресурс]. http://www.pravmir.ru/aleksandr-suvorov-pomiluj-bog-my-russkie/ (дата обращения 14.10.2015)
10.Снегирев Ю. «Суворовский перевал» [Электронный ресурс]. rg.ru/2014/09/11/Suvorov/html. (дата обращения 14.10.2015).