На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была рассмотрена сущность понятия «экологическое воспитание» как образовательно-воспитательной подсистемы целостного педагогического процесса. Экологическое воспитание обеспечивает усвоение и присвоение школьниками определённой совокупности специальных знаний, умений, навыков, чувств и переживаний, формирующих экологическое сознание и мышление, развивающих эмоциональную сферу, а также нравственно-эстетическое и правовое отношение к окружающей среде, укрепляющее природосообразное поведение и деятельность [8].
Углублённое изучение теоретических аспектов проблемы экологического воспитания позволило нам в исследовательской работе опираться на методологию ноосферного естественнонаучного подхода В.И. Вернадского к проблеме взаимодействия человека с миром природы, а также коэволюционный подход Н.Н. Моисеева, в основе которого заложена идея совместного гармонического развития природы и общества в условиях жесткого экологического императива, предполагающего формирование нового типа экологического сознания [3].
На основе коэволюционного подхода рассмотрена цель экологического воспитания - формирование экологической культуры, которая является частью общей культуры личности, представляющей совокупность ее качеств, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающей средой - природной и социальной [4].
На основе изучения теоретических подходов исследователей выделены особенности экологического воспитания младших школьников, которые рассмотрены в содержательном и структурном аспектах, с учётом возрастных особенностей развития. В содержательном аспекте экологическое воспитание младших школьников реализуется через следующие компоненты: когнитивный (система научных природоведческих и экологических знаний, основных противоречий, возникающих между обществом и природой, знаний правил поведения в природе), оценочно-эмоциональный (нравственно-эстетическое восприятие окружающей действительности, понимание значимости и ценности природного окружения), мировоззренческий (осознание и понимание необходимости экологически грамотного поведения, оценивание фактов взаимодействия человека с природой в соответствии с нормами морали), поведенческий (готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями, саморегуляция поведения в социоприродной среде) [2].
В структурном аспекте экологическое воспитание младших школьников включает в себя этапы формирования экологической культуры: освоение первоначальных сведений природоведческого и экологического содержания, эмоционально-образное восприятие окружающей социоприродной среды, первичная систематизация представлений о природе, мотивированное поведение.
Исходя из особенностей процесса экологического воспитания младших школьников выделены критерии, определяющие уровень экологической воспитанности: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий. Показателями когнитивного критерия являются: наличие и полнота природоведческих и экологических знаний, интерес к объектам и явлениям природы, потребность в пополнении знаний о природе; оценочно-эмоционального - понимание значимости и ценности окружающей природной среды, эмоциональная отзывчивость на прекрасное в природе, гуманность по отношению к природной среде; мировоззренческого -осознание смысла и значения экологических знаний, самостоятельность суждений, умение решать задачи экологического характера, оценивать факты взаимодействия человека и природы в соответствии с нормами морали и национальным мироощущением, поведенческого - ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, соблюдение правил поведения в социоприродной среде, участие в экологической деятельности [3].
На основе совокупности критериев и показателей выделены уровни экологической воспитанности младших школьников: высокий, достаточный, средний, низкий. Дана характеристика групп младших школьников, имеющих различный уровень экологической воспитанности.
Взаимодействуя друг с другом, категории «этнопедагогика» и «экологическое воспитание» образуют единое пространство, которое может быть названо этно-экологической культурой, сущность которой состоит в приобщении подрастающего поколения к опыту духовного общения с природой. Данный опыт обладает национальной спецификой, но не выпадает из русла общечеловеческих тенденций [6].
Соотношение данных категорий рассматривается на основе анализа проблем народной педагогики, с одной стороны, и проблем экологического воспитания, с другой: формирование экологической культуры личности младшего школьника происходит под влиянием содержательного (система знаний народа о природе, поведении в ней, отношение, отраженное в произведениях поэтического творчества, обычаях, обрядах) и практического (методы, приемы, средства воспитания рационального, бережного отношения к окружающей природной среде; выработанные в народной практике традиции рационального природопользования) компонентов народной педагогики; использование опыта народной педагогики в экологическом воспитании школьников в современных условиях рассматриваются как этно-экологический аспект воспитания, включающий в себя овладение экологическими знаниями, усвоение наглядных образцов поведения в природе, принятие традиционных этно-экологических воззрений и соединение их с современной экологической культурой; использование комплексных этно-экологических средств воспитания [1].
Этно-педагогическое наследие удмуртского народа включает в себя философско-мировоззренческие основы единства человека и природы: опыт по воспитанию бережного разумного отношения к родной земле и природе, гуманного отношения к растительному и животному миру; знания и традиции экологического характера. Воспитание бережного отношения к природе в удмуртской народной педагогике осуществлялось как естественный процесс, неразрывно связанный с жизнью. Положительное отношение народа к природе обусловлено причинами рационального (использование полезных свойств природной среды, польза приносимая живыми организмами) и духовного характера (эстетическое восприятие мира природы, древние народные экофильные поверья, основанные на коренных языческих традициях (любовь к земле, лесу и т.д.); жалость, сопереживание всему живому, основанные на высокой нравственности) [5].
Информация и рекомендации об отношении к окружающему миру содержатся в разнообразных средствах удмуртской народной педагогики. Система средств удмуртской народной педагогики, способствующая воспитанию бережного отношения к природе, включает три группы: средства материальной культуры (природа, деятельность); средства духовной культуры (слово, общение, фольклор, религия, искусство); средства этнокультуры (традиции, обряды, праздники, игры).
Очевидна логичность и целесообразность их введения в практику экологического воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Актуальны для обеспечения эффективности экологического воспитания сохранившиеся удмуртские обряды, связанные с соблюдением экологической целостности животного и растительного мира, элементы традиционных календарных праздников, произведения устно-поэтического творчества, народные игры - рациональное использование которых в реальной жизни имеет большое полезно-практическое значение [7].
В практике общеобразовательных школ г. Глазова предпринимаются определенные усилия для развития экологического воспитания. Наиболее значимыми из них являются: осуществление экологизации содержания учебных школьных дисциплин; определение содержания экологического воспитания во внеучебной этно-экологической деятельности школьников; внедрение в педагогическую практику результатов психолого-педагогических исследований с целью активизации экологического воспитания; проведение разнообразных мероприятий экологической направленности республиканского и городского масштабов; всемерное использование национально-регионального компонента в содержании экологического воспитания.
Результаты изучения экологической воспитанности младших школьников показали: обусловленность уровня экологической воспитанности младших школьников возрастными особенностями и типом образовательного учреждения; доминирующим является средний (32,7%), достаточный (29,9%) уровни, значительную группу составили обучающиеся с низким уровнем (21,1%), самую малочисленную (16,3%), имеющие высокий уровень экологической воспитанности.
Рассмотрены основные пути повышения эффективности экологического воспитания младших школьников на основе средств удмуртской народной педагогики. Посредством реализации в опытно-экспериментальной работе программы «Дерево жизни» решена задача дополнения и углубления знаний и представлений обучающихся природоведческого и экологического характера на основе практического ознакомления с природой и использования средств удмуртской народной педагогики.
В процессе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы решены задачи: обогащение знаний младших школьников сведениями о природе родного края, в том числе и содержащимися в этно-педагогическом наследии удмуртского народа; углубление знаний о национальных традициях, обычаях, народной культуре, формирование основ национального самосознания; развитие эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающему миру; закрепление практических умений и навыков природоохранной деятельности.
В ходе экологического научения осуществлена взаимосвязь знаний, оценочных суждений, чувств, убеждений, получаемых младшими школьниками на занятиях кружка, с их повседневной жизнью, формирующей опыт экологически грамотного поведения. Уделено значительное внимание организации практической деятельности в природной среде; установлена целесообразность использования педагогических ситуаций экологического характера, творческих заданий, заданий по организации наблюдений, проведению исследовательской работы в природе, предполагающих использование средств удмуртской народной педагогики.
Раскрыта роль семьи в экологическом воспитании младших школьников, показана необходимость расширения ее возможностей в использовании средств народной педагогики: представлена система работы с родителями учащихся, направленная на их включение в разнообразные формы работы по экологическому воспитанию (совместное проведение экскурсий, праздников, занятий курса, участие в природоохранной деятельности); разработаны рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников в семье.
Результаты срезов, проводившихся в ходе опытно-педагогической работы, позволили выявить динамику роста уровней экологической воспитанности младших школьников: а) экспериментальных классов (достаточный и высокий уровни становятся преобладающими; сокращается доля учащихся, отнесенных к среднему (на 24,6%) и низкому (на 8,7%) уровням); б) контрольных классов (доминирующими уровнями являются средний и достаточный; количество учащихся, имеющих высокий уровень увеличилось лишь на 2,8%, доля младших школьников, отнесенных к низкому уровням, сократилась на 9,8%).
Педагогическими условиями эффективности экологического воспитания младших школьников на основе средств народной педагогики в целостном образовательном процессе являются: обеспечение эффективности содержательной стороны процесса (внесение корректив в содержание экологического воспитания с учетом национально-регионального компонента); обеспечение организационно-методической стороны процесса (использование многообразия форм работы по экологическому воспитанию, взаимодействие средств экологического воспитания); обеспечение результативно-деятельностного аспекта процесса (учет личностного и деятельностного подхода; определение и учет первоначального уровня экологической воспитанности личности, регистрацию результатов, полученных в процессе наблюдения, и прогноз дальнейшего формирования экологической культуры личности младшего школьника).
Таким образом, целенаправленная научно обоснованная педагогическая деятельность с учётом факторов, влияющих на эффективность экологического воспитания младших школьников способствует экологизации всех сфер деятельности современного человека.
Литература
Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками [Текст] /Т.А. Бабанова - Начальная школа. – 2007. - №9. – С. 16-17.
Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] / О.М. Барковская - Начальная школа. – 2006. - №2. – С.32-33.
Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 576 с Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. – 2009. - №4. – С.20-24.
Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. 2008. - №5.
Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе [Текст]/ Л.П. Салеева: – М.: 2009. – 49с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 168с.
Рыжова, Н.А. Экологический проект: Мое древо [Текст] /Н.А. Рыжова. - Начальная школа. – 2007. - №4. – С.48-52.
Сухомлинский В.А. Школа и природа // Советская педагогика. 1970. - № 5.
Literature
1. Babanov, T. A. Ecological and local lore work in primary school [Text] /T. A. Babanov - Elementary school. – 2007. No. 9. – P.16-17.
2. Barkovsky, O. M. Content, the purpose and objectives of primary ecological education [Text] / O. M. Barkovsky - Elementary school. – 2006. - No. 2. – P. 32-33.
3. Vernadsky, V. I. the Biosphere and noosphere. — M.: ayris-press, 2012. — 576 with Vinogradova, N. F. Ecological education of Junior schoolchildren: Problems and prospects [Text] / N. F. Vinogradov.- Elementary school. – 2009. - No. 4. – P. 20-24.
4. Moiseev N. N. Coevolution of nature and society // Ecology and life. 2008. - No. 5.
5. Salieva, L. P. the formation of the careful attitude of Junior schoolchildren to nature [Text]/ L. P. Saleeva: – M.: 2009. – 49S.
6. Volkov G. N. Ethnopedagogy. Proc. for stud. environments, and higher. PED. proc. institutions. M.: Publishing center "Academy", 2009. - 168с.
7. Ryzhova, N.. Environmental project: My tree [Text] /N.. Ryzhov. - Elementary school. – 2007. - No. 4. – P. 48-52.
8. Sukhomlinsky V. A. School and the nature of Soviet pedagogy. 1970. - No. 5.
Васильева Елизавета Сергеевна, студ. 353 гр. фак. ПиХО, ГГПИ.
Науч. рук.: А.В. Тутолмин, д.п.н., проф. ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»