Электронный учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
Основная цель создания электронного УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
Полная версия ЭУМК предназначена для ограниченного пользования преподавателями, ведущими дисциплину, и представляет собой полный комплект учебно-методических единиц, как открытого доступа, так и конфиденциальных, хранится на кафедрах, утвердивших УМК, или в пользовании преподавателей, ведущих дисциплину, представлен на бумажных или электронных носителях (файловые папки, CD, DVD и др.). [1]
Базовая версия УМК представляется в электронном виде в локальной сети университета, предназначена для повышения эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины с помощью внедрения в учебный процесс современных технологий обучения.
Стандарт дисциплины пересматривается каждый раз после выхода новых государственных образовательных стандартов и переработки учебного плана специальности (направления) [1, 7].
Данный ЭУМК будет содержать графическую и текстовую информацию, рекомендации для преподавателей, материалы по всей дисциплине, лекции, а также лабораторные задания и тестирования.
С помощью ЭУМК, преподаватель имеет возможность вести лекцию, транслируя окно программы на проектор. Это намного упрощает процесс обучения, как и для студента, так и для преподавателя.
Преподаватель тратит намного меньше времени и имеет возможность провести со студентами дополнительные задания или же уделить внимание работе, выполненной студентом дома[3, 6.]
Повышается уровень знаний, преподаватель в любой момент может устроить тестирование и по полученным баллам выставить оценки.
Для студента, который по территориальным причинам не может посетить занятие или же по болезни, есть прекрасная возможность самостоятельно изучить весь материал, а также выполнить лабораторные задания и тестирование.
Благодаря ЭУМК, студенты имеют возможность ознакомиться с рабочей программой дисциплины, понять ее основные цели, компетенции, которые должны сформироваться у них в результате изучения дисциплины; структуру и состав модуля (вопросы к самостоятельным работам и перечень основной и дополнительной литературы). Кроме того, студент имеет доступ ко всем лекциям по данной дисциплине.
По результатам проведенных исследований можно с уверенностью говорить, что наличие таких комплексов позволяет активно использовать электронное обучение при подготовке различных категорий обучаемых (бакалавров, магистрантов, слушателей курсов повышения квалификации и т.д.).
После создания, УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется[4].
Можно заметить, что ЭУМК охватывает своим содержанием весь перечень действий, осуществляемых в процессе образования, а именно усвоение нового материала (теоретический блок) и закрепление/контроль знаний (практический блок, блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов). Плюс ко всему содержит методические указания для студентов и преподавателей, что создает удобство для работы последних и учебы для первых (нормативный блок, методический блок)[3].
В данном разделе будут рассмотрены элементы и структура разработанного электронного учебно-методического комплекса. Программа создана с помощью языка программирования высокого уровня Borland Delphi . При запуске программы открывается «Главное меню» рис.1., которое содержит пять пунктов:
Рабочая программа дисциплины;
Темы лекций и семинаров;
Самостоятельная работа;
Справка;
Выход.
Рис.1. Главное меню программы.
Пункт «Рабочая программа дисциплины» рис.2. содержит 5 подпунктов:
Цели освоения дисциплины;
Методические указания студентам;
Методические рекомендация преподавателям;
Распределение часов по видам учебной работы;
Учебно-методологические обеспечения самостоятельной работы студентов.
Рис.2. Рабочая программа дисциплины.
В свою очередь подпункт «Учебно-методологические обеспечения самостоятельной работы студентов» имеет 3 подпункта:
Вопросы к 1-ой контрольной работе;
Вопросы к 2-ой контрольной работе;
Перечень основной литературы.
Пункт «Темы лекций и семинаров» рис.3. включает в себя подпункты:
Лекции;
Семинары.
Рис.3. Темы лекций и семинаров.
Подпункт «Лекции» имеет 10 подпунктов:
Программная инженерия в жизненном цикле программных средств;
Профили стандартов жизненного цикла систем и программных средств в программной инженерии;
Модели и процессы управления проектами программных средств;
Системное проектирование программных средств;
Технико-экономическое обоснование проектов программных средств;
Разработка требований к программным средствам;
Планирование жизненного цикла программных средств;
Объектно-ориентированное проектирование программных средств;
Управление ресурсами в жизненном цикле программных средств;
Характеристики качества программных средств.
Для проверки знаний по всему курсу нужно пройти комплекс тестов и выполнить лабораторные работы, для этого во вкладке «Самостоятельная работа» выбрать нужный из подразделов.
Пункт «Самостоятельная работа» рис.4. включает в себя подпункты:
Лабораторные работы;
Тесты.
Рис.4. Самостоятельная работа.
Подпункт «Тесты» имеет 5 подпунктов:
Тема №1;
Тема №2;
Тема №3;
Тема №4;
Тема №5;
Пункт «Справка» рис.5. включает в себя подпункты:
Помощь;
О программе.
Рис.5. Справка.
Пункт «Выход» необходим для выхода из программы.
В будущем разработанный мною электронный учебно-методический комплекс будет совершенствоваться(в зависимости от времени). Например: добавлять новые уроки или практические работы и тесты. Также можно будет добавить аудио и видео уроки, для визуального и слухового восприятия.
Разработанный ЭУМК предоставляет студентам возможность использовать учебник для изучения всего материала, использования его виде «компаса» для облегчения процесса изучения дисциплины .
Список использованной литературы
Батоврин В. К. Системная и программная инженерия. Словарь справочник: учеб. пособие для вузов. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 280 с
В.В. Липаев Программная инженерия. Методологические основы. Учебник. М.: ТЕИС, 2013.
Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения, М.: Вильямс, 2012г
Информационные системы в экономике: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 218 с
Кузьмич, В.В. Технологии упаковочного производства [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.В. Кузьмич. – Минск: Выш. шк., 2012. – 382
Лазарев, Д. Корпоративная презентация: Как продать идею за 10 слайдов [Электронный ресурс] / Дмитрий Лазарев. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 304 с
Марченко, А. Л. Актуальные вопросы разработки и использования электронных изданий и ресурсов в обучении электротехнике и электронике в вузе [Электронный ресурс] / А. Л. Марченко. - М.: МАТИ, 2012. - 272 с