ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ»

Баммаева Г.А. 1, Гаджибеков Т.Э. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе образование является одним из важнейших институтов. Обучение в высшем учебном заведении дает человеку в дальнейшем много возможностей для реализации своего потенциала в науке, на производстве и в других сферах деятельности. В высшем учебном заведении студенты стремятся впитать в себя все те знания, которые им дает преподаватель, а многое и изучить самостоятельно. Именно на ознакомление и самообучение дисциплинам ВУЗа направлено создание электронного учебно-методического комплекса [2, 4].

Электронный учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Основная цель создания электронного УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

Полная версия ЭУМК предназначена для ограниченного пользования преподавателями, ведущими дисциплину, и представляет собой полный комплект учебно-методических единиц, как открытого доступа, так и конфиденциальных, хранится на кафедрах, утвердивших УМК, или в пользовании преподавателей, ведущих дисциплину, представлен на бумажных или электронных носителях (файловые папки, CD, DVD и др.). [1]

Базовая версия УМК представляется в электронном виде в локальной сети университета, предназначена для повышения эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины с помощью внедрения в учебный процесс современных технологий обучения.

Стандарт дисциплины пересматривается каждый раз после выхода новых государственных образовательных стандартов и переработки учебного плана специальности (направления) [1, 7].

Данный ЭУМК будет содержать графическую и текстовую информацию, рекомендации для преподавателей, материалы по всей дисциплине, лекции, а также лабораторные задания и тестирования.

С помощью ЭУМК, преподаватель имеет возможность вести лекцию, транслируя окно программы на проектор. Это намного упрощает процесс обучения, как и для студента, так и для преподавателя.

Преподаватель тратит намного меньше времени и имеет возможность провести со студентами дополнительные задания или же уделить внимание работе, выполненной студентом дома[3, 6.]

Повышается уровень знаний, преподаватель в любой момент может устроить тестирование и по полученным баллам выставить оценки.

Для студента, который по территориальным причинам не может посетить занятие или же по болезни, есть прекрасная возможность самостоятельно изучить весь материал, а также выполнить лабораторные задания и тестирование.

Благодаря ЭУМК, студенты имеют возможность ознакомиться с рабочей программой дисциплины, понять ее основные цели, компетенции, которые должны сформироваться у них в результате изучения дисциплины; структуру и состав модуля (вопросы к самостоятельным работам и перечень основной и дополнительной литературы). Кроме того, студент имеет доступ ко всем лекциям по данной дисциплине.

По результатам проведенных исследований можно с уверенностью говорить, что наличие таких комплексов позволяет активно использовать электронное обучение при подготовке различных категорий обучаемых (бакалавров, магистрантов, слушателей курсов повышения квалификации и т.д.).

После создания, УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется[4].

Можно заметить, что ЭУМК охватывает своим содержанием весь перечень действий, осуществляемых в процессе образования, а именно усвоение нового материала (теоретический блок) и закрепление/контроль знаний (практический блок, блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов). Плюс ко всему содержит методические указания для студентов и преподавателей, что создает удобство для работы последних и учебы для первых (нормативный блок, методический блок)[3].

В данном разделе будут рассмотрены элементы и структура разработанного электронного учебно-методического комплекса. Программа создана с помощью языка программирования высокого уровня Borland Delphi . При запуске программы открывается «Главное меню» рис.1., которое содержит пять пунктов:

  1. Рабочая программа дисциплины;

  2. Темы лекций и семинаров;

  3. Самостоятельная работа;

  4. Справка;

  5. Выход.

Рис.1. Главное меню программы.

Пункт «Рабочая программа дисциплины» рис.2. содержит 5 подпунктов:

  • Цели освоения дисциплины;

  • Методические указания студентам;

  • Методические рекомендация преподавателям;

  • Распределение часов по видам учебной работы;

  • Учебно-методологические обеспечения самостоятельной работы студентов.

Рис.2. Рабочая программа дисциплины.

В свою очередь подпункт «Учебно-методологические обеспечения самостоятельной работы студентов» имеет 3 подпункта:

  • Вопросы к 1-ой контрольной работе;

  • Вопросы к 2-ой контрольной работе;

  • Перечень основной литературы.

Пункт «Темы лекций и семинаров» рис.3. включает в себя подпункты:

  • Лекции;

  • Семинары.

Рис.3. Темы лекций и семинаров.

Подпункт «Лекции» имеет 10 подпунктов:

  • Программная инженерия в жизненном цикле программных средств;

  • Профили стандартов жизненного цикла систем и программных средств в программной инженерии;

  • Модели и процессы управления проектами программных средств;

  • Системное проектирование программных средств;

  • Технико-экономическое обоснование проектов программных средств;

  • Разработка требований к программным средствам;

  • Планирование жизненного цикла программных средств;

  • Объектно-ориентированное проектирование программных средств;

  • Управление ресурсами в жизненном цикле программных средств;

  • Характеристики качества программных средств.

Для проверки знаний по всему курсу нужно пройти комплекс тестов и выполнить лабораторные работы, для этого во вкладке «Самостоятельная работа» выбрать нужный из подразделов.

Пункт «Самостоятельная работа» рис.4. включает в себя подпункты:

  • Лабораторные работы;

  • Тесты.

Рис.4. Самостоятельная работа.

Подпункт «Тесты» имеет 5 подпунктов:

  • Тема №1;

  • Тема №2;

  • Тема №3;

  • Тема №4;

  • Тема №5;

Пункт «Справка» рис.5. включает в себя подпункты:

  • Помощь;

  • О программе.

Рис.5. Справка.

Пункт «Выход» необходим для выхода из программы.

В будущем разработанный мною электронный учебно-методический комплекс будет совершенствоваться(в зависимости от времени). Например: добавлять новые уроки или практические работы и тесты. Также можно будет добавить аудио и видео уроки, для визуального и слухового восприятия.

Разработанный ЭУМК предоставляет студентам возможность использовать учебник для изучения всего материала, использования его виде «компаса» для облегчения процесса изучения дисциплины .

Список использованной литературы

  1. Батоврин В. К. Системная и программная инженерия. Словарь справочник: учеб. пособие для вузов. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 280 с

  2. В.В. Липаев Программная инженерия. Методологические основы. Учебник. М.: ТЕИС, 2013.

  3. Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения, М.: Вильямс, 2012г

  4. Информационные системы в экономике: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 218 с

  5. Кузьмич, В.В. Технологии упаковочного производства [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.В. Кузьмич. – Минск: Выш. шк., 2012. – 382

  6. Лазарев, Д. Корпоративная презентация: Как продать идею за 10 слайдов [Электронный ресурс] / Дмитрий Лазарев. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 304 с

  7. Марченко, А. Л. Актуальные вопросы разработки и использования электронных изданий и ресурсов в обучении электротехнике и электронике в вузе [Электронный ресурс] / А. Л. Марченко. - М.: МАТИ, 2012. - 272 с

Просмотров работы: 444