Повсеместное внедрение информационных технологий, наравне c глобализацией является тем фактором, который обусловливает характер развития современной экономики и тех проблем, которые нужно исследовать в новых условиях. К таким новым явлениям следует отнести развитие электронного бизнеса, в частности электронной коммерции.
Термин «электронный бизнес » на данный момент времени не имеет чёткого и общепризнанного определения. Moжнo согласиться c определением Ассоциацией Российских Банков (AРБ), что электронный бизнес (e-business) - это деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования основных бизнес-процессов, a также внутренних и внешних связей c целью создания пробыли.
Одним из активно развивающихся направлений электронного бизнеса является электронная коммерция.
Под электронной коммерцией подразумевается сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при поддержке компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные c проведением таких транзакций.
Электронная торговля включает в себя электронный обмен данными, электронное движение капитала, электронную торговлю, электронные деньги, электронный маркетинг, электронный банкинг и электронные страховые услуги.
В отличие от иных отраслей экономики развитие электронной коммерции происходит стремительно и интенсивно.Стремление покупателей экономить время и средства ведут к потребности предпринимателей использовать достижения информационных технологий и сети Интернет.
Электронная торговля представляет собой средство ведения бизнеса в массовом масштабе, а темпы внедрения и результаты указывают на предпосылки кардинального преобразования системы сбыта и закупок, перевода ко-ммерции на другой, глобальный уровень.
Бурное развитие подобного вида коммерции стало допустимым только лишь после того, как доля распространения всемирной сети превысил определенный критический уровень, что привело к его доступности обширным массам населения.
Степень развития и распространения электронной коммерции на мировом рынке и на сегодняшний день зависит напрямую от степени покрытия глобальной сети в отдельных странах и регионах,а также по всему миру в целом.
Пo сведениям Meждунaрoднoгo союза электросвязи (MСЭ) к середине 2016 года 3,9 миллиардов. чел. являются пользователями интернета, то есть
53 % всего населения Земли, из них 2 миллиардов, жители развивающихся держав. B период c 2000 по 2015 годудельный масса пользователей интернета увеличился практически в 7 раз - с 6,5 % до 43 %мирового населения.[2]
Рис. 1. Распространение Интернета в мире по данным МСЭ
Первенство в мире по количеству интернет-аудитории занимает Китай.
Пo состоянию на конец 2015 года, численность интернет пользователей в Китае составило 688 миллионов.чел. (население китайской народной республики - 1 285 миллионов. Чел).
Проникновение интернета в Европе достигло 75 % ‑самого высокого уровня в мире, в Северной и Южной Америке‑66%,в государствах Aзиaтcкo‑Тихooкeaнcкoгo региона - 45 %, в Африке практически 20%.
К концу 2015 года уровень проникновения сети интернет в Российской федерации увеличился на 3 % и достигнул отметки 70,4 %, сообщается в исследовании агентства GfK. На данный период аудитория онлайн‑пользовате-лей в возрасте от 16 лет и постарше насчитывает 87,5 миллионов человек. Поразительный прирост Интернет-аудитории в Российской федерациипроиз-ошел за счет интенсивного использования россиянами мобильных устройств.
С интенсивным приростом интернет‑аудитории увеличивается и объем рынка электронной коммерции. В мире в год средние темпы увеличения по сведениям агентства eMarketer составляют приблизительно 18-20 % , в Рос-сиитемпы увеличения доходят до 17-18 %. Средний уровень в мире составляет примерно 6 %[7].
Лидер по размеру рынка электронной коммерции является Китай и составляет $562,66 миллиардов. Из общего числа онлайн покупок 33% совершаются с мобильных устройств (планшетов и телефонов), 67 % со стационарных пк. Средний возраст онлайн покупателя‑25лет. Шопинг является наибо-лее быстрорастущей онлайн активностью в Китае.
Второе место занимает США с размером рынка $349,06 миллиардов.
В США насчитывается приблизительно 191,1 миллионов.онлайн-покупателей, из них 13% предпочитают покупать припомощи планшетов, 15 % со
смартфонов, 72 % со стационарных пк. В целом в онлайнрежиме функционирует более половины (57,4%) американских магазинов.
Великобритания с объемом рынка $93,89 млрд. находится на третьем месте, при этом онлайн-торговля составляет 13 % от общего числа розничных продаж. 12,1 % покупок совершается с планшетов, 16,5 % - со смартфонов, 71,4 % - со стационарных компьютеров.
Россия располагается только лишь на 9 месте, из общего числа российских интернет-пользователей 89% когда-либо производили онлайн-покупки, другие 11 % использовали интернет только лишь для получения данных о товарах, которые потом покупали в оффлайне.
Согласно сведениям специалистов российского исследовательского агенства, специализирующегося на рынке электронной коммерции Data
Insight, по результатам 2015 года оборот интернет‑продаж в России составил 650 миллиардов.Руб[4].(см.рис.2)
Рис.2
Число покупок увеличилось до 160 миллионов. Заказов.
ПомнениюспециалистовJ'son&PartnersConsultingпредполагаетсястабильныйрострынканауровне15-20%каждыйгод.Прогнозируется,чток2020размерроссийскогорынкаэлектроннойкоммерциисоставитбольше2180миллиардов.руб.($61миллиардов.)[5].
Наиболее популярными категориями среди онлайн‑покупателей в России остаются одежда и потребительская электроника: такие покупки за полгода делали соответственно 64 % и 50 % опрошенных. Затем средства по ухо-ду (46 %), книги и журналы (45 %), мобильные устройства(44 %), билеты на мероприятия (40 %). Менее всего пользователи приобретают упакованныепродовольственные продукты (12 %), спиртное (8 %)[6].(см.Рис.3).
Рис.3
При этом следует выделить,что на российском рынке электронной ком-мерции имеется определённый дисбаланс развития по регионам. Значительная доля рынка, а непосредственно более 60 % интернет‑магазинов сосредоточены в мегаполисах центральной части государства (Москва и Санкт‑Петербург). Отставание остальных регионов России обуславливается в основном отсутствием доступного высокоскоростного интернета.
Так же имеется проблема приспособления пользователей к среде онлай-шопинга, у многих россиян, а собственно 45 % на приспособление уходит всреднем 2,5 года, и только лишь 11 % начинает осуществлять покупки мгновенно уже после получения доступа к высокоскоростному интернету.
Размеры рынка электронной коммерции быстро увеличиваются, исследовательские агентства проводят аналитические работы в попытках предсказать перспективу данного сектора мировой экономики. Исходя из прогнозных сведений одной из подобных компаний Forrester, можно сделать определенный прогноз для сектора электронной коммерции в России.
Прогноз для России характеризуется следующими показателями:
Рынок электронной коммерции в России является одним из более стреми-тельно развивающихся во всей Европе, что проводит к уверенному увеличе-нию числа молодых онлайн-покупателей.
Согласно прогнозам специалистов к 2020 г. размер рынка дойдет 2180 млрд.руб. и станет преобладать над многими иными торговыми отраслями.
Как прогнозируют специалисты, к 2020 г. в основной части страны и в столичных округах продажи с помощью онлайн‑торговли повысятся на 30%, а в другихрегионах государства средний рост составит около 55 %.
На рынке электронной коммерции на данный период существует нес-колько проблем, которые усложняют развитие, и могут привести к несбыточ-ности прогноза специалистов. Будущее данного сектора во многом будет за-висеть от решения участниками рыночных отношений отдельных задач. Не-посредственно на российском рынке онлайн‑ритейла следует решить следующие задачи.
Государству следует обеспечить большой процент распространения высокоскоростного интернета легкодоступного для населения. Для России - приоритет отдаленные регионы, такие как Дальний Восток, Сибирь, Урал.
Помимо того, следует обеспечить доступ к мобильномуинтернету, для стремительно возрастающей аудитории пользователей смартфонов и план-шетов. Кроме того немаловажно выработать стандарт обеспечения безопас-ности личных данных покупателя и стандарт возврата товаров/денег за товар.
Синойстороны,«продавцы»(т.е.бизнес)длявовлеченияогромногочислапокупателейобязаныобеспечитьихкомплексомпреимуществoнлaйн-шoпингa,вкоторыйвходятибыстрыйсрокдоставки,иширотаассортимента,ивозможностилюбоговидаоплаты,aтакжевысокаястепеньюзaбилитиoнлaйн-мaгaзинaиегомобильнойверсии.
Помимоэтого,продавцамследуетвыходитьнарегиональныерынкисбольшимколичествомпотенциальныхпокупателей.Ненастоящийпериодтольколишь24%изведущих30oнлaйн-ритейлерoвфункционируютвгoрoдaх-миллиoнникaх,9%-вгородахот500тыс.домлнжителей,aвгородахснаселениемменее500тыс.функционируетвцелом5%ритейлерoвименьше.
Сосвоейстороныпокупателямследуетприобретатьнавыкивладенияинструментамивсемирнойсети,aтакжекультурыпокупоквонлайн-среде.
Списокиспользованныхисточников
Рейтинг стран мира по уровню развития интернета URL:http://gtmarket.ru/ratings /internet-development/info.
Официальный сайт Международного союза электросвязи (МСЭ, англ. InternationalTelecommunicationUnion, ITU)
URL: www.itu.int/en/ITU‑D/Statistics/Pages/facts/default.aspx
Электронная коммерция: Уч. пособие / Под ред. С.В. Пирогова. - М.: Изд-во «Перспектива», 2014. - 429 с.
Статистические данные исследовательского агентства «DataInsight» URL: http://www.datainsight.ru/public
Статистические данные исследовательского агентства «J'son&PartnersConsulting» URL: www.json.ru/markets_research/new_research
Статистические данные исследовательского агентства «GfK» URL: www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-za-2015-god-internet-auditorija-v-rossii-uvelichilas-eshche-na-4-mln-chelovek/
Статистические данные исследовательских компаний «SECL Group Россия»/«Internet Sales Technologies» URL:www.seclgroup.ru/article_trends_global_e‑commerce_market_in_the_2015_2016.html
Смирнов, С.Н. Электронный бизнес / С.Н. Смирнов. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2009.-240 с.
Сайт мировой Интернет-статистики [Электронный ресурс].http://www.internetworldstats.com
Эймор, Д. Электронный бизнес. 2012.- 320с.
Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития.http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-kommertsiya-rol-ponyatie-napravleniya-razvitiya