Прогнозировать будущее в разные времена пытались многие - начиная с библейских пророков и заканчивая писателями-фантастами. В 19 веке появилось направление науки, изучающее будущее - футурология. Футурология выявляет тенденции в настоящем и прошлом и распространяет их на будущие явления, делая прогноз. Термин придумал социолог Осип Флехтхайм. Первые труды футурологов П. Гартинга, Ш. Рише Г. Тарда, Г. Уэллса и других положили начало научной эпохе в предсказании будущего.
Наука и технологии развивались, футурология получала все новые инструменты для исследований. К предсказанию будущего применили научный подход - разработали методы прогнозирования. Прогнозирование - процесс предсказания будущего, основанный на данных из прошлого и настоящего и наиболее часто встречающихся при анализе тенденций. В прогнозировании присутствуют риск и неопределенность, считается хорошей практикой указывать степень неопределенности при анализе.
Метод - путь познания, система действий, нацеленных на решение определённой задачи или достижение определенной цели. Методы могут устаревать, развиваться и преобразовываться в другие методы. Футурология использует методы прогнозирования. В настоящее время существует более 220 методов прогнозирования, к основным из которых относятся:
статистические методы;
экспертные оценки (например, метод Дельфы);
методы моделирования;
интуитивные (то есть выполненные без применения технических средств, экспромтом, «в уме» специалистом, имеющим опыт ранее применяемых научных методов в данном типе прогнозов) [6].
Прогнозирование в проектной дизайнерской деятельности подразумевает создание прототипа, предполагаемого или возможного объекта, или состояния. Проектный прогноз должен отвечать на вопрос «Как проект может выглядеть?» Проектные прогнозы или дизайн-прогнозы помогают выбрать оптимальные варианты будущего проекта, на основе которых должно проходить будущее проектирование реального предмета. Методы проектирования в дизайне помогают получить ключевую идею или вывести важную истину, целостное решение для улучшения пользовательского опыта с различными продуктами и услугами.
Методы проектного прогнозирования включают в себя:
Дивергенцию - изучение возможностей и ограничений в различных ситуациях с применением критического мышления, а также качественных и количественных методов исследования, чтобы создать новый подход к улучшению проектных решений.
Трансформацию - переосмысление проектных решений и улучшение руководящих принципов в традиционных и современных проектных работах и для различных дисциплин (архитектуры, графики, промышленности и др.).
Конвергенцию - прототипирование возможных сценариев для совершенствования проектных решений, которые постепенно или значительно улучшают ситуацию в целом.
Устойчивость - управление процессом изучения, переосмысление и макетирование проектных решений непрерывно, в течение долгого времени.
Артикуляцию (в архитектуре) - визуальная связь между частями и целым.
Для предсказания тенденций будущего в дизайне применяется метод опережающего отражения (футурологический). Футурология в дизайне - это метод проектирования с помощью поиска и составления прогноза, когда свойства будущих объектов изображаются с помощью зрительных образов. Активное использование этого метода в современном проектном процессе повлияло на формирование нового направления в дизайне – футуродизайн. В. Ю. Медведев, определяя это понятие, говорит: «Футуродизайн – перспективное дизайн-проектирование, обусловленное научно-технически, социально-культурно и интуитивно-творчески; инновационное проектное прогнозирование, ориентированное на разные уровни-стадии развития науки, техники, экономики, социальной сферы общества будущего…» [2]
Чем более отдалено от нас будущее, в котором находится проектируемый предмет, тем меньше влияния на работу дизайнера имеют логические методы и больше он ориентируется на интуицию.
Понятие из теории изобретательства об идеальном конечном результате приближено к футурологии в дизайне. Снимаются любые ограничения технического и экономического характера, а вопрос «как сделать это на практике» откладывается на потом.
Также крайне важным в прогнозировании в дизайне является контроль над данными и их дальнейший анализ. Прогнозируя будущее, дизайнер должен опираться не только на собственное воображение, аналитические способности и кругозор, но и на общепринятые междисциплинарные подходы.
Мартин Эванс, преподаватель Школы Искусства и Дизайна в Великобритании, предлагает разделить прогнозирование в дизайне на несколько этапов:
1) анализ, включающий в себя такие процессы, как сканирование, идентификация, моделирование проблемы;
2) проекция, процесс, состоящий в разработке сценариев и возможных будущих состояний;
3) синтез, определяющий меры, необходимые для решения сценария
[5].
Метод опережающего отражения нужен дизайну не только, чтобы прогнозировать перспективные формы и пути развития - с помощью него развивается оригинальное мышление, появляются свежие идеи и способность моделировать различные ситуации. Метод опережающего отражения может стать основой для любого жанра и формы дизайна.
Этот метод отвечает на потребности общества и должен учитывать, технические и экономические характеристики изделия. Здесь большое значение имеет всестороннее развитие дизайнера, аналитические способности, а также критика профессионалов, мнение заказчика и потребителя.
Современный дизайн - сфера не только функционально-эстетического проектирования, но смыслового конструирования. Превращая нематериальные идеи в материальные предметы, дизайнер трансформирует культурную реальность и приближает будущее.
Список источников:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
В. Ю. Медведев “Сущность дизайна. Теоретические основы дизайна”, 3-е издание, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, 2009
https://en.wikipedia.org/wiki/Design_methods
Михеева Марина Максимовна Современные методы в дизайне. «Основы теории и методологии проектирования в промышленном дизайне» МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012 УДК 681.327.1(075) ББК32.973-044я7
http://ead.verhaag.net/fullpapers/ead06_id284_3.pdf
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7