Рассмотрим, как меняется поведение производителей при введении налогов, а именно исследование изменения рыночного равновесия при введении акциза – налога, включаемого в цену товара. Он может быть двух видов: выборочным – применяться к определенной группе товаров (табачные изделия), универсальным – взимается со всех товаров (налог с продаж).
Отметим ставку акциза какt – это доля цены товара, взимаемая в виде налога.
Функция спроса D=D(p) – зависимость спроса от цены, когда все факторы, кроме цены, неизменны.
Функция предложения товара S=S(p) – зависимость количества товара к продаже от цены товара, сложившейся на рынке.
При этом равновесная цена определяется из условия равенства спроса и предложения:
(1)
Когда вводим акциз по ставке равновесие спроса и предложения (1) изменится, новой равновесной ценой станет цена
(2)
Теперь при цене товара p его стоимость для потребителя равна p, а выручка производителя от продажи единицы продукции равна .
Приведем пример. На рынке некоторого товара функция предложения , а функция спроса . Требуется определить, во сколько раз изменится равновесная цена товара, реализованный спрос и выручка производителя при введении акциза по ставке . Полученные формулы нужно интерпретировать при установлении ставки акциза на уровне 1, 4, 30, 60, и 90%.
Решение. Для начала из (1) необходимо найти равновесную цену до введения акциза:
Из (2) определим равновесную цену после введения налога:
(3)
, определим, во сколько раз:
Таким образом, в условиях рассматриваемого примера на потребителя ложится бремя оплаты двух третей введенного налога, а оставшуюся треть платит производитель.
Выясним, на сколько процентов вырастет цена при введении акциза. Для этого преобразуем следующее выражение:
Следовательно, введение акциза при ставке приводит к незначительному увеличению цены – на:
введение 4-ного акциза приводит к увеличению цены на: 0,02739
для ставок, равных 30, 60, и 90%, получаем соответственно увеличение цены на 25, 66,7 и 150%.
Конечно же увеличение цены приводит к уменьшению объема реализованного спроса и предложения, и как следствие, к уменьшению выручки производителя. До введения налога в точке равновесия реализовался спрос
с введением акциза спрос стал равен
При ставке акциза из последнего выражения получается, что спрос снижается на:
при 4%-ной ставке аналогичный расчет показывает уменьшение спроса после введения налога на:
для ставок, равных 30 и 60%, получаем соответственно снижение спроса на 16,7 и 44,4%, а при 90%-ном акцизе в данном примере спрос полностью исчезает:
Также рассмотрим, изменение выручки производителя при введении акциза.
До введения акциза выручка равна
При этом
Следовательно, при ставке акциза выручка уменьшается на
при 4%-ной ставке аналогичный расчет показывает уменьшение выручки на:
для ставок, равных 30 и 60%, получаем соответственно снижение выручки на 27,1 и 63%. При 90%-ном акцизе в данном примере выручка будет равна нулю.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Малыхин В. И. Экономико-математическое моделирование налогообложения [Текст] : учебник / В.И. Малыхин. – М.: Высшая школа, 2016.
2 Бакирова, Л.Р. Применение экономико-математических методов при расчете оптимального потребительского кредитования [Текст] / Л.Р. Бакирова, Э.Ф. Сагадеева // Novainfo.Ru, 2015 – T.1.№30. – C. 145-151.
3 Миннигалина, Э.И. Применение экономико-математических моделей в сфере городского обслуживания [Текст] / Э.И. Миннигалина, Э.Ф. Сагадеева // Научно-исследовательская работа студентов Материалы научной сессии. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых, 2007 – C. 105.
4 Николкин П. П., Сагадеева Э. Ф. Обзор компьютерных программ для экономиста [Текст]: сборник: Актуальные вопросы экономико-статического исследования и информационных технологий, сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / МСХ РФ, БГАУ. – Уфа, 2011. – 299-300 с.
5 Харисова А. И., Сагадеева Э. Ф. Современные типы интерфейсов и их применение [Текст]: сборник: Актуальные вопросы экономико-статического исследования и информационных технологий, сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / МСХ РФ, БГАУ. – Уфа, 2011. – 309-310 с.