В прошедшие несколько лет за рубежом, в основном в Соединенных Штатах Америки, появилась тенденция к формированию совершенно новой формы организации производства и поставок, включающей в себя достоинства и компенсирующая недочеты массового и индивидуального производства и товародвижения. Речь ведется о “массовом производстве на заказ” (в дальнейшем МПЗ). Впервые данное понятие ввел в оборот С.Дэвис в своей книге «Будущее прошлого» в 1987 г. [2]
Смысл данной новой управленческой концепции и бизнес-практики в основном заключается в организации выполнения, в условиях сегодняшнего технологически развитого производства, прямых индивидуальных заказов определенных потребителей и адресной транзитной поставки товаров по ценам серийной продукции.
Возникновение МПЗ стало допустимым и экономически оправданным в условиях развития электронных коммуникаций, рыночной глоболизации, создания эластичных производств и электронных систем проектирования технологий и товаров, развития логистических услуг по скорой доставке товаров в пункты назначения, обработке заказов.
Со стороны спроса - индивидуализация это есть не что иное, как склонность потребителей (а именно, конкретной их части) к увеличению эффективности и полноты персонального потребления товаров, осуществления творческих стремлений, развитию предпринимательской и профессиональной деятельности.
Массовое производство на заказ начало свое настоящие формирование в производстве персональных компьютеров, одежды, обуви, автомобильной промышленности, мебели, фармакологии, банковской и страховой деятельности. Как считают некоторые зарубежные специалисты (в том числе М. Желены), развитие массового производства на заказ ведет к завершению массового производства стандартных товаров, массовых рынков, маркетинга прогнозирования и так называемой, “старой” логистики. Нельзя не согласиться с тем фактом, что традиционные логистические подходы не способны учитывать специфику массового производства на заказ, данные методы должны быть модифицированы и доработаны, в том числе, чтобы они были применительны к условиям транзитивной экономики Российской Федерации.[1]
Решаются следующие задачи:
‑ формирование системы закупок, а также снабжения, которая основывается на персональных требованиях потребителя к комплектации, особенным качествам товара;
‑ применение особых технологий и схем организации производства товаров небольшими партиями, а также в штучном исполнении по ценам, соответствующих серийной, стандартной продукции;
‑ организации сбора и концентрации «рассеянных» заказов различных потребителей;
‑ усовершенствовании методов транзитной доставки небольших партий заказов потребителю;
‑ организации логистики и маркетинга, которые основываются на развитии знаний покупателя.[4]
Массовое производство на заказ основывается на «народном предпринимательстве», в условиях которого потребитель лично проектирует производство нужного ему товара. Это значительно меняет положение потребителя в ролевой триаде спроса: из простого покупателя он превращается в заказчика. Товаропроизводители компаний могут принимать участие в процессе создания персонального заказа клиента в качестве: консультантов, сопроектантов и технологов.
Массовое производство на заказ напрямую связывает производство и потребление в целостный процесс. Пропадает нужда в многозвенной системе позиционного распределения товаров и образования товарных запасов, уменьшаются логистические затраты и потери. Торговые склады выполняют приёмку и отгрузку товаров и грузов напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.
МПЗ становится одним из элементов глобального рынка, интернациональной логистики и маркетинга. Различные штучные рассеянные заказы покупателей при их глобальной концентрации принимают серийный и массовый характер. Трудности логистического и маркетингового обеспечения движения заказов, товаров и платежей значительно увеличивается, но остается по силам крупным компаниям, таким как транснациональные корпорации.
Массовость несет в себе обязательное условие рентабельности производства товаров под заказ. Это значит, что:
во-первых, данное производство следует осуществлять в условиях модернизированного гибкого предприятия, имеющего способность в короткие сроки обеспечить технологическое перепроектирование, оперативную логистику снабжения и скорую доставку заказов потребителям;
во-вторых, общий объем персональных, разбросанных по различной территории заказов должен быть в скором времени сконцентрирован до размеров примерной монтажной нормы производства,
в-третьих, производство должно быть сконцентрировано на определенном (а лучше - одном) количестве предприятий таким образом, чтобы общие затраты производства и товародвижения были минимальными.
Так же, в-четвертых, самое главное: массовое производство на заказ будет рентабельным, только если конечная цена товаров на заказ будет сравнима с ценой на серийную продукцию. В этом важнейшее отличие товаров массового производства на заказ от персонального производства на заказ, в котором образование цен однозначно носит затратный характер. Примером являются предприятия бытового обслуживания, осуществляющие ремонт и производство.
Соблюдение вышеперечисленных условий заставляет производителей массированно и глобально воздействовать на развитие потребностей возможных покупателей и заказчиков через маркетинг о возможностях и достоинствах обновленных товаров и технологий. Это очень важно в отношении технически развитых товаров, принимая во внимания тот факт, что развитие знаний потребителей значительно отстает от потенциального товарного предложения.[3]
Опыт компаний, которые развивают массовое производство на заказ, говорит о том, что возможный рост издержек на проектирование товара, изготовление новой оснастки и перенастройку оборудования, производство, упаковку и поставку товаров может быть в полной или значительной мере скомпенсирован понижением затрат в сфере товародвижения. Например, это возможно вследствие отказа от оплаты услуг оптовых и розничных торговых агентов и создания товарных запасов, и еще также за счет получения предоплаты от покупателей. Кроме этого, следует принимать во внимание и получение косвенного эффекта, который обуславливается 1) превращением некоторых товаров массового производства на заказ со временем в однотипные товары, производимые сериями; 2) увеличением общей базы клиентов компании.
Так же логистика должна увеличивать эффективность производства, маркетинга, снабжения, доставки и сбыта до уровня массового производства, сделав прямые заказы экономически привлекательными для производителей и экономически приемлемыми для потребителей.[5]
Подводя итоги, можно сказать, что массовое производство на заказ - это гибридная форма организации производства, а также поставки товаров, включающая в себя достоинства массового и индивидуального производства. Самым важным критерием для развития МПЗ является продажа товаров по ценам, не уступающих ценам на серийную продукцию. основные аспекты снижения затрат лежат в сфере движения товаров, что придает особое значение для формирования системы логистики массового производства на заказ.
Библиографический список
1. Афанасьев Д.С. Логистические системы и реформы РФ. -СПб, 2012.
2. Джонсан Г., Современная логистика. М., 2011.
3. Гарнова С.А. Логистика как перспективная предпринимательская задача. М. , РЭА им. Г.В. Плеханова, 2011.
4. Голеков С.С., Пурляк М.Н. основы логистики и бизнес-логистики. -М., РЭА ИМ. Г.В. Плеханова, 2011.
5. Дигтяренко Т.К. основы логистики и маркетинга. -Рн/Д.:"Экспертное бюро", -М. :"Гардарина", 2012.