Ключевые слова: личность, урок, обучение, личностно-ориентированное обучение, образование, ЕГЭ.
Российская школа в последние годы терпит процесс системных преобразований. Основным элементом изменения является введение единого государственного экзамена. Как известно, начиная с 2001 года, в Российской Федерации вводится единый государственный экзамен, для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений. ЕГЭ затрагивает интересы, прежде всего самих учащихся, их родителей, а также учителей.
Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Однако, достигаются ли эти цели и задачи в школе?
Основная цель обучения: формирование образованной, многогранной развитой личности, готовой осуществлять самостоятельный выбор будущей жизненной ситуации, способной к саморазвитию и самореализации.
Для достижения поставленных целей школа должна выполнять следующие задачи:
Создание условий для индивидуально-ориентированного образования с учетом личных интересов каждого ребенка.
Создание оптимальных возможностей для расширения кругозора на основе выбора программ и предметов в условиях развития гимназии.
Развитие интересов и склонностей обучающихся, содействие их профессиональному самоопределению.
Но так как результаты обучения в школе оцениваются путем сдачи ЕГЭ, нужно уделять некоторое время для подготовки.
Это могут быть дополнительные виды учебной работы (индивидуальные и групповые консультации, элективные курсы, технологии ЕГЭ (заполнение бланков, отработка различных типов вопросов группы А, В, С); спецкурсы по подготовке к ЕГЭ; информировать учащихся и родителей о том, что такое ЕГЭ, кто сдаёт и для чего.
То есть, не весь год готовиться по программе ЕГЭ, а основательно проходить все темы, предусмотренные учебной программой, ведь в этой программе учитаны не только предметные и метапредметные результаты, а также и личностные. Таким образом, школа выпустит сформированную образованную, многогранную развитую личность, готовую осуществлять самостоятельный выбор будущей жизненной ситуации, способную к саморазвитию и самореализации.
Список литературы
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
Монахов В.М. Технологическая карта - паспорт проектируемого учебного процесса. Новокузнецк, 1996.
Столяренко Л.С. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.
www.ed.gov.ru - Министерство образования Российской Федерации.
www.informika.ru - Центр информатизации Министерства образования РФ.
www.school.eddo.ru - "Российское школьное образование".