ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

Пивоварова И.Н. 1
1ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях стремительного повышения значимости территориальных и природных ресурсов страны особую важность приобретает развитие сельских территорий России, которое сегодня происходит недостаточно динамично и весьма неравномерно. Несмотря на огромные инвестиции в агропромышленный комплекс, качество жизни сельского населения в целом существенно отстает от городских жителей, сужается доступ сельчан к социальным услугам, для городской и сельской местности характерен значительный, постоянно возрастающий информационный и инновационный разрыв [1]. В результате происходит рост миграционного оттока сельского населения в города, снижается освоенность сельских территорий.

Для сельских территорий России характерно наличие значительного природного, демографического, экономического и историко-культурного потенциала. Его эффективное использование позволит обеспечить устойчивое сельское развитие, высокое качество жизни сельского населения. «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства России от 2 февраля 2015 года №151-р, направлена на создание условий стабильного роста качества жизни сельского населения за счет использования преимущества сельского образа жизни. Предполагается, что ее реализация позволит использовать социально-экономический потенциал сельских территорий, обеспечить выполнение производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной функций, а также сохранить историко-культурные основы национальной идентичности населения, повысить освоенность сельских территорий.

Начиная с 2015 года реализуется переходный этап данной Стратегии, начало основного этапа предусмотрено с 2021 года. Приоритетами переходного этапа определены создание механизмов и стимулов демографической стабилизации, развитие жилищной, инженерной и транспортной инфраструктуры, повышение доступности и качества услуг образования и здравоохранения, соблюдение социальных стандартов.

Основной этап предусматривает дальнейшее улучшение инфраструктуры сельских территорий одновременно и повышение качества жизни сельского населения. В результате к 2030 году предполагается сохранение численности сельского населения на уровне 35 млн. человек, рост ожидаемой при рождении продолжительности жизни сельских жителей до 75,6 лет, сокращение миграционного оттока сельчан в города до 74,1 тыс. человек. При этом среднегодовой темп прироста продукции сельского хозяйства должен составлять 5,5%, а уровень занятости сельского населения – повыситься до 65,5% [2].

По сравнению с 2000 годом численность сельского населения уменьшилась на 1,5 млн. человек и составляет сегодня 37,9 млн. человек (26% от всего населения России). Ожидаемая при рождении продолжительность жизни сельских жителей в 2014 году была 69,4 года – на 1,1 года ниже, чем у городского населения (71,5 года) [3].

Сельские поселения в 2015 году составляли 91,9% от 20298 поселений России. В их структуре – преобладающая доля малочисленных сельских населенных пунктов. В 2010 году (по данным Всероссийской переписи населения) из 153 тыс. сельских населенных пунктов 12% не имели постоянного населения, а у двух третей – население составляло менее 200 человек. Сельские населенные пункты с числом проживающих более 2 тыс. человек составляют всего менее 2% [3].

Структурный кризис экономики, обусловленный, трансформацией форм собственности и переходом к рыночным отношениям, существенно ограничил возможности сельского экономического развития, повышения уровня занятости и доходов сельских жителей, а также в целом выполнение основных общегосударственных функций сельских территорий [4].

В рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», который трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» в сельское хозяйство инвестировано 2852,8 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2015 году в действующих ценах составил 5037,2 млрд. рублей, что способствовало достижению продовольственной безопасности страны по многим видам продуктов [3].

В то же время доля занятых в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (основных отраслях сельской экономики) с 2000 по 2013 год сократилась с 49% до 23% от всех занятых на сельских территориях. Причем доля рабочей силы, занятой непосредственно сельским и лесным хозяйством, охотой, в среднем по России в 2014 г. составила 6,6%. Занятость на селе в 2015 г. в среднем по России составляла 71,1% [3].

Несмотря на это, отрасль сельского хозяйства является важнейшей сферой трудовой деятельности на селе. В то же время оплата труда в сельском хозяйстве в течение последних лет была в среднем стабильно в два раза меньше средней по экономике. В абсолютном выражении среднедушевой располагаемый доход сельского населения растет, но значительно отстает от горожан. В сельской местности выше доля малоимущих семей. Так, доля сельских семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума составила в 2014 году 38,9% общего числа малоимущих[3].

В сельских муниципальных образованиях сегодня очень низок уровень бюджетной обеспеченности (как в муниципальных районах, так и в сельских поселениях). В Краснодарском крае в 2015 году до выравнивания за счет регионального бюджета уровня бюджетной обеспеченности у Отрадненского района он составлял 0,287, у Калининского – 0,326, Апшеронского – 0,369. Среди сельских поселений наименьшая бюджетная обеспеченность была у Подгорненского сельского поселения Отрадненского района – 0,096 и Кабардинского поселения Апшеронского района – 0,149 [5]. Развитие сельского туризма даст возможность существенно пополнить местные бюджеты муниципалитетов края дополнительными поступлениями.

Неуклонно растет миграционный поток населения из сельской местности (2012 год – 166,6 тыс. человек, 2013 год – 176,8 тыс. человек). При условии неизменности существующего тренда сельского развития, характеризующегося низким уровнем жизни, отток наиболее перспективных молодых кадров только возрастет, что подтверждается социологическими исследованиями, согласно которым до половины молодежи намерены покинуть место своего постоянного проживания в сельской местности. Следствием этого может стать деградация человеческого капитала сельских территорий, причем решение данной проблемы путем привлечении рабочей силы вахтовым методом, как правило, ведет к росту социальной напряженности [3].

Исследования динамики социально-экономического развития Краснодарского края в контексте обеспечения его устойчивости, показали определенную диверсификацию экономики при недостаточности внимания к развитию сферы услуг [4]. Выход из данной ситуации возможен только по пути реализации всесторонней диверсификации сельской экономики, поддержки альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развития ремесел и сельского туризма, снятии административных барьеров в этой сфере, облегчении доступа к природным, материальным, финансовым и информационным ресурсам развития, поддержке деятельности консультационных центров и развитии инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход. В контексте необходимости реализации стратегии устойчивого сельского развития, возрождения традиций народной культуры необходимо обеспечение процесса взаимодействия органов власти и местного сообщества, нахождение консенсуса между ними в понимании и интерпретации форм и методов развития, его целей, задач и принципов [1].

Следует уделять особое внимание формированию организационного капитала сельского, а не только аграрного развития, включающему создание институтов, норм, правил, организационных форм, методов, процедур и технологий деятельности органов власти, например систем менеджмента, отвечающих требования международных стандартов ISO 14001 и ISO 9001 [6]. Можно согласиться с предложением рассматривать внедрение систем менеджмента качества как инновационный ресурс развития туристского комплекса, как обязательное условие деятельности всех субъектов и институтов в данной сфере [7]. Так, например, следует включить показатель наличия системы менеджмента качество в число учитываемых при проведении классификации средств размещения.

Развитие сельского (аграрного) туризма во многих странах мира повышает и экологическую привлекательность сельской местности, обеспечивает не только охрану, но и восстановление национальных сельских ландшафтов. Так, за счет развития этого направления туризма получилось сберечь великолепные альпийские луга Швейцарии, мельницы и каналы Нидерландов, старые парки и виллы Италии. Успешность данных практик обусловливает необходимость более широкого внедрения систем экологического менеджмента в деятельность органов власти не только на муниципальном [8], но и региональном уровне.

В этих целях необходимо формирование Политики качества управления экологически устойчивым местным развитием [9], требуется расширение взаимодействия населения с региональными органами государственного управления и органами местного самоуправления, партнерства с некоммерческими организациями, предпринимательством, всем местным сообществом, формирование привлекательного имиджа территории, применение информационно-коммуникационных технологий [10], использование маркетингового подхода к формированию конкурентных преимуществ территории, внедрение инновационных инструментов и технологий менеджмента (аутсорсинг, брендинг, средства визуализации в маркетинговых коммуникациях, бенчмаркинг, территориальный маркетинг, позиционирование муниципалитета и т.д.) и др. [11].

Важную роль в обеспечении подъема в сфере сельского туризма играют также и организационно-экономические механизмы реализации поддержки малого и среднего предпринимательства, рассматриваемого как важное направление повышения уровня занятости россиян. Так, отношение числа занятых в экономике России к численности населения страны в трудоспособном возрасте в 2014 году составляло 80,6%, а в Южном федеральном округе – только 76,6%, в том числе в Краснодарском крае – лишь 74,6% [3]. В то же время можно сказать, что политика государства в отношении малого бизнеса все еще не носит системного характера. Некоторые меры, реализуемые властными органами в рамках его поддержки, в основном, носят декларативный характер. Российская бизнес-среда в настоящее время остается комфортной лишь для функционирования крупных компаний. Подтверждением этому можно назвать тот факт, что численность малых предприятий в расчете на 10000 жителей в России в 13 раз ниже аналогичного показателя в Венгрии и в 11 раз – в Италии. Например, в Краснодарском крае удельный вес субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте в 2014 году составил только 29,1%, доля же среднего бизнеса – только 3,8% [12].

Для Европы вообще характерны различные организации, занимающиеся маркетингом услуг экологического (аграрного) туризма. В их числе очень известна Европейская Федерация сельского зеленого туризма «Eurogites», основанная еще в 1989 г. – европейский Год туризма, объединяющая 20 ассоциаций из 17 стран Европы, включающих 90 тысяч частных владельцев, предлагающих 130 тыс. жилых объектов по всей Европе для отдыха и питания гостей.Австрия, Словакия, Германия, Чехия, Польша интенсивно наращивают усилия в сфере развития экологического туризма. Так, только в Австрии до 10% крестьянских усадеб предоставляют услуги по размещению и питанию туристов (до 30 млн. мест). Причем четверть всех средств размещения ориентирована на зарубежных гостей.

По данным ЮНВТО число туристов в 2013 г. достигло 1,1 млрд. человек, из них от 12 до 30% предпочитают сельский туризм. Количество «зеленых» туристов на внутренних рынках значительно выше. Например, во Франции лишь 7% путешествующих останавливаются в отелях, остальные 93% предпочитают сельские гостиницы и кемпинги.

Другими несомненными преимуществам сельского туризма являются рост доходов и повышение качества жизни сельского населения при относительно небольшом финансировании, улучшение благоустройства сельской местности, развитие инженерной и социальной инфраструктуры, рост реализация на месте и ассортимента продукции приусадебного хозяйства, обеспечение сохранности местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев и фольклора, возрождение народных промыслов, повышение культурно-познавательного уровня сельского населения, разгрузка наиболее популярных туристских центров, курортно-рекреационной зоны побережья Черного и Азовского морей, уменьшение негативных экологических последствий излишне интенсивной деятельности на «престижных» курортах. И все это возможно при отсутствии необходимости в значительных инвестициях, с использованием преимущественно частных источников финансирования и быстрой окупаемости капиталовложений.

Современное состояние сельского туризма в Российской Федерации весьма скромное – пока лишь несколько регионов России активно развивают туристское направление. Флагманами в продвижении сельского туризма являются Владимирская, Вологодская, Ивановская, Новгородская, Архангельская, Ленинградская, Московская, Псковская, Самарская, Тверская, Тульская, Ярославская и Пензенская области, Краснодарский край, Республика Карелия, Чувашская Республика и окрестности Санкт-Петербурга. Однако целесообразность развития сельского туризма заключается, прежде всего, в повышении благосостояния как жителей деревни, так и целых регионов.

Несмотря на то, что в России работа по развитию сельского туризма еще только начинается, уже сегодня можно говорить о наличии позитивного опыта в этой сфере: в стране реализуются десятки проектов по сельскому туризму, таких как «Дорога к дому» (Ленинградская область), «Зеленый дом» (Горный Алтай), так называемая сеть «В&В» (Прибайкалье). В Краснодарском крае в Реестр туристских ресурсов Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края включено 74 сельских объекта. Распространенной является практика организации предприятий агротуризма по таким моделям, как «казачий хутор», «ферма», «винокурня», «тур с проживанием в кочевом традиционном жилище», «национальная деревня», «сельская дом» и др.

В последние годы не только зарубежные гости, но и жители российских городов, все больше стремятся поближе к природе, желают насладиться атмосферой сельской жизни. Предоставить им такую возможность, получив при этом доход, может любой, основное в агротуристском бизнесе – это наличие оригинальной идеи, проявление фантазии. Практически любое производство, даже грядка в огороде, может стать туристским объектом, если подойти к вопросу с душой и завершить демонстрацию совместным приготовлением многими любимого печеного картофеля.

Наверняка, большинство сельских поселений, а тем более малых городов, имеет возможность создания различных музеев. Так, в одном только г.Углич уже больше 30 различных частных музеев (кукол, водки, чайников). Список предметов экспозиций весьма разнообразен. Главное позиционировать свое дело как туристский объект и проводить его активное продвижение, привлекая потенциальных партнеров, туроператоров и клиентов. Доход будет зависеть от усилий и фантазии, ведь туристский бизнес – это продажа не только возможности отдыха, но и новых впечатлений, заряда бодрости и положительных эмоций [11].

Кроме того, в России начали появляться и ассоциации, деятельность которых направлена на продвижение сельского туризма: Ассоциация развития агротуризма, Ассоциация владельцев сельских усадеб (Республика Карелия). Деятельность «АгроТуризмАссоциации» направлена на расширение сотрудничества с учреждениями, организациями, заинтересованными в развитии сельского, аграрного туризма в регионах, а также на выявление и установление деловых контактов с агротуристическими крестьянско-фермерскими хозяйствами.

Несмотря на положительные примеры развития сельского туризма в регионах, нельзя не сказать и о тех проблемах, с которыми сталкивается развитие сельского туризма в Российской Федерации:

  1. Отсутствие общепринятой национальной концепции по развитию сельского туризма.

  2. Отсутствие четко сформулированной государственной политики по сельскому туризму и, соответственно, системы нормативно-правового обеспечения этого вида деятельности.

  3. Отсутствие специального федерального законодательства, регулирующего деятельность в области сельского туризма в России.

  4. Отсутствие стандартов и нормативов, применимых в сфере сельского туризма как специального сектора туриндустрии. Следует подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в России в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор малого семейного гостиничного бизнеса в силу специфики последнего.

  5. Отсутствие квалифицированных кадров.

  6. Отсутствие знаний и опыта работы в области обслуживания зарубежных и отечественных туристов.

  7. Незнание собственных рекреационных ресурсов.

Исходя из возрастающего интереса к сельскому туризму, в 2014 г. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Ростуризм, правительство Оренбургской области, в юбилейный для Оренбуржья (270-летие образования Оренбургской губернии и 80-летие Оренбургской области) провели III Международный форум «Сельский туризм в России» в г. Соль-Илецке Оренбургской области.

Сельские территории России интересны туристам во всем мире. Создание требующихся условий, развитие необходимой инфраструктуры позволит России стать мировым лидером сельского туризма.

Устойчивое развитие сельских территорий – важнейшее направление социально-экономической политики государства. От эффективности этой политики зависит не только рост уровня и качества жизни более четверти населения России, обеспечение предприятий агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами, а значит, и укрепление продовольственной безопасности страны, но и гармоничное развитие российского общества, поддержание социального и хозяйственного контроля над территорией, сохранение и развитие традиционной народной культуры.

В 2000-е годы реализован ряд масштабных мер государственной поддержки социального развития села и его экономической базы – предприятий агропромышленного комплекса. В результате укрепилась экономика сельских территорий, особенно ее агропродовольственный сектор, повысился уровень занятости и доходов сельского населения, улучшились жилищные и социальные условия жизни селян.

Однако многие проблемы остаются нерешенными. По качеству жизни сельские территории отстают от городских, увеличиваются различия в обустройстве между пригородными и периферийными районами, сокращается поселенческая сеть. Сохраняется отрицательное миграционное сальдо между городом и селом, не проведена работа по анализу и координации мероприятий государственных программ Российской Федерации, оказывающих влияние на социальное, инфраструктурное и экономическое развитие сельских поселений, не определены конкретные механизмы реализации государственной политики по развитию сельских территорий. Преодоление этих негативных тенденций требует дополнительных усилий государства, бизнеса и всего общества.

Таким образом, в целях формирования единой государственной политики в отношении сельских территорий, повышения эффективности финансового и организационного обеспечения мероприятий, направленных на повышение занятости, качества жизни сельского населения, необходимо разработать и утвердить долгосрочную стратегию развития сельского туризма в Российской Федерации. Стратегия должна быть направлена на реализацию региональной дифференцированной политики по развитию сельского туризма, основанной на скоординированных действиях различных министерств и ведомств по развитию отдельных отраслей сельской экономики и социальной сферы.

Стратегия должна стать документом, в соответствии с которым будут скорректированы и взаимоувязаны программы развития сельского туризма на федеральном, региональном и местном уровнях. Это позволит максимально эффективно распределять финансовые ресурсы, координировать и оценивать результативность деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по реализации политики развития сельского туризма в Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Родин А.В. Инновационные формы взаимодействия местной власти и сельского населения/ А.В. Родин, С.В. Корж // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10 (52). Часть 1. – С. 69–71. DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.032

  2. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=174933#0 (дата обращения 21.11.2016)

  3. Официальный сайт Росстата: [Электронный ресурс] URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ (дата обращения 21.10.2016)

  4. Авдеева Т.Т. Возможности постиндустриального развития Краснодарского края/ Т.Т. Авдеева, А.В. Родин//Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11 (ч.1) (76-1). – С. 150-156.

  5. Родин А.В. Обеспечение устойчивости сельского развития в условиях изменения бюджетного законодательства/А.В. Родин, Е.Н. Алексеева// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. – № 7, ч.2. – С. 83–88

  6. Авакян К.О. Актуализация систем менеджмента качества публичного управления в условиях вызовов XXI века / К.О. Авакян, И.Н. Пивоварова, А.В. Родин // Вызовы XXI века: государственное, муниципальное, корпоративное управление: материалы международной научно-практической конференции (Часть 2) г. Сочи (Адлер), 1-4.10.2015 / Отв. ред. К.Н. Бабичев. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. – С.139-145.

  7. Родин А.В. Менеджмент качества как инновационный ресурс развития туристского комплекса Краснодарского края /А.В. Родин// Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе/сборник научных трудов / Симферополь, Изд-во Типография «Ариал».2016.– С.326-331

  8. Кузнецова В.В.Обеспечение экологической безопасности туристической территории МО город Сочи/ В.В.Кузнецова,А.В. Родин, //Вызовы XXI века: государственное, муниципальное, корпоративное управление (Часть 2): материалы междунар. науч.-практ. конф./ отв. ред. К.Н. Бабичев. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. – С. 145-151

  9. Родин А.В. Политика качества как фактор обеспечения устойчивого развития территории / А.В. Родин, Е.А. Родина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сб. научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции Белгород, 31 марта 2015г.: в 6 ч./ Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г. 2015 – Часть VI. – С.132-134.

  10. Корж С.В. Факторы и инструменты формирования территории опережающего развития / С.В. Корж, А.В. Родин // Территориальный маркетинг и стратегическое планирование местного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции Краснодар-Петрозаводск 15 апреля 2016 г. – Краснодар; Петрозаводск: Кубанский гос. ун-т, 2016. – С. 54-61.

  11. Родин А.В. Маркетинговый подход к формированию конкурентных преимуществ региона/ Территориальный маркетинг и стратегическое планирование местного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар; Петрозаводск: Кубанский гос. ун-т, 2016. – С.122-129.

  12. Родин А.В. Управление развитием малого бизнеса на государственном уровне / А.В.Родин // Вызовы XXI века: государственное, муниципальное, корпоративное управление: материалы международной научно-практической конференции (Часть 2) г. Сочи (Адлер), 1-4.10.2015 / отв. ред. А.В. Егупов. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. – С.319-329.

Просмотров работы: 1598