ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЗИЦИЙ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЗИЦИЙ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Мазурина М.А. 1, Юревич С.Н. 2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
2МГТУ им. Г. И. Носова.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие качества дошкольного образования в целом, как и развитие качества методической работы в ДОО, возможно только при условии оценки эффективности данного вида деятельности и прогнозирования его дальнейшего развития. Это свидетельствует о том, что решение проблемы качества методической работы в ДОО следует осуществлять с позиций различных методологических подходов, одним из которых является квалиметрический подход.

Квалиметрический подход представляет собой методологическое направление исследования, обеспечивающее изучение объекта с использованием идей квалиметрии. При этом квалиметриятрактуется как область научного знания, изучающая методологию и проблематику количественного оценивания качества объектов любой природы: предметов и процессов, продуктов труда и продуктов природы, естественных и искусственных, живых и неживых, материальных и идеальных, единичных и множественных и т.д.

Ключевые идеи современной квалиметрии заложены в работах отечественных (Г.Г. Азгальдов, И.Б. Ительсон, В.П. Мизинцев, Н.М. Розенберг, А.М. Сохор и др.) и зарубежных (Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кроттерс, Дж. Гласс, Дж. Стэнли и др.) ученых.

Квалиметрический подход к методической работе в ДОО заключается в том, что c помощью квалиметрии в методической работе можно определить, с одной стороны качество профессиональной компетентности педагогов, с другой, - качество методического продукта, его социально-культурную ценность для образовательного процесса и развития дошкольников. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность методической работы в ДОО, сделать анализ качества процессов создания методических продуктов, определить пути их совершенствования.

Прежде чем перейти к конкретике квалиметрического подхода, остановимся на категориях «качество» и «количество». Их анализу посвящены многочисленные философские работы, в которых эти категории рассматриваются в различных аспектах, чаще всего в связи с законом перехода количественных изменений в качественные.

Существует достаточно много определений этих категорий. Так, качество понимается и как функциональное единство существенных свойств предмета, и как множество свойств, органически связанных между собой законом взаимодействия, и как целостная характеристика вещи как системы с определённой структурой [2].

Ученые-экономисты считают, что основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики.

В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. По мнению С.Д. Ильенковой, сегодня качество выступает в качестве одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества [2].

Автор обращает внимание на тот факт, что качество – комплексное понятие. В связи с этим, качество МР – это комплексная характеристика, отражающая эффективность всех сторон методической работы: разработка стратегии, планирование, организация и руководство данным процессом, стимулирование педагогов, контроль и коррекция их методической деятельности и др. Важнейшей составляющей всей системы качества МР является качество продукции. Качество методической продукции является составляющей и следствием качества работы, оно определяется уровнем развития профессиональной компетентности педагогов ДОО. Важно, что формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования.

Квалиметрия рассматривает качество как совокупность свойств продукции. Свойства

продукции выражаются в показателях ка­чества - количественных характеристи­ках. С точки зрения квалиметрии свойства подразделяют на простые (раскрываются единичным показателем) и сложные (де­композируются на более простые и характе­ризуются комплексными показателями, рассчитываемыми по единичным). Сово­купность взаимосвязанных простых свойств образует структуру качества [1].

Под количеством понимается и мощность какого-либо множества, и качество, рассматриваемое в его пространственно-временном аспекте, и отношения частей к целому или части, и элементы целого.

Таким образом, мы видим, что любое качество выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Качество и количество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально они пребывают в нерасторжимом единстве, образующем их меру (зону, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики).

Категории «качество» и «количество» связаны с такими понятиями, как «оценка», «оценивание», которые являются фундаментальными в теории измерения, которая, в свою очередь, является основой квалиметрического подхода.

Оценкав общем виде – это суждения об определённом феномене (в нашем случае – методической работе), представленные в качественной или количественной форме.

Оцениваниемв статистике называется указание приближённого значения интересующего нас параметра на основе наблюдаемых данных.

Основными требованиями, предъявляемыми к оценкам, являются:

- точность (близость к истинному значению),

- несмещённость (математическое ожидание оценки должно быть равно истинному значению параметра),

- состоятельность (при увеличении числа наблюдений оценка должна стремиться к истинному значению).

В сущности, качественная и количественная оценки формируют некоторый образ - копию исследуемого объекта, что чаще всего достигается не прямым путем, а опосредованно. Опосредованность - неотъемлемая часть любой оценки, так как процесс получения выводов связан с абстрагированием интересующих нас признаков и обобщением той информации, которая отвечает целям и задачам проверки.

Объектом оценки в методической работе выступает как методическая деятельность педагогов, так и управленческая деятельность руководителя-организатора методической работы в ДОО. Предмет оценки – условия, способствующие эффективной методической работе, эффективность самого процесса методического сопровождения педагогов и результаты этой деятельности, выраженные в различных качественных характеристиках. Наиболее представительными из них выступают: развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечение образовательного процесса методическими и дидактическими материалами, обеспечение методическими материалами процесса работы с родителями.

Список использованной литературы:

  1. Багаутдинова, С.Ф. Управление ДОУ в современных условиях /С.Ф. Багаутдинова //Дошкольное воспитание, 2009. - № 8. – С. 75-79.

  2. Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ Москва 1998. -358 с.

Просмотров работы: 216