Для повышения прибыли торговой компании необходима регулярная оценка ассортиментного портфеля товаров, т. е. комплексный анализ ассортимента по ряду показателей с применением специальных методов, в результате которого компания получает возможность оптимизировать ассортимент, максимально удовлетворяя потребительский спрос 1.
В качестве цели настоящего исследования была выбрана оценка ассортимента телевизоров в розничной торговле г. о. Самара, на примере магазина Эльдорадо, расположенном в ТЦ «Вива-Лэнд».
В соответствии с этой целью поставлены основные задачи работы:
- определить ассортимент имеющихся в продаже телевизоров;
- проанализировать основные потребительские свойства телевизоров
- выполнить аналитический расчет показателей ассортимента;
- произвести оценку ассортимента телевизоров.
Торговая сеть «Эльдорадо» входит в тройку лидеров российского рынка ритейла электроники.
Ассортиментный ряд телевизоров, имеющихся в продаже на момент исследования в магазине «Эльдорадо», состоял из 15 торговых марок (Всего на российском рынке встречается 81 марка телевизоров 2.) и 160 моделей (Табл. 1). Из 8 2 типов телевизоров по используемым технологиям, представленных на рынке России, в сети Эльдорадо продаются только 3: LED, OLED и QLED. Соответственно, широта ассортимента телевизоров по технологическим типам составляет: Кш (1) = 3 / 8 = 0,375 = 37,5%.
Таблица 1
Ассортиметный ряд телевизоров в магазине «Эльдорадо»
(в ТЦ «Вива-Лэнд»)
№ |
Наименование торговой марки |
Число моделей на полке |
«Доля полки» |
1 |
SAMSUNG |
53 |
33,1 |
2 |
LG |
36 |
22,5 |
3 |
SONY |
23 |
14,4 |
4 |
PHILIPS |
15 |
9,4 |
5 |
MYSTERY |
9 |
5,6 |
6 |
GOLDSTAR |
6 |
3,7 |
7 |
PANASONIC |
8 |
5,0 |
8 |
TELEFUNKEN |
1 |
0,6 |
9 |
ЕRICSON |
1 |
0,6 |
10 |
DAEWOO |
1 |
0,6 |
11 |
SUPRA |
1 |
0,6 |
12 |
GRUNDIG |
1 |
0,6 |
13 |
FUSION |
2 |
1,2 |
14 |
THOMSON |
1 |
0,6 |
15 |
JVC |
2 |
1,2 |
ИТОГО |
160 |
100 |
|
На сайте сети магазинов Эльдорадо |
402 |
||
Согласно ассортиментному перечню |
481 |
Наибольший удельный вес в структуре ассортимента телевизоров (44,7 %) и наибольшее модельное разнообразие занимают LED-телевизоры.
Коэффициент широты представленных в «Эльдорадо» торговых марок телевизоров относительно базового показателя в общероссийском масштабе составляет: Кш (2) = 15 / 81 = 0,185 = 18,5 %.
Коэффициент полноты ассортимента телевизора относительно заявленного на сайте [3] перечня торговых марок, составляет: Кп = 15 / 17 = 0,882 = 88,2 %.
По числу моделей в магазине Эльдорадо лидируют марки SAMSUNG (39 %), LG (24%) и SONY (12 %), что в целом соответствует ситуации на общероссийском рынке.
Коэффициент глубины ассортимента телевизоров, имеющихся в продаже, относительно количества моделей, доступных для приобретения на сайте сети магазинов Эльдорадо [3], составляет: Кп = 160 / 402 = 0,398 = 39,8 %. Коэффициент глубины ассортимента телевизоров относительно разработанного ассортиментного перечня составляет Кп = 160 / 481 = 0,333 = 33,3 %.
Для изучения степени сбалансированности ассортимента телевизоров в магазине применялся метод АВС-анализа.
Наиболее хорошо продаваемыми марками телевизоров, приносящими магазину устойчивый доход, формирующими основную долю объёма реализации (79,3%) и относящимися к группе «А», являются LG и SAMSUNG.
Значимую прибыль приносят предприятию продажа телевизоров марок SONY и PHILIPS, которые относятся к группе «В» (16,4% объема продаж).
Менее перспективными для магазина являются телевизоры российских марок, относящиеся к группе «С» (4,3% объема продаж).
Для построения матрицы БКГ в качестве базового показателя использовался показатель «средняя доля в общем объеме реализации магазина в течение 10 мес. 2016 года». Второй характеристикой был выбран параметр «темп прироста объемов реализации по сравнению с 2015 годом» (рис. 1).
Матрица БКГ выявила ярко выраженную «Звезду» - телевизоры марки LG. В качестве «Дойной коровы» выступают телевизоры марки SAMSUNG. «Собаки» представлены марками телевизоров: SONY, PHILIPS и моделями российских производителей. Группа «Трудный ребенок» - товары с низкой долей на быстрорастущем рынке в изучаемом магазине отсутствовала.
Анализ показал, что в 2016 году вырос объём продаж телевизоров премиального сегмента: серии SUHD с изогнутым экраном, телевизоров с дисплеями Quantum dot, моделей с большим экраном (от 55 дюймов) и с утоньшенной рамкой вокруг ТВ.
Повышение интереса покупателей к премиальным моделям может объясняться желанием инвестировать в более совершенные модели, не потеряющие актуальности в ближайшие годы.
Рис. 1. Матрица БКГ
Таким образом, анализ ассортимента телевизоров в магазине Эльдорадо показал грамотность проводимой ассортиментной политики. Ориентируясь в большей мере на средний класс потребителей, менеджеры магазина учитывают также как потребности небогатых слоев потенциальных покупателей, предлагая относительно дешевые отечественные телевизоры, так и состоятельных взыскательных граждан.
Используемые источники1. Ассортимент товаров. Свойства и показатели ассортимента. - URL: http://www.znaytovar.ru/new369.html. - Дата обращения: 07.11.2016
2. Обзор рынка аудио- и видеотехники в России. - URL: http://adindex.ru/specprojects/market4/avtechnique-5.phtml. - Дата обращения: 08.11.2016
3. «Эльдорадо» - сеть магазинов бытовой техники. - URL: http://www.eldorado.ru/search/catalog. - Дата обращения: 21.11.2016