ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ

Хабибуллина Э.А. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день увеличение налогового потенциала регионов одно из главных направлений реформирования налоговой системы Российской Федерации, что требует применения и развития его эффективной оценки.

В настоящее время происходит беспрерывное расширение и обновление налоговой системы, повышение ее конкурентоспособности, а также оптимизации межбюджетных отношений. Согласно бюджетной политике на 2014-2016 годы необходимо более точный, постоянный мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также использование имеющихся возможностей по дополнительному привлечению доходов в бюджеты всех уровней системы.

Один из главных показателей финансового положения субъектов Российской федерации и муниципальных образований - налоговый потенциал. Его величина формирует размер налоговых доходов регионального и местного бюджетов и возможности осуществления органами местного самоуправления своих функций. Налоговый потенциал территории определяет уровень межбюджетных трансфертов, оказывает непосредственное влияние на уровень социально - экономического развития территории и повышение ее финансовой самостоятельности.

Достоверная оценка налогового потенциала позволяет выявить резервы и перспективы увеличения доходной части бюджета. Ее точность и обоснованность во многом зависит от используемых методов. Выбор методов определяется спецификой содержания трактовки налогового потенциала, также целями и задачами оценки.

В современных условиях существует множество мнений относительно понятия "налоговый потенциал":

- финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей системой налогообложения в стране [2];

- количественно выраженный объем налоговых доходов государства, который может быть получен в результате оптимального использования ресурсной базы территории в условиях существующей или перспективной системы налогообложения [3];

- условная возможность государства собрать в бюджет налоги и сборы за определенное время [4];

- оценка доходов, которые могут быть мобилизованы в бюджет, исходя из уровня развития структуры экономики и налоговой базы [5].

Данные подходы к определению налогового потенциала не учитывают результативности работы органов местной власти по мобилизации налоговых поступлений: усиление налогового администрирования, легализация теневых доходов и т. д. Именно уровень "работы на местах" при неизменных показателях ресурсной базы муниципального образования способен повысить или снизить размер налогового потенциала территории.

На выбор методики расчета оказывают влияние такие критерии, как достоверность информации о финансовых потоках в регионе, доступность информативных показателей развития региона, сопоставимость оценок, относительная простота расчета, взаимосвязь результатов оценки с ресурсным потенциалом региона и направлениями его стратегического развития[2]. В настоящее время существуют различные классификации методов оценки налогового потенциала, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Один из наиболее распространенных классификаций предполагает выделение прямых и косвенных методов. Прямые методы связывают с использованием различных показателей формирования налоговых доходов региона, а косвенные - с включением в расчет показателей экономической активности региона[6]. Наибольшее распространение получили следующие методы:

- аддитивные (расчетный метод репрезентативной налоговой системы (РНС) и метод РНС с использованием регрессивного анализа);

- прямого счета (на основе показателей налоговых баз по каждому виду налогов);

- на основе фактических налоговых поступлений.

Суть метода РНС заключается в определении налоговых доходов бюджета, которые могут быть получены в регионе (муниципальном образовании), при условии среднего уровня налоговой активности в регионе и средний ставок налогов.

К корректирующим (случайным) факторам можно отнести уровень коррупции, уровень администрирования, сознательность налогоплательщиков и др.

Основным недостатком, приводящим к ограниченному использованию данного метода, является потребность в наличии большего объема данных о показателях, косвенно отражающих налоговые базы основных налогов в разрезе отдельных территорий.

При оценке налогового потенциала методом прямого счета используются не средние, а максимальные ставки по каждому виду налогов. Этот метод применяется чаще всего в случаях недостатка данных для расчета РНС.

Метод на основе фактических налоговых поступлений характеризуется, с одной стороны, простотой расчетов и доступностью данных, а с другой – низкой достоверностью результатов, обусловленной использованием информационной базы прошлых периодов, что не позволяет учесть текущие и перспективное состояние начисления налоговой базы региона.

На практике для целей межбюджетного регулирования при определении налогового потенциала чаще всего используют метод репрезентативной налоговой системы. Согласно Бюджетному кодексу налоговый потенциал субъекта РФ на очередной финансовый год определяется как сумма налоговых потенциалов по каждому виду федеральных налогов на основе достигнутых показателей за предшествующие три года.

Список литературы:

1. Послание президента о бюджетной политике на 2014-2016 годы. – URL:http://www.rg.ru/2013/06/13/stenogramma.html (дата обращения: 22.12.2016 год).

2. Волков А.А. Формирование и использование налогового потенциала в регионе: Автореф. дис. – Саранск, 2015

3.Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2014.

4. Бюджетный кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998, действующая редакция от 01.01.2014). – URL: http://www.consultant.ru/popular/budget (дата обращения: 22.12.2016 год).

5. Рощупкина В.В. Совершенствование методики оценки налогового потенциала региона: дис, 2014.

6. Мулюкова, Г. Р. Автоматизированные системы управленческого учета [Текст] / Г. Р. Мулюкова // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010» / Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет, ГНУ Башкирский НИИСХ Россельхозакадемии, Башкирская выставочная компания.-Уфа, 2010.- С. 78-80.

7. Нигматуллина, Г.Р. Методика аудита учета готовой продукции [Текст] / Г.Р. Нигматуллина // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. -2013. -№ 3 (27).- С. 138-142.

Просмотров работы: 680