-Возникновение этических норм.
-Преобладание разума над чувствами. Обдуманные поступки преобладают в большинстве случаев.
-Появление стремления контролировать собственные действия.
-Формирование личного сознания, самооценки.
-Развитие интеллекта в результате учебной деятельности.
Возрастные особенности младшего школьного возраста кратко можно определить активным развитием центральной нервной системы. Восприимчивость нервной системы в этот период гарантирует овладение сложными по координации движениями. Режим ребёнка должен быть наполнен обязательными физическими упражнениями. Регулярная физическая активность в это возрасте подвержена быстрому восстановлению. Образование – это процесс освоения достигнутых результатов развития общества. В процессе социализации человек приобщается к стандартам поведения, ценностям, совокупности знаний, которые произвело общество за длительный период развития. Образование осуществляется поэтапно, в зависимости от цели, возраста, задач обучения. Дошкольное, для детей в возрасте 6-7 лет, дает начальные представления об окружающем мире. Занятия осуществляются в игровых, наглядных формах, которые наиболее доступны для восприятия в этом возрасте.
Право на получение обязательного общего образования закреплено в Конституционной норме, что подчеркивает его значимость в процессе социализации – адаптации личности к системе общественных связей. Это важный этап обучения, поэтому необходимо понимать, какова цель деятельности ученика и при каких условиях она достигается.
Учение — это психический процесс специфической деятельности человеческого общества, который регулируется осознанной целью. Учение имеет место только в том случае, когда деятельность управляется и регламентируется определенными учебными задачами для достижения поставленной цели.
Для успешного осуществления процесса обучения необходим набор волевых и познавательных качеств. Их совокупность (память, воображение, психологическая готовность) определяется в зависимости от того, какова цель деятельности ученика, и может существенно отличаться на разных этапах учебной деятельности.
Учебная деятельность отличается от иных форм преобладанием в ней гностического аспекта. Цель ее – познание окружающего мира. Процесс обучения имеет смысл в том случае, если он направленный, с определенным вектором движения и системой координат, позволяющих оценить степень соответствия курса этому вектору. От поставленной цели зависит набор средств, методов, форм, приемов обучения, виды деятельности ученика. В свою очередь, совокупность форм и методов влияет на качество, результативность и скорость достижения цели. В настоящее время подходы в обучении называются личностно ориентированными. Что это значит? Ученик рассматривается в таком подходе не как объект учебной деятельности, за которого решают, куда и как он движется в познании. Сам ученик определяет цели своего развития. Понятно, что ребенок, подросток в этом процессе не всегда может сформулировать цель обучения, оценить свои возможности и выбрать методики развития. Все это остается в компетенции педагогов. Однако задача мудрого педагога – помочь школьнику в его самоопределении. Какова цель деятельности ученика? Достичь в процессе учения того уровня компетенции, который возможен в рамках его личных психолого-социальных характеристик и максимально раскрывает его личность.
Для достижения цели деятельности в процессе учения решается комплекс задач, которые являются теми маркерами процесса, что одновременно не позволяют сбиться с пути и выступают критериями успешности обучения. Результаты процесса познания зависят от того, кто ученик. Характеристика деятельности ученика должна учитывать его пол, возраст, личные особенности, уровень интеллекта, особенности воспитания. Есть характеристики объективные и субъективные, которые важно учитывать в выборе определенных форм обучения учеников.
В число объективных параметров входят: возрастные и половые особенности, психотипы личности. Субъективными факторами станут особенности воспитания, личные способности и наклонности ребенка. Учебная деятельность ученика в обязательном порядке должна строиться с учетом как объективных данных, возрастных отличий, так и с учетом сугубо индивидуальных особенностей. Если это ребенок экстраверт, гипердинамичный мальчик 5-летнего возраста, то вряд ли можно сформировать навык шить одежду для кукол, впрочем, всегда есть исключения .
Стандарты современного образования направлены на гармоничное сочетание обучения и развития детей. Но реальное решение этого важнейшего вопроса напрямую зависит от уровня профессионализма педагогов, культуры родителей, их знания и применения в процессе воспитания базовых понятий возрастной психологии и педагогики.
По мнению Выготского Л. С., существует определенный разрыв между актуальным развитием ребенка (то, что он способен решить и сделать самостоятельно) и тем, на что способен ребенок в результате сопровождения компетентного инструктора (учителя). Именно этими параметрами и определяются цели обучения. Для того чтобы эта дистанция была преодолена успешно и у ребенка сформировалась устойчивое желание развивать свои способности, важно обратить внимание на мотивы учения. В этом процессе должны принимать участие не только педагоги, но, что еще более важно, родители ученика .
Одной из значимых задач начальной школы является формирование внутренней позиции школьника. Изначально ребенок должен понять, что учение – это область его личной ответственности. Не следует за ребенка выполнять прямые его функции – подготовка домашней работы, сборы в школу. Лучше оставить это на уровне контроля, с постепенным переходом на самоконтроль. Важно родителям, ученикам проявлять личный искренний интерес к области, в которой осуществляются виды деятельности ученика, и оценке результатов (даже, на ваш взгляд, незначительных) в процессе учения. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Отмечать его личный рост по сравнению с тем, какой он был вчера и что изменилось лично в нем. Всегда есть за что похвалить вашего ребенка! Все дети – гениальны. Концентрироваться на достижениях, не ругать за неуспех, нужно учить ребенка с достоинством выходить из трудных ситуаций, не теряя веры в себя. Характеристика деятельности ученика должна осуществляться только в позитивном ключе. Помочь ребенку увидеть реальную связь успешности в освоении теоретических знаний с уровнем практической выгоды и целесообразности. Разработать систему поощрений с короткой целью – за день, неделю, месяц, учебный период (четверть, полугодие) и с перспективой – на год.
Важно помнить, что самостоятельность ребенка зависит во многом от позиции родителя – друга, советчика, авторитета. А успешность – от умения помочь ребенку поверить в свои силы.
Список используемой литературы:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: -/Л.С. Выготский.-М.: Просвещение, 2011.-93с.
Давыдов В.В. Российская Педагогическая Энциклопедия : /В.В. Давыдов, Э.Р. Днепров -М.:БРЭ, 2009.-780с.
Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб. пособие.- /С. Лободина. -Питер, 2007.-256с.
3емлянская В-В. Развитие творческих способностей на уроках чтения /В.В. Землянская//Начальная школа.-2012.-№12.-С.40-41.
3имняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. /И.А. Зимняя. -М.: Логос, 2013 .-384с.
Концепция общего средн. обр.// Учительская газета, 2008.
Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: учеб. пособие.- /Б.И. Коротяев.- Просвещение, 2009.-159с.
Лободина, С. Как развивать способности ребёнка: учеб.пособие.-/С. Лободина. -Питер, 2007.-256с.