ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Колиба К.Г. 1, Арасланова А.А. 2
1Сургутский государственный педагогический университет
2Cургутский государстенный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование детского коллектива значимая задача учителя начальной школы от успешного решения которой в итоге будет завесить психологической комфорт учеников, влияющий в итоге на формирование учебной мотивации, успешность проживания школьной жизни. Младшие школьники учатся работать в группе, развивают коммуникативные навыки, взаимодействуют в коллективе. Именно внеурочная деятельность позволяет создать условия для постижения духовно-нравственных ценностей ребёнком, способствует сплочение всего коллектива. Необходимость формирования детского коллектива во внеурочной деятельности отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Согласно ФГОС НОО внеурочная деятельность – это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся на первой ступени в их свободное время [2, с. 33]. Как отмечает Ш.А. Амонашвили, внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся [1, с.38]. Внеурочная деятельность организуется для развития детей в различных направлениях, для удовлетворения их потребностей в досуге.

Важной задачей учителя является правильно организовать систему внеурочной деятельности, способствующей формированию детского коллектива, таким образом, чтобы максимально развить коммуникативные потребности и способности каждого ученика. Конечно, воспитать сплочённый коллектив можно и в другой любой детальности, но мы убеждены, что наиболее продуктивно это в осуществляется в свободное от обучения время.

Во внеурочной деятельности значимо создать условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формировать познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки, обеспечить становление основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. Во внеурочной деятельности важно создать своеобразную эмоционально наполненную среду увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

Во внеурочной деятельности возможно решение следующих задач:

- расширение общекультурного кругозора;

-формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- участие в общественно значимых делах;

-помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

-создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Для решения, обозначенных выше задач важно грамотно определить спектр форм и методов внеклассной работы.

Например, одна из распространённых форм игроваяявляется игра с ролевым акцентом, социального творчества – форма социальной пробы, коллективного творческого дела, социально-образовательного проекта. Данная форма способствует тому, что дети, применяя различные роли не только развивают творческие способности, фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, а учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

К следующей форме внеурочной деятельности можно отнести кружок- добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Данная форма деятельности способствует проявлению самостоятельности и способности детей к общей работе. Кружок может быть нацелен на общий вид деятельности, посредством этого детей объединяет общий интерес.

Также можно применить в качестве формирования детского коллектива такую форму как клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Клуб даёт возможность детям на основе одинаковых интересов взаимодействовать друг с другом, включает способ общего коллективного дела.

К числу эффективных методов формирования детского коллектива можно отнести также «Метод проектов. Дети создают совместный проект класса, в котором появляются условия для развития организаторских способностей каждого, формируются лидерские качества, дается возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела, создаются условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности, благоприятные условия совместной деятельности детей, учащиеся объединяются в общее дело, результатом которого должен стать совместный проект. Таким образом, коллектив становится общим, где каждый имеет одинаковую цель.

Конечно же, форм и методов внеурочной деятельности существует множество, но данные формы ориентированы на сближение всего коллектива на основе общих интересов.

Подводя итого, изложенного выше, ещё раз отметим, что создание сплочённого коллектива класса его развития и совершенствования является главным направлением в деятельности учителя начальных классов. Определёнными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности младших школьников, когда учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определённую роль в этой работе. Очень важно подобрать те формы, которые позволят объединить классный коллектив в единое целое, здесь же можно также использовать потенциал студии, театра, секции, мастерской. В свободное время от занятий дети достаточно раскрепощены, проявляют инициативу, ведут себя активно и энергично. Именно внеурочная деятельность, отличающаяся свободой времени в отличие от урочной деятельности позволяет в полной мере реализовать данный аспект.

Список литературы:

1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А. – М., «Университет», 1990. – С.495.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. [Текст] / М-во образования и науки РФ.-М.: Просвещение, 2011.-51 с.

Просмотров работы: 2137