НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Улякова О.Д. 1, Митин Д.В. 1
1ФГБОУ ВО ОГИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В системе рыночной экономики немаловажным для учреждений культуры является вопрос их развития с помощью предпринимательской деятельности, предлагая потребителю те формы услуг, которые пользуются наибольшим спросом. Успех предпринимательства зависит в значительной мере от избранной сферы деятельности, стратегии и тактики управления.

Процесс научного осмысления теории и практики предпринимательства осуществлялся экономистами на протяжении длительного периода времени.

Предпринимательство – инициативная, основанная на новой коммерческой или технологической идее, деятельность, которая на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует и на основе личной заинтересованности, от своего имени и под свою имущественную ответственность развивает ту или иную форму добычи материальных, либо духовных благ (товаров и услуг) в сфере производства или обмена.

Предпринимательство в культуре – это деятельность собственника или уполномоченных им лиц по организации разработки, производства и реализации услуг и продуктов культурного и информационного назначения в целях достижения социального эффекта и увеличения доходов от разных видов деятельности.[2]

Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

Предпринимательская деятельность в культуре имеет особенности в зависимости от отраслевой принадлежности (театры, киностудии, издательства, телевидение), от статуса организации (коммерческая или некоммерческая) и, наконец, от развитости рыночных отношений.

Предпринимательство в сфере культуры обладает огромным потенциалом. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития предпринимательства. Это отсутствие налоговых стимулов, усложненность системы налогообложения, трудности с материально-техническим оснащением предприятий сферы культуры и другие факторы.

Тем не менее, некоммерческие организации в России крайне заинтересованы в ведении предпринимательской деятельности, во-первых, в силу того фактора, что в стране не развиты спонсорство и благотворительность, довольно часто без осуществления предпринимательской деятельности НКО просто не может реализовать свои уставные цели; во-вторых, чтобы улучшить материальное положение тех работников, которые и реализуют эти самые цели.

Для учреждений культуры предпринимательская деятельность является не только средством привлечения населения, а прежде всего, источником дополнительного дохода. Бюджетный дефицит, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансовой поддержки некоммерческих учреждений, а также отсутствие чётких приоритетов в развитии культуры и искусства обуславливает снижение эффективности их применения. В этих обстоятельствах существенным дополнением в структуре финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства могли бы стать доходы от их предпринимательской деятельности.

Эффективное стимулирование предпринимательской деятельности (также как и платных форм культурной деятельности) учреждений культуры и искусств невозможно без:

- безусловного освобождения от налогообложения суммы превышения доходов над расходами в частности предоставленных платных культурных (уставных) услуг;

- освобождения уплаты налога с прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, если она полностью идёт на укрепление материально-технической базы учреждения.[1]

Таким образом, стимулирование развития предпринимательской деятельности некоммерческих организаций культуры, на наш взгляд, должно осуществляться государством всеми имеющимися методами для создания прямой заинтересованности как их руководителей, так и потенциальных инвесторов.

Целевые трансферты, льготные кредиты (под гарантии государства) при производстве вторичного продукта и освоении вторичных рынков, выделение бюджетных ассигнований на укрепление материально-технической базы, позволяющий производить качественный и поэтому пользующийся коммерческим спросом продукт, поощрение спонсорской и меценатской поддержки социально-культурной деятельности посредством не только увеличения налоговых льгот, но и создания для них атмосферы почёта и уважения – вот неполный перечень того, что необходимо сделать государству.

Список литературы

  1. Организационно-экономические аспекты управления социально-культурной сферой, коллективная монография. Монография. – Орёл: АПЛИТ, 2014. – 288с.

  2. Шекова Е. Л., Управление учреждениями культуры в современных условиях: Учебное пособие. – СПБ.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 416с.

Просмотров работы: 2721