Само понятие «эффективность» в экономической литературе трактуется неоднозначно. Его употребляют в различных аспектах: как эффективность капитальных вложений, эффективность совершенствования технологических процессов, эффектность рационализации производства, социальная эффективность и т.д.
Вместе с тем, показатели эффективности деятельности предприятий имеют важное значение в их экономике, так как определяют целевую направленность деятельности предприятий. Контроль за достижением определенных рубежей, меры принимаемые для этого обеспечивают движение к укреплению экономики предприятий и более рациональному использованию их ресурсов,
К числу показателей, характеризующих эффективность работы производственных и коммерческих предприятий, относятся: балансовая прибыль, доход; себестоимость производства; уровень рентабельности; затраты на 1 рубль продукции; объём товарной продукции; качество продукции; затраты на управление производством; внедрение научно-технического прогресса; фондоотдача и ряд других.
Каждый из этих показателей характеризует ту или иную сторону деятельности и не являются единственным. Они взаимосвязаны. И увеличение одного из них ведет к росту других и наоборот. Исключение составляет себестоимость, выражающая затраты на потребленные средства и оплату труда. Рост ее может сократить прибыль предприятий, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ) и себестоимостью, или доход, измеряемый объемом выручки за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений.
Учитывая многозначность определения понятия эффективности деятельности организаций существует много видов эффективности, которые классифицируются по разным признаками. Каждый из них имеет определенное практическое значение для анализа и принятия управленческих решений. Таким образом, следует отметить, что эффективность деятельности организации складывается из нескольких элементов. Равно как и в современной системе менеджмента организации можно выделить несколько видов организационной эффективности, такие как внутренняя, внешняя, рыночная, стратегическая или целевая. Рассмотрим наиболее распространённые из них.
Экономическая эффективность — выражается в количественной форме и измеряется в стоимостных или натуральных измерителях – максимум производства продукции на единицу затраченных средств (средств производства и живого труда).
Социальная эффективность управления – повышение удовлетворенности потребностей работников. Организация – это элемент окружающего мира и помимо реализации экономических целей, она должна нести социальную ответственность перед обществом. Наиболее ярко влияние экономической эффективности деятельности предприятия на социальную среду прослеживается у градообразующих предприятий. Необходимо стремиться к росту не только экономической, но и социальной эффективности менеджмента. В практической деятельности эти два элемента очень тесно взаимосвязаны друг с другом.
Социально-экономическая эффективность - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социального результата. Так, при улучшении экономической обстановки в организации улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Например, повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества труда и, как следствие, увеличивает прибыльность и т.д.
Внутренняя эффективность – это эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации (управление ее внутренними ресурсами). Другими словами, это некая экономичность, т.е. способность наилучшим (оптимальным) образом использовать имеющиеся ресурсы для достижения поставленных целей. Данный вид эффективности отражает степень использования компонентов внутренней среды организации, в том числе производственных, финансовых, кадровых и др. возможностей.
Под внешней (адаптивной) эффективностью понимают эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации. Эта составляющая в значительной степени обусловлена состоянием организационного окружения, особенно его институциональными составляющими и способностью организации приспосабливаться к его изменениям.
Рыночная эффективность показывает, насколько полно организация удовлетворяет потребности потребителей по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения. Она учитывает то, что деятельность любой организации нацелена на удовлетворение нужд рынка. Неумение приспособить организацию, ее работников, систему технологий к изменениям в структуре спроса приводит к ее низкой общей эффективности. Поэтому менеджеры должны направить свои усилия на разработку новой концепции бизнеса, выбор новой стратегии, перестройку внутренне структуры, изменение отношений между руководством и персоналом.
Стратегическая эффективность принадлежит к категории стратегического управления и отображает способность организации реализовать избранную стратегию. Для ее определения используют три группы показателей. Первая группа отображает состояние спроса в форме потенциально возможных темпов его роста; другая характеризует динамику экономических целей предприятия (темпы роста объема продаж, прибыли, рентабельности инвестиций и т.п.); третья - динамику групповых целей (рост дивидендов, заработной платы, количества рабочих мест).
Таким образом, нет единого универсального показателя для оценки эффективности социально-культурной и экономической деятельности предприятий и учреждений. Равно как и нет единого подхода для оценки их эффективности. Каждая организация имеет свои особенности деятельности, а потому оценка их эффективности различается и по экономическим и по социальным критериям.
Эффективность работы учреждений культуры далека от экономических критериев, так как учреждения культуры выполняют не экономическую а, социальную, культурную миссию. И эффективность их не может быть оценена по экономическим критериям, хотя эффектом принято считать сопоставление затрат с полученным результатом.
Но если на производстве результат деятельности можно измерить прибылью, отдачей средств, объемом производства товаров и услуг, суммой выручки от их реализации, то в сфере культуры эффект проявляется и в том случае, если учреждение полнее удовлетворяет культурные запросы населения.
Эффективность можно определять, сопоставив достигнутые социально-культурные рубежи с плановыми установками. При этом в разных учреждениях показатели будут различаться. В одних это - отдача, в других - расширение сферы, в третьих - количество, объем работ (услуг).
При оценке деятельности библиотек обращают внимание на количество читателей, объем книжного фонда, его оборачиваемость; в музеях - оценивают выставочную (экспозиционную) площадь, число экспонатов, их долю в общих фондах хранения, количество посетителей, проведенных экскурсий, лекций; в парках культуры - количество культурно-оздоровительных мероприятий, число участников в них; в театрах - число спектаклей, в т.ч. на выезде, количество новых постановок, заполняемость залов и т.д.
При этом в большинстве учреждений показателем эффективности можно принять увеличение контингента посетителей. Это важный показатель, а если он сопоставлен с размером вложений, то содержит и экономическую характеристику.
Для этого необходимо, разрабатывая основные разделы плана, контролировать показатели эффективности.
Обычно план работы учреждения культуры состоит из трех составляющих: творческо-производственной деятельности, плана по труду и финансового плана (плана финансово-хозяйственной деятельности).
Составляя план по указанным разделам с учётом оценки эффективности деятельности учреждения необходимо нацеливать работу коллектива - на рост следующих показателей:
- в зрелищных учреждениях - среднее число зрителей на одном спектакле, заполняемость зала;
- в библиотеках - число обслуженных читателей, книговыдач, книжное обеспечение, информационное обслуживание;
- в музеях - на объем экспозиционной площади, долю экспонатов, представленных на выставке в общем фонде музея, число экскурсий, различных мероприятий, количество участников в них;
- в парках культуры - среднее число участников на одном культурно — оздоровительном мероприятии, объем выручки от платной деятельности в расчете на одного работника, прибыль, рентабельность;
- в учебных заведениях культуры и искусства - число выпускников в сравнении с принятыми на учебу, число дипломантов и лауреатов, дипломов с отличием, число предложений дипломников принятых к внедрению или внедренных в производство, число выпускников трудоустроенных по специальности, полученной в вузе.
Если перечисленные показатели не улучшаются или вообще снижаются, необходимо пересмотреть разделы плана, так чтобы обеспечить повышение эффективности работы учреждения.
Таким образом, показатели эффективности деятельности организаций культуры, несмотря на их определённую специфику по сравнению с показателями эффективности работы коммерческих предприятий, в настоящее время играют немаловажное значение и должны стать одним из главных индикаторов оценки необходимости их существования и выживания в современных условиях государственного регулирования рыночной экономики.
Список литературы
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов - 4-ое изд., перераб. и доп.—М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009.—511с.
2. Митин Д.В. Проблемы оценки экономической эффективности культурной деятельности / Д.В. Митин // Современные тенденции в науке: новый взгляд: сб. научн. трудов по материалам Международной заочной научн.-практ. конф. В 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – с.87-90.
3. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2009. - 528с.