В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО от обучающихся начальной школы требуется :
умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, процессов и схем;
анализировать изображения и звуки;
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
владеть базовыми предметными и межпредметнымии понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
искать и выделять необходимую информацию, в том числе решать рабочие задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
определять основную и второстепенную информацию;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Формирование перечисленных выше умений и навыков невозможно с использованием традиционных, широко применяемых при обучении детей младшего школьного возраста способов работы с информацией.
Как правило, на уроках у детей есть два источника знания: учитель и учебник. Одной из проблем является то, что даже если ученик хорошо усвоил учебный материал, то по истечению времени он его забывает. Так учителю вместе с учащимися приходится вновь «проходить» изученный материал. В связи с этим, возникает мысль, что для более эффективного, качественного и долгосрочного запоминания информации необходимо использовать иные приемы. Таким альтернативным традиционным (линейным) способам упорядочения информации, при которых происходит эффективное ее осмысление и запоминание, выступают интеллект-карты, анализ литературы по теме исследования позволил выделить нам различные подходы к данному определению.
Интеллект карты как |
метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы; |
Интеллект карты как |
диаграмма связей; |
Интеллект карты как |
техника визуализации мышления и альтернативной записи; |
Интеллект карты как |
отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать; |
Интеллект карты как |
графическое отображение процесса радиантного (ассоциативного) мышления; |
Интеллект карты как |
способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Общим в данных определениях является акцент на способе мышления и отображения информации (как правило, визуально, в виде рисунка/схемы/диаграммы и др.). |
Теоретическое обоснование интеллект-карт было впервые представлено миру весной 1974 году. Этот метод предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Он считал интеллект-карты наиболее эффективным методом экономии времени на изучение информации.
Отечественные ученые в свою очередь так же занимались изучением данного метода, ими были ученые Санкт-Петербургского университета: Бершадская Елена Александровна и Михаил Евгеньевич Бершадский [1].
Восприятие учеником текстовой информации на уроке может быть самым разнообразным. Интеллект-карты (ИК) позволяют увидеть глубину понимания школьником материала: чем больше ассоциативных линий рисует школьник в ИК, тем более глубоко и разносторонне он понимает представленный учителем текст. Аналогично сам ученик может, согласно составленной ИК, создать текст, имеющий ту или иную смысловую нагрузку, и продемонстрировать глубину понимания того, о чем он пишет. В любом из представленных вариантов ученик выражает индивидуальное восприятие информации и её смысла.
Для начальной школы данный метод является ценной находкой, так как воплощает принцип наглядности, без которого невозможно успешное обучение детей младшего школьного возраста. В своей книге «Супермышление» Тони Бьюзен рассказывает о том, что ментальные карты помогали устранить пробелы в знаниях тех, «кто считался неспособным к обучению». При использовании метода интеллект-карт в работе, замечено, что ребята, испытывающие трудности в обучении, значительно лучше запоминают информацию и осваивают теоретический материал.
Интеллект-карты распространены в различных сферах человеческой деятельности. Данному методу больше 30 лет, и им пользуются около 350 миллионов людей во всём мире. Метод помогает формировать личностные, коммуникативные и регулятивные учебные действия. Карты ума можно применять на любом уроке.
Соколова А.В. утверждала что, если информация воспринята эффективно, то ее проще зафиксировать и подвергнуть анализу. С другой стороны, эффективное удержание и анализ информации улучшают способность воспринимать информацию. Подобным образом анализ, представляющий собой сложное сочетание различных задач по обработке информации, требует способности удерживать информацию (фиксировать и строить на ее основе ассоциативные связи), которая была воспринята. Качество анализа информации также очевидным образом зависит от способности воспринимать и удерживать информацию.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Свойства интеллект-карт:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом. Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.
Применение Интеллект-карт на уроках позволяет:
Научить учащихся пользоваться разными источниками информации с целью поиска необходимых знаний, установления взаимосвязей.
Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память.
Осуществлять различные способы контроля.
Использование интеллект-карт в начальной школе предполагает использование ИКТ. В настоящее время существует достаточно большое количество программного обеспечения, позволяющего учителю (в некоторых случаях и ученикам) составлять интеллект-карты быстро. Наиболее распространёнными программами являются: XMind, MindJet Mindmanager, IMindMap, Mindmeister, Mind Node, FreeMind, Adobe Ideas (iPad).
На начальном этапе составлению интеллект-карт может осуществляться с помощью цветных карандашей и бумаги.
Несомненно, использование метода интеллект-карт дает возможность учителям учитывать уровень когнитивного развития обучающихся и формировать у них познавательные УУД, такие как:
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
Таким образом, интеллект-карты позволяют эффективно работать с информацией на уроках, так как способствуют пониманию обучающимися смысла текста, формированию личной позиции.
Список литературы:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // – М.: Просвещение, 2010. – 151с.
Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. А. Бершадская // Пед. технологии : проф. журн. для технологов образования. - 2009. - N 3. - С. 17-21.
Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство. [Текст] / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. // – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – 293с.
Бьюзен Т. и Б. Супермышление [Текст] / пер. с англ. Самсонов Е.А., Драко М.В.// – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
Давыдов, В. В. Психологический словарь [Текст] / В.В.Давыдов // Педагогика. – М., 1983.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2011. – 51с.