ПРОФИЛАКТИКА МИОПИИ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА МИОПИИ У СТУДЕНТОВ

Лубенцова А.В. 1, Демьянова Л.М. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы обуславливается тем, что миопия – самая распространенная аномалия рефракции, при которой нарушаются зрительные функции, обнаруживается у каждого шестого жителя планеты. Особенно подвержены этому заболеванию студенты, так как нагрузка на глаза за время учебы в университете значительно повышается.

А.Д. Семенов, В.М. Петухов, Р.П. Шикунова (1971) определили аномалии рефракции, представленные в основном миопией слабой и средней степеней, у 34% студентов Куйбышевского медицинского института. Л.А. Деев и соавт. (1995) диагностировали миопию у 25% студентов г. Смоленска. Р. Няма (1990) отмечает 20,4% близоруких студентов Монголии. По данным Реньян Чу и Ван Юн (КНР) в 1987 году миопия определялась у 45,13% студентов г. Шанхая. Данные, полученные отечественными исследователями (Л.В. Шерстнева и соавт., 1998) - 42,5% близоруких среди студентов г. Москвы. Согласно исследованию, проведенному Апрелевым А.Е., Пашининой Р.В., Карауловой Е.С. среди студентов с 1 по 3 курс ГБОУ ВПО ОрГМА видно, что из 1621 студента, обучающихся с 1 по 3 курс 490 юношей, 1131 девушка, средний возраст которых составил 18±1 лет, было выявлено 236 студентов с миопией. Таким образом, на пациентов с данной патологией приходится 14,6% (236) от общего количества обследованных студентов. Исследуя соотношения по степеням близорукости на всех курсах количество студентов со слабой (1 курс – 49%, 2 курс – 56,7%, 3 курс – 57%), средней (35%, 31,4%, 34,8% соответственно), высокой (16%, 10,4%, 4,5%) степенью миопии примерно равны. [1] М.С. Сарыбаева, Л.Л. Карп в статье «Распространенность миопии среди студентов первого курса АО «Медицинского Университета Астана»» отражают количество студентов с миопией на первом курсе. Из 500 амбулаторных карт студентов у 140 студентов (111 девушек (79,3%) и 29 юношей (20,7%))было отмечено данное заболевание. [2] Что касается студентов с миопией, занимающихся в спецгруппах, то их количество, согласно исследованию Блажко Е. А., Кудрявского С. И., Мартыненко А. И. , составляет 12,7 % .[3]

Важна роль физической культуры в предупреждении развития миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза. Ведущее место в системе физического воспитания студентов занимают занятия, секции физической культуры. Профилактика включает комплекс оздоровительных мер медицинского, педагогического, педагогического характера : физические упражнения, рациональное питание, режим дня, в том числе и учебных нагрузок, чередование физических активности и отдыха. Основные задачи ЛФК при близорукости: улучшение кровоснабжения в тканях глаза; тренировка глазодвигательных мышц; активизация функций дыхательной и сердечно‑сосудистой систем; повышение общей работоспособности студентов; профилактика нарушений осанки; общее укрепление организма. Обязательные занятия физической культурой у студентов проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной. Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении, им полезны занятия спортивными играми. При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у студентов с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение. Студенты с близорукостью высокой степени должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Для студентов подготовительной медицинской группы необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физической культурой. Систематические занятия циклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз, значительно улучшают зрение. [4] Для студентов с близорукостью Аветисовым разработан специальный комплекс упражнений:1. Исходное положение (и.п.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3- 5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. 2. И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. 3. И.п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, и смотреть на него 3 - 5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. 4. И.п. - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. 5. И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин.6. И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1 - 2 с снять пальцы с век. Повторить 3 - 4 раза.

Таким образом, миопия - одно из самых распространенных заболеваний среди студентов как России, так и зарубежных стран. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Несмотря на это, студентам рекомендуется заниматься лечебной физкультурой с целью укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и профилактики прогрессирования близорукости.

Список литературы:

1. Апрелев Александр Евгеньевич, Пашинина Раиса Викторовна, Караулова Екатерина Сергеевна Оценка некоторых аспектов качества жизни у студентов с миопией в сочетании с сопутствующей патологией // Вестник ОГУ. 2014. №12 (173) С.11-14.

2. Сарыбаева М.С., Карп Л.Л., Распространенность миопии среди студентов первого курса АО «Медицинского университета Астана» // Научно-практический журнал "Вестник КазНМУ". 2013. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kaznmu.kz/press/ (Дата обращения: 25.12.2016).

3. Блажко Е. А., Кудрявский С. И., Мартыненко А. И. Эффективность применения оздоровительно-восстановительных программ в повышении уровня функционального состояния и физической подготовленности студентов специальных групп медицинского университета // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2 С.25.

4.Аветисов, Э.С. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С.

Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан ; М.: Физкультура и спорт, 1983. 103 с.

Просмотров работы: 830