ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ТОГУЛЬСКОМ РАЙОНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ТОГУЛЬСКОМ РАЙОНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Ральникова И.Н. 1
1ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет, г. Барнаул
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный период социально-экономического развития страны сопровождается активным ростом различных предпринимательских структур. Так, по данным федеральной службы государственной статистики за период с 2010 по 2015 гг.( за пять лет) численность малых и средних предприятий в России выросла почти на 25%. Это неплохой результат.

В нашем современном обществе происходит упрочение позиций предпринимательства, зачастую определяемое как некий социально-экономический феномен, выполняющий определенные функции, в том числе и социальные, необходимость развития которого определена в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2016, 2017гг.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из важнейших показателей степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики и организационно-экономической основой ее стратегического развития, что является одним из главных приоритетов России на данном этапе.

Наше исследование предпринимательской деятельности осуществлено в Тогульском районе Алтайского края. В качестве теоретико-концептуальной основы нами использованы достаточно известные методики: Сбалансированной системы показателей (ССП), SWOT- и PEST- анализ, а также матрица General Electric (GE) / McKinsey.

Тогульский район, как и многие другие в крае, образован в начале прошлого века – в 1924 году. Расположен район на северо-востоке Алтайского края. Площадь района составляет 2000 кв. км. Территориально Тогульский район подразделен на 6 сельских Советов, 13 населенных пунктов с численностью населения 9,6 тыс. человек [3].

Климат - резко-континентальный. На территории района преобладают серые лесные почвы, черноземы оподзоленные и выщелоченные. Преобладающая растительность - разнотравье лесостепной зоны. Основные породы деревьев - осина, береза, пихта и ель. Наличие месторождений полезных ископаемых: золото, песок, щебень.

Территориальная специфика, отдаленное местоположение от больших городов, определяет приоритетные направления развития предпринимательства в районе. В их число входят в первую очередь воспроизводство и переработка сельскохозяйственной растительной продукции, разведение животноводства и переработка мясной продукции, развитие молочного направления, в меньшей степени производство продовольственных товаров. Среди направлений несельскохозяйственной деятельности наиболее актуальными и перспективными в данное время являются предоставление разнообразных бытовых услуг населению, сельский туризм, строительство и производство строительных материалов, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, услуги в сфере здравоохранения, предоставление социальных услуг [3].

Субъекты предпринимательства в разной степени локализованы в селах района. Основные отрасли, в которых занят малый и средний бизнес на селе - сельское хозяйство, розничная торговля, бытовые услуги. Удельный вес субъектов предпринимательства [2] по видам экономической деятельности на 01.01.2016г. представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Наименование вида экономической деятельности

Малые и средние предприятия

Индивидуальные предприниматели

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

33

16

Обрабатывающие производства

11

6

Строительство

4

2

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и т.п.

28

49

Гостиницы и рестораны

5

1

Транспорт и связь

4

11

Операции с недвижимым имуществом

7

4

Предоставление коммунальных, социальных, персональных и прочих услуг

2

5

Среди обрабатывающих производств наиболее развитыми в сельских территориях являются пищевая и перерабатывающая промышленности. Субъекты малого предпринимательства специализируются на производстве отдельных продуктов питания, хлебобулочных, молочных, мясных изделий.

На сегодняшний день остается актуальной проблема недостаточной наполняемости местных бюджетов и отсутствия возможностей ряда муниципалитетов направлять достаточные финансовые средства на поддержку предпринимательской деятельности.

Росту эффективности работы малых и средних промышленных предприятий должно способствовать содействие процессам развития их кооперационных связей с крупным производственным бизнесом, совершенствования технологий сбыта продукции [1]. Для этого целесообразно ориентироваться на развитие в крае многоступенчатой системе поддержки предпринимательства:системы бизнес - инкубаторов, создание центров субконтрактации, технопарков, территориально-отраслевых кластеров и другое.

Проведенный анализ показал, что сложившиеся показатели развития малого и среднего предпринимательства не в полной мере отвечают целям и задачам, сформулированными в разработанной и принятой стратегии социально-экономического развития Тогульского района на период до 2025 года.

Указанные проблемы развития предпринимательства взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Поэтому необходим комплексный подход к их решению на региональном и муниципальном уровнях.

Достижение высоких финансовых показателей предпринимательской деятельности в регионе является первоочередной целью. Один из принципов разработки ССП предполагает, что система показателей должна охватывать разные виды и сферы деятельности, всех заинтересованных участников. Для создания и внедрения ССП предпринимательства необходимо:

1. Разработать и актуализировать стратегические карты и ССП (для этого необходимо собрать и проанализировать информацию; разработать стратегию и формализовать ее в формате стратегической карты; разработать сбалансированный набор показателей; разработать стратегические мероприятия по достижению целевых значений; интегрировать ССП с системой бюджетирования и системой мотивации).

2. Каскадировать стратегические карты и ССП на нижележащие уровни системы предпринимательства в регионе (здесь необходимо выполнить декомпозицию целей стратегической карты и отдельных показателей ССП на уровень стратегических карт органов управления и субъектов предпринимательства муниципалитета; декомпозицию целей стратегической карты и отдельных показателей ССП на уровень стратегических карт руководителей и начальников управлений; каскадирование отдельных показателей ССП руководителей управлений и комитетов до уровня руководителей отделов и отдельных сотрудников).

3. Пересмотреть ССП с учетом замечаний руководителей и сотрудников органов управления предпринимательством района.

4. Автоматизировать ССП с помощью информационной системы.

В ССП развития предпринимательской деятельности включены показатели финансовой деятельности; организации функционирования; социальной сферы; инноваций и технологий.

Тогульский район обладает природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при полном, рациональном и эффективном использовании должен обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, занятость и повышение качества жизни сельского населения.

Однако, малый и средний бизнес в России пока слабо развит, его доля в ВВП России составляет приблизительно 20 %, в то время, как в странах Западной Европы - более 50 %, а в Италии этот показатель превышает значение 80 % [5].

Целевые ориентиры, которые были запланированы государством на 2015 и 2016 годы (за эти два года количество индивидуальных предпринимателей должно вырасти на 2 миллиона, на малых предприятиях ожидалось создание 1200 тысяч рабочих мест, а в средних компаниях – прирост инвестиций на 50 %) не были достигнуты.

Объективными сдерживающими факторами развития предпринимательства в сельской местности служат недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень опыта и знаний экономических и юридических основ ведения бизнеса, транспортная удаленность от больших городов, отсутствие первоначального капитала для открытия собственного дела, трудности выхода на рынки сбыта со своей продукцией. Нивелирование данных факторов возможно за счет дифференциации на местном уровне мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, учитывающей экономико-географическую и социально-демографическую специфику сельских районов.

Литература

  1. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.altsmb.ru.

  2. Администрация Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.altairegion22.ru.

  3. Администрация Тогульского района Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http://togul.org.

  4. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Алтайского края на период до 2025 го http://admin-suet.ru/hfguj/one-6917.html

5. Портал Государственных программ Министерства экономического развития Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа URL://programs.gov.ru/Portal//

Просмотров работы: 486