ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В 4 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОПИСАНИЯ НЕ С ГЛАГОЛАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В 4 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОПИСАНИЯ НЕ С ГЛАГОЛАМИ

Утигенова А.Э. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время важной задачей школьного образования является развитие у учащихся умений самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, осуществлять контроль и оценку, как своих результатов учебной деятельности, так и результатов своих одноклассников, другими словами – формирование умения учиться. Обучающийся выступает в роли «архитектора и строителя» образовательного процесса.

В основе формирования универсальных учебных действий находится «умение учиться», которое предполагает полное освоение таких компонентов как: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции. «Умение учится», также является значительным фактором повышения освоения учениками предметных умений, знаний и формирования компетенций.

Рассмотрим, что представляют собой познавательные УУД. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.[1]

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

После того ,как стало ясно, что такое познавательные УУД ,внесем ясность о письменном отображении языка, т.е правописании. Правописание — раздел языкознания, отвечающий за правильность передачи слов на письме.

В 4 классе правописание является важной частью изучения русского языка. И на изучение правописания отводится много часов.

Рассматривание процесса формирования познавательных УУД в данной статье будет проводиться на примере технологической карты.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.[6]

Рассмотрим формирование познавательных универсальных действий при изучении правописания, а именно при изучении темы «Правописание не с глаголами» по учебнику Издательского центра “Вентана-Граф”, авторы: Иванов С.В., Кузнецова М.И. из УМК «Школа 21 века».[4];[5]

В данной технологической карте будут формироваться такие познавательные УУД как :

логические: анализ объектов с целью выделения признаков, умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, формулирование проблемы,решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

моделирование

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить анализ работы.

А теперь, на примере технологической карты урока, подробнее рассмотрим с помощью каких упражнений формируются познавательные УУД.

Тема

«Правописание не с глаголами».

Цель

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Основное содержание темы

формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами;

познакомить с глаголами-исключениями;

способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;

формировать орфографическую зоркость

прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

Учиться писать не с глаголами, запомнить глаголы, которые без не не употребляются.

Термины и понятия

Частица, предлоги и приставки, существительное, прилагательное, глагол.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

45 мин

Планируемый результат

Личностные умения

осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

Метапредметные умения

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Предметные умения

изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом;

уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

выработать стойкие навыки написания не с глаголом; повторить правописание приставок в глаголах.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Использование поговорок.

Информационный материал

Учебник С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.1,

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Оборудование: проектор, экран, компьютер

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная -

• групповая -

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм.

Доброе утро, ребята!

. Душу и сердце в работу вложи,Каждой секундой в труде дорожи. Слайд(1)

-А ваш труд это учёба.

Итак, начинаем урок русского языка. Трудимся так, чтобы всем было интересно.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

II. Разминка для глаз.

Палец к носу и от носа.

Моргание 10 раз.

Свободно смотрим.

Круг в одну сторону.

Круг в другую сторону. Слайд 2

-На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

Бб Бб

Бьет, бежит, большой, разбудил

Учитель просит назвать слово, которое можно считать лишним (большой)

-Ребята,а что мы знаем о гаголе ? Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. (слайд 4 )

  1. Глагол – это ………..часть речи

  2. Глагол обозначает ……….

  3. Глагол отвечает на вопросы …..

  4. У глагола есть три времени …….

  5. Глагол бывает ……………

  6. Глагол изменяется по ……..

  7. Глаголы не употребляются с …….

  8. В предложении чаще всего бывает ….. и образует с подлежащим …

Самопроверка. Выставление отметки по критериям. (слайд 5 )

Что значат глаголы для нашей речи?

Сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Разминка для рук.

Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила, которые надо было вспомнить, чтобы правильно их написать.. Учащиеся поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы. Дети дают определение, какие слова называют глаголами и вспоминают, что они уже знают об этой части речи.

-О глаголе

Глагол.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

3.Постановка учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.

Прочитайте загадки и отгадайте их. (Обращается к презентации. Слайд №6)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Из какого ковша не пьют, не едят,А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)

Всех я вовремя бужу,Хоть часов не завожу. (Петух)

Был ребёнок – Не знал пелёнок,Стал стариком – Сто пелёнок на нём. (Капуста)

Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)

Найдите глаголы. Что стоит перед глаголами?

Учитель: Будет ли не предлогом? Почему?

Какие служебные части речи вы знаете?

А вот что это за часть речи мы тоже сегодня узнаем

-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд7 )

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить.

-Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника из рубрики “Давай подумаем”...(Стр80)

-Какой вывод мы можем сделать после прочтения ?

Прочитайте поговорки. (Обращается к презентации. Слайд №8)

Потчевать велено, а (не)волить грех.Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.Плохо можется, коли (не)здоровиться.

- Напишите, выделенные глаголы, у себя в тетрадях раскрывая скобки карандашом

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Отгадывают загадки

(Замок)

(Созвездие Большая Медведица)

Петух)

Капуста)

(Воробей)

Не

нет .Перед глаголами никогда не стоят предлоги.

Предлоги, частицы, союзы.

-мы не знаем как пишется не с глаголами

1.Правописание не с глаголами Научиться правильно писать не с глаголами.

2.Узнать, к какой части речи относится это маленькое слово.

Учащиеся читают текст учебника и выясняют, кто же правильно предположил,а кто допустил ошибку в предположении

Частица не пишется раздельно с гаголом

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

IV. Выявление места затруднения

Спрашиваем у тех ребят, которые написали неправильно.

В чём ваше затруднение?

Где мы можем найти и прочитать правило?

Построение проекта выхода из затруднения

Прочитайте тему нашего урока. (На доске)

Исходя из темы, какова цель урока? (Обращается к презентации. Слайд №г6)

- Чтобы достичь цели нам надо составить план действий.

1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 81

2. Вывести алгоритм действий. (Обращается к презентации. Слайд №9)

Прочитайте правило в учебнике. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно.

Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно.

- Существует ли в русском языке слова волить, навидеть, здоровиться?

-Как надо поступить в данном случае?

Выясним значение слов

Мы не знаем правило.

В учебнике

Дети: Научиться писать частицу не с глаголами.

Алгоритм:

1)Нахожу глагол с частицей не

2)Определяю употребляется ли глагол без частицы или нет

3)если употребляется,то пишу раздельно

4) если не употребляется ,то пишу слитно

Да.

Нет.

Нет

В словаре Ожегова значения этих слов объясняются так:

ненавидеть – испытывать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь;

негодовать – значит возмущаться, быть недовольным.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

5.Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия.

А сейчас потренируемся.

Но еще раз повторим алгоритм написания не с глаголом

Записать в два столбика, раскрывая скобки. (не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здороваться, ( не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать

(Обращается к презентации. Слайд №12)

-Выполнить упражнение 1 стр. 81. Работа в парах. Первый столбик объясняет 1 вариант, второй столбик 2.

Прочитай. Запиши, раскрой скобки.

Слайд 13

Оправдался

– Что ты в школе

И девчонок

Натворил?

(Не) дразнил

– Я (не) дрался,

И чернила

(Не) сорил,

(Не) разлил,

И (не) бегал,

(Не) валялся

И (не) прыгал,

На п…лу,

И ногами я

Я стоял себе

(Не) дрыгал,

В углу. (В. Орлов)

Работаем по алгоритму.

Читаем слово.

Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого нет, то пишем слитно.

.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа слайд 14

Выполнить упражнение 2 на стр. 81 учебника. Выписать глаголы с частицей не.

Раскрыть скобки. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку.

(Обратиться к презентации. Слайд №14) ненавижу, не спорю, не злюсь, не тороплюсь, не спорю, не сержусь, не заснуть.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок!

Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель перед собой ставили?

-Удалось ли достичь поставленной цели?

- Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов, пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке?

-В чём были трудности?

Оцените свою работу на уроке.

Давайте поделимся мыслями об уроке?

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим.

  1. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу работать по эталону.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение.

Домашнее задание –упражнение 4 на стр 83

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами

Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

Список использованной литературы:

1.Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.

2.Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с

3. Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.1, Издательство: ВЕНТАНА-ГРАФ

4. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа XXI века"/Романова Марина Васильевна. [Электронный ресурс].URL: http://festival.1september.ru/articles/620261/ (дата обращения)15.12.2016 5. Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание НЕ с глаголами"/Черных Ольга Николаевна. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/528431 (дата обращения) 08.12.16 6. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся/ Волявко Наталья Николаевна. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/630119 (дата обращения) 8.12.2016
Просмотров работы: 1356