СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СЕГМЕНТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СЕГМЕНТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Михайленко А.Е. 1
1Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ (683000, г. Петропавловск-Камчатский. Россия, ул. Вилюйская, 25 )
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сельское хозяйство, являясь самостоятельной и одной из важнейших отраслей экономики, направлена на обеспечение населения продовольствием и получение сырья для ряда отраслей промышленности. [https://ru.m.Wikipedia.org]. От состояния отрасли зависит продовольственная безопасность государства. В настоящее время в мировом сельском хозяйстве занято около 1 млрд. экономически активного населения. С проблемами сельского хозяйства прямо или косвенно связаны такие науки, как агрономия, животноводство, мелиорация, растениеводство, лесоводство и др.

Возникновение сельского хозяйства связано с так называемой «неолитической революцией» в средствах производства, начавшейся около 12 тысяч лет назад и приведшей к возникновению производящего и последующего хозяйства, последующему к развитию цивилизации.

В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют такие макроэкономические показатели, как доля занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения и удельный вес сельского хозяйства в структуре валового внутреннего продукта, которые достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины экономически активного населения. Следует обратить внимание на то, что данная отрасль экономики в некоторых странах идет по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации.

В сельском хозяйстве, как и в других секторах, действуют основные закономерности экономического развития. При этом многие законы рыночной экономики проявляются в аграрной экономике в более чистом виде, чем в других отраслях, поскольку сельское хозяйство представлено многочисленным и сравнительно небольшим фермерскими хозяйствами, действующими относительно автономно друг от друга. Отличительной особенностью отрасли является то, что сельское хозяйство в развитых странах представляет собой классический пример совершенно конкурентной отрасли, поскольку сельхозпроизводство ведется большим количеством продавцов, каждый из которых не обладает достаточным объемом предложения для влияния на цены, продукт практически не диверсифицируем, а кроме того, практически отсутствуют барьеры входа и выхода с рынка. Вторая особенность - сильная зависимость сельхозпроизводства от природных и климатических условий. Засухи, наводнения, вредители, болезни животных и растений делают аграрный сектор сферой относительно рискованного вложения капитала. Ещё одна особенность - вследствие слабой дифференцируемости продукции продавцы имеют мало возможностей для повышения цен. Паритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства из года в год во всем мире изменяется не в пользу аграрного сектора. Таким образом, по мере развития экономики научно-технического прогресса сельское хозяйство оказывается «зажатым» между двумя тенденциями. С одной стороны, с ростом предложения суммарная выручка сектора стремиться к уменьшению. С другой стороны, цены на приобретаемые товары обгоняют цены на фермерскую продукцию. Результирующим трендом становиться относительное падение фермерских доходов. В долгосрочной перспективе фермерские доходы всегда отстают от доходов в нефермерских секторах экономики. Так как сельское хозяйство высоко конкурентная отрасль, казалось бы, что в силу законов рынка параллельно с падением доходов должен происходить отток фермеров из этой отрасли в более прибыльные сферы деятельности. Однако на практике этого не происходит, и мобильность ресурсов в сельском хозяйстве приводит к усугублению долгосрочной фермерской проблемы. Особенность сельского жителя и сельского работника, выражается в его особой привязанности к устоям жизни и труда и обуславливает особый общественный консерватизм этой части населения.

Ещё одно отличие аграрного сектора от других секторов экономики заключается в том, что наиболее распространенной формой сельскохозяйственного предприятия является крестьянское хозяйство, семейная ферма. Для этого предприятия целью функционирования является благосостояние семьи, которое не исчерпывается доходом от аграрного производства. Поэтому исходное положение теории фирмы о том, что предприниматель всегда стремиться к максимизации своей прибыли, для аграрного сектора в чистом виде неприменимо.

В дополнение к вышеназванным особенностям аграрной экономики следует отметить, что этот сектор характеризуется ещё и особым отношением общества к нему. Протекционизм как экономическая политика защиты отечественного производителя присущ, безусловно, не только сельскому хозяйству. Однако именно в продовольственной сфере он наиболее распространен и силен. Наряду с общими аргументами в пользу протекционизма (противодействие демпингу, защите отрасли, безработицы) в аграрной сфере используют и специфические доводы. Прежде всего, это стремление к продовольственной безопасности нации, которая понимается часто как автаркия, и стремление сохранить традиционный вид сельской местности, так называемый сельский ландшафт. [4]

Традиционный сельский ландшафт с его национальными особенностями является национальным культурным достоянием каждой территории (региона, страны). В связи с сокращением численности населения нашей страны возникает угроза его утраты. Поэтому элементы протекционизма в аграрном секторе неизбежны, так как именно органы государственной власти несут ответственность за продовольственную безопасность и качество жизни населения.

В 2010 году, в целях реализации основных направлений такой государственной политики, принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая опирается на положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов реализация Доктрины возможна при выполнении следующих условий:

- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов ,необходимых для активного и здорового образа жизни;

- обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Сельское хозяйство – важнейшая состаляющая экономики России. Здесь сконцентрировано около 13% основных производственных фондов, до 14% трудовых ресурсов, производится около 6 % ВВП [7]. Несмотря на проблемы, связанные с плановым ведением народного хозяйства, Россия накануне реформы входила в число крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной продукции. Её аграрно-промышленный комплекс (долее - АКП) был относительно развитым и играл большую роль в экономике.

Не смотря на тот факт, что большая часть территории России лежит в зоне рискованного земледелия, вплоть до реформы, начатой в 1988 г., сельское хозяйство РСФСР развивалось с высоким и стабильным темпом. [5]

Об этом говорят объективные показатели, не зависящие от идеологических оценок. Население России по отношению к мировому сообществу не достигало и 3%, но сельскохозяйственный сектор России производил 5,7% мирового объема мяса и зерна, 10,3 % молока и 7,6 % яиц.

Реформы изменили общественный строй России в части сельского хозяйства. Начавшиеся реформы в переход к рыночной экономике обусловил необходимость полного пересмотра методов, форм и принципов государственного регулирования и вмешательства в данный сектор экономики, а так же условий для развития предпринимательской деятельности, направленные на улучшение обеспечения населения продовольствием и рост благосостояния.

Характерным является то, что переход от исключительно государственно-кооперативной собственности на землю, существовавшей до 1991 г., к новым многообразным формам был проведен путем жестких законодательных указаний. Приоритет в развитии аграрного комплекса был беспрекословно отдан мелкотоварному производству, а крупные хозяйства, которые производили большую часть товарной продукции оказались «вне закона».

Земельные преобразования осуществлялись в условиях постоянно меняющегося и противоречивого законодательства. Несколько раз менялось содержание реформ, предполагалось множество вполне реальных и высокоэффективных мер не только в сфере сельскохозяйственного производства, но и в соседних, которые обслуживали либо зависели от аграрного сектора. Такое положение в отрасли не могло не отразиться на показателях урожайности сельскохозяйственных культур, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели урожайности сельскохозяйственных культур России (РСФСР), ц/га ,

 

1990

2000

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Яровые зерновые и зернобобовые культуры

20,5

20,1

19,4

19,3

14,6

19,3

16,3

18,5

19,7

19,9

Из представленных данных в таблице 1, можно сделать вывод, что самыми низкими показателями являются данные 2010 года (в этот период нашли свое отражение проявления экономического кризиса 2008 г.), но изменения в государственной политике, способствовали росту показателей в 2015 г. по отношению к 2010 г. на 136,3%. Но при этом по отношению к 1990 г. показатели 2015 г. отстают на 2,9 процентных пункта.

Самыми явными признаками дестабилизации аграрного сектора, связаные главным образом со следующими факторами:

- либерализация цен, что обусловило обострение диспаритета межотраслевых экономических отношений и изъятие огромных средств из сельского хозяйства;

-приватизацией перерабатывающих и сервисных предприятий и организаций вместо создания условий для развития кооперации и агропромышленной интеграции;

-ориентацией на мелкое производство, что не привело к формированию более эффективных организационных структур;

-унификацией кредитной политики, не учитывающей специфики сельского хозяйства, цикличности производства продукции, замедления оборота капитала;

- форсированным переходом на рыночные отношения без минимально необходимой инфраструктуры, что привело к вытеснению основной части сельских товаропроизводителей с рынка, передаче функций распределения продукции посредникам, усилению монопольного положения на рынке перерабатывающих и торговых организаций;

Для выхода из кризиса правительством в последние годы разработан ряд мер, в рамках национального проекта «Развитие АПК». Ведущими направлениями этого проекта являются ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. По мере внедрения в экономику России капиталистических тенденций все большая роль стала принадлежать частным формам сельскохозяйственного производства (45%). В этом направлении также необходима поддержка государства. В последние годы обозначился ряд проблем и в глобализирующейся системе мирового хозяйства. Это проблема неравномерного перераспределения продуктов сельскохозяйственного сектора, намечающие проблемы с водяными ресурсами, имеющими первостепенное значение в сельском хозяйстве. В целом же в развитых странах сельское хозяйство развивается довольно успешно, выводя эти страны в ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции внедряются новые технологии в области биохимии и генетики.

Сельское хозяйство будет вынуждено приспосабливаться к рыночным условиям все более глобализируемого мирового хозяйства, поскольку жесткая финансовая политика не позволяет поддерживать необходимые рыночные меры. В фермерских хозяйствах сохраниться тенденция к экономическому росту. Прежде всего, придется сокращать издержки производства путем эффективного использования сельскохозяйственной техники.

Объективные трудности реформирования, сложившаяся макроэкономическая ситуация и субъективные ошибки в проведении реформ привели к существенному спаду производства и потребления продуктов питания. Объем производства сельхозпродукции в России уменьшился за минувшие годы почти вдвое (рисунок 1). Предполагаемые результаты реформ не были достигнуты в основном в связи с тем, что они были направлены главным образом на правовую реорганизацию предприятий, а не на институциональные преобразования рынка и организацию его инфраструктуры, также не была создана система регулирования рынка.

Рисунок 1 . Индекс объема продукции сельского хозяйства в России , % [5]

Современные институциональные преобразования должны быть направлены на совершенствование форм хозяйствования, создание оптимальных рыночных производственных структур, наиболее конкурентоспособных в условиях рынка и обеспечивающих максимальную реализацию возможностей участников в их хозяйственной деятельности.

Важнейшими принципами государственного регулирования, приобретающими особое значение в условиях кризисной переходной экономики, являются:

- материальная поддержка сельхозтоваропроизводителей;

- аграрный протекционизм;

- сочетание экономических и социальных целей;

- вынос питательных веществ из почвы значительно превосходил их внесение с удобрениями;

- приход в упадок мелиоративных систем;

- разрастание площади закисленных почв;

- техническая деградация аграрного сектора.

В России меры государственной поддержки сельского предпринимательства не ограничиваются лишь бюджетными дотациями и компенсациями. Важнейшую роль играет оказание стартовой помощи сельским предпринимателям, включая гарантии вновь созданным хозяйствам, а также поддержка формирования производственной инфраструктуры, содействие становлению и развитию реформированных сельскохозяйственных предприятий.

Изменившийся политический курс способствовал развитию такого направления в экономке, как импортозамещающее производство в сельском хозяйстве. Основной целью импортозамещения является развитие внутри страны не только основного производства, но и семеноводческой индустрии, как в отношении зерновых культур, так и по овощным и техническим культурам.

Для Дальнего Востока России и Камчатского края агропромышленный комплекс является неотъемлемым структурным звеном рыночной экономики. При всей его огромной важности для развития экономики он имеет не только экономическое, но и общественное значение, так как производством сельскохозяйственной продукции в крае занимается 40 сельскохозяйственный организаций различных форм хозяйствования, 407 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 60 тысяч личных подсобных хозяйств. Переработку сельскохозяйственной продукции осуществляет 9 молоко и мясоперерабатывающих предприятий и цехов - сельскохозяйственных организаций.

Общая структура сельскохозяйственного производства включает молочную, мясную, птицеводческую, картофелеводческую и овощеводческую отрасли, которые соответственно формируют пять основных продовольственных рынков.

Отличительными особенностями функционирования агропромышленного производства Камчатского края, влияющего на развитие условий повышения уровня предпринимательства, являются:

- значительная отдаленность Камчатского края от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (минеральных удобрений, сельскохозяйственной техники, сырья и оборудования для пищевой промышленности, запчастей к технике и оборудованию и т.д.

- наличие сложных климатических природных факторов, усложняющих развитие и размещение производительных сил агропромышленного комплекса;

- слабая освоённость территорий сочетается с низким плодородием почв.

Кроме того, фактором сдерживающим появление новых участников в агропромышленном комплексе, является недостаточная развитость инфраструктуры сбыта сельхозпродукции местными производителями.

Развитие сельскохозяйственного производства в регионе кроме функции импортозамещения предусматривает:

- повышение уровня обеспеченности населения продуктами питания местного производства, доступными по цене и безопасными по качеству;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции местного производства на внутреннем рынке;

- проведение технической и технологической модернизации производства, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в сельское хозяйство.

Для реализации данных направлений необходимо модернизировать сельскохозяйственное производство; развивать животноводство и повышать уровень его рентабельности; развивать растениеводство и мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения; развивать пищевую и перерабатывающую промышленность.

Мерами и механизмами, обеспечивающими развитие сельского хозяйства Камчатского края, являются:

- разработка основных направлений аграрной политики Камчатского края по вопросам землеустройства, повышения плодородия почв и т.д.

- разработка и реализация региональных программ развития отраслей сельскохозяйственного производства.

- разработка предложений по совершенствованию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

- анализ текущего состояния дел в растениеводстве Камчатского края , рассмотрение процессов в динамике, изучение причин фактически складывающихся производственных ситуаций .

Решение задачи модернизации сельскохозяйственного производства будет осуществляться с использованием механизма государственной поддержки кредитования технической и технологической модернизации производства. Государственная поддержка предусмотрена в виде предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями Камчатского края в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в соответствии с порядком, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края.

Определена ванная задача по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства, животноводства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности.

Запланировано создание экономических условий для внедрения современного технологического оборудования при модернизации животноводческих ферм, наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства, развития селекционно-генетических центров. По итогам 2014 года наблюдается рост показателей сельскохозяйственного производства в Камчатском крае таблица (2).

Таблица 2 – Основные показатели развития сельского хозяйства Камчатского края в период 2012-2015 г.г.

Показатели

2012

2013

2014

2015

Изменения, %

2015/

2012

2015/

2014

Продукция сельского хозяйства

5587,0

6100,8

7661,0

8105,50

145,1

105,8

Индекс производства продукции растениеводства

110,6

113,4

116,1

115,0

104,0

99,0

Индекс производства продукции животноводства

99,1

101,3

105,4

104,9

105,8

99,5

Индекс производства продукции сельского хозяйства

96,9

104,5

111,0

110,1

113,6

100,1

Источник: составлено по [5].

На основании данных таблицы 2 нами сделан вывод, что действие экономических условий еще не набрало достаточно высокого уровня. В 2015 г. производсьв продукции сельскохозяйственного производства в номинальных ценах демонстрирует рост по отношению к 2012 г. на 145,1%, а по отношению к 2014 г. на 105,8%. При этом показатели индекса физического объема производства продукции растениеводства и животноводства в 2015г. по отношению к 2014 г. демонстрируют снижение на 1,0-1,5 процентных пункта.

При этом общая тенденция на рынках свидетельствует о незначительном, но увеличении производства. Следовательно меры государственного регулирования, направленные на развитие Российского сельского хозяйства найдут свое отражение в показателях спроса на продукцию отечественного производства.

Список источников:

1. Поддержка сельского хозяйства государством [Электронный ресурс] : Режим доступа:old.tpp-inform.ru (дата обращения 01.12.16)

2. Беспахотный Г. Новые механизма приоритетного развития с/х . 2008, № 7.С.90-96 (дата обращения 29.11.16 )

3. Ворожейкина,Т. Процессовый подход развития инфраструктуры продовольственного рынка. 2008.№8.С. 53-55(дата обращения 27.11.16)

4. Горбунов, Г. Продовольственная безопасность: национальный и международный аспекты .2008, № 9.С.120-131(дата обращения 04.12.16 )

5. Показатели сельскохозяйственного производства Камчатского края [Электронный ресурс] : Режим доступа : knoema.com(дата обращения 25.11.16 )

6. Доктрина Продовольственной безопасности [Электронный ресурс ] : Режим доступа : znanium.com (дата обращения 05.12.16)

7. О состоянии сельскохозяйственной отрасли [Электронный ресурс ] : Режим доступа : www.geolike.ru (дата обращения 05.12.2016 г.)

Reference:

1. State support of agriculture [electronic resource]: access mode: old.tpp-inform.ru (accessed 12.01.16)

2. no-till, new mechanism of priority development with / x. 2008, № 7.S.90-96 (accessed 11.29.16)

3. Vorozheykina T. Protsessovy approach for infrastructure development of the food market. 2008.№8.S. 53-55 (reference date 27/11/16)

4. Gorbunov G. Food security: national and international aspects of .2008, 9.S.120-131 number (accessed 12.04.16)

5. Indicators of agricultural production Kamchatka Krai [electronic resource]: access mode: knoema.com (accessed 25.11.16)

6. Food security doctrine [electronic resource]: access mode: znanium.com (accessed 12.05.16)

7. On the state of the agricultural sector [electronic resource]: access mode: www.geolike.ru (accessed 12.05.2016)

Просмотров работы: 670