ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ НА СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ НА СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ.

Егорченкова Е.С. 1
1ФГБОУВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью нашего исследования является изучение особенностей суицидального поведения, а также исследование влияния уровня тревожности и депрессии у подростков на склонность к суицидальному поведению.

Для реализации цели мы выдвинули следующие задачи:

1. Раскрыть понятие суицида.

2. Изучить особенности суицидального поведения.

3. Исследовать влияние уровня тревожности и наличия депрессии подростков на склонность к самоубийству.

4. Подвести итоги.

Объектом нашего исследования выступает суицидальное поведение.

Предметом исследования выступают возрастные особенности суицидального поведения.

В настоящее время ученые стали разделять понятия суицид и суицидальная попытка. Как правило их делят на две группы: фатальное, т.е. завершенное самоубийство и не фатальное, т.е. попытка лишения себя жизни. Таким образом мы можем выявить следующие понятия:

Самоубийство или суицид – это сознательное решение человека, связанное с действиями, которые ведут за собой отказ от жизни и ее прекращение без участия других людей. Ключевым моментом в этом определении является сам факт осознанности предпринятых человеком действий. Является одной из крайних форм девиантного поведения.

Под суицидальными попытками понимают действия, при которых человек как правило знает о безопасности своих суицидальных намерений, но несмотря на это риск летального исхода все равно остается большим. К ним относят демонстративно – установочные действия.

Депрессивность и повышенная тревожность одни из многочисленных причин появления желания у подростка уйти из жизни с помощью самоубийства. Чтобы понять и изучить как влияют эти черты личности на склонность к суициду нами было проведено экспериментальное исследование на базе школы №14 в г. Александров Владимирской области среди учащихся 10 - 11 классов. В исследовании приняло участие 34 человека.

Для данного экспериментального исследования были использованы следующие методики:

  • Выявление суицидального риска у детей ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
  • Оценка уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера);

  • Шкала депрессии (Зунга).

Проведение всех тестов осуществлялось под руководством школьного психолога и в присутствии классных руководителей. В результате заполнения теста по методике А.А. Кучера и В.П. Костюкевича на выявление суицидального риска были получены следующие данные.

Было выявлено, что у 31 (92%) учащихся риск суицида минимален или его нет совсем. Но у 2 (6%) человек риск суицида средней степени, и у 1(2%) учащегося риск суицида значительный, т.е. довольно высокий. Они находятся в так называемой группе риска. Это предполагает, что им необходимость обратиться к психологу или врачу-психотерапевту за квалифицированной помощью в целях профилактики суицида.

Таким образом, статистика показывает, что большинство учащихся не склонны к суицидальному поведению.

Далее был проведен тест Ч.Д. Спилберга «оценка уровня реактивной и личной тревожности». Тестирование показало, что низкий уровень отмечается у 3 (8 %) человек, умеренный – у 16 (44%) человек, а высокий – у 15 (48 %) учащихся.

Отсюда следует, что лишь у незначительной части подростков уровень тревожности незначителен. Большинство учащихся 10-11 классов имеет повышенный уровень тревожности. Как правило это связанно с переживанием за ближайшее будущее. У выпускников появляется тревога, связанная с поступлением в университеты, скорым расставанием с родителями и необходимостью привыкать к новому окружению. Для учеников с высокими показателями тревожности необходимо формировать положительные формулировки цели и конкретное планирование по задачам, а также мы рекомендуем обратить внимание на формирование чувства уверенности в собственном успехе.

Затем мы провели тестирование по методике Зунга, которая называется «Шкала депрессии». Она направлена на определение уровня депрессии среди учащихся старших классов. Нами были получены следующие результаты.

Анализ результатов показал, что у 3 (7%) подростков наблюдается повышенный уровень депрессии, для 11 (37%) человек характерна легкая депрессия, у 15 (44%) человек она минимальна и у 5 (12%) учащихся депрессия вовсе отсутствует.

Следовательно, мы можем наблюдать, что почти половина участников исследования (44%) находятся в депрессии различного уровня, у такого же количества учеников (44%) есть вероятность появления депрессии и лишь у минимального числа человек депрессия отсутствует. Таким образом, можно судить, о том, что в возрасте 16-18 лет подростки наиболее подвержены депрессии. Мы советуем проводить профилактические встречи с психологами или коучами для того чтобы они не попали в группу риска и не пришли к суицидальным действиям.

Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблем связанных с увеличением уровня тревожности и депрессии. Социальным педагогам и психологам школ стоит активнее выявлять детей из неблагополучных семей для проведения профилактической работы, как с детьми, так и с родителями, а не ждать пока они обратятся за помощью. Так же проблема появления группы риска суицидентов требует пристального внимания со стороны управленческих структур и общественности. Никто не должен оставаться равнодушным к этой проблеме, ведь дети - это наше будущее.

Список литературы:

  1. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения - Москва, 1980.

  2. Данилова М.В., Сучкова М.А. Особенности суицидального риска у подростков: анализ гендерных проявлений // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 875-877.

  3. Портнова А.А.-М., Актуальные проблемы суицидологи/ под ред. 1978

Просмотров работы: 776