ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Зеленцова Н.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организации и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р.Битянова, М.Л.Шипицына, Е.И.Казакова, И.В.Дубровина, Э.М.Александровская, Н.И.Кокуркина, Н.В.Куренкова, Е.В.Зволейко и др.. При этом сопровождение в практике образования рассматривается с трех позиций: как процесс, как метод и как система профессиональной деятельности специалистов.

Несмотря на большое количество публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения в практике образования, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе.

Противоречие между ростом числа дезадаптированных первоклассников, с одной стороны, и недостаточной эффективностью профилактики школьной дезадаптации, с другой, определило проблему нашего исследования:каковы эффективные направления, формы и методы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе?

Разная степень психологической готовности ребенка к обучению в школе, обусловленная различным уровнем его психического развития, не позволяет всем учащимся успешно адаптироваться и овладевать школьной программой.

По результатам диагностического обследования психологической готовности первоклассников к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе в экспериментальной группе, мы выявили следующие проблемы:

  1. Доминирование игрового мотива в аффективно-потребностной сфере – 12 (48%) чел.

  2. Не сформированность внутренней позиции школьника – 11 (44%) чел.

  3. Низкий уровень развития произвольности психических процессов, поведения - 10 (40%) чел.

  4. Низкий уровень развития интеллектуальной сферы - 9 (36%) чел.

  5. Страхи в сфере общения и деятельности школьника - 6 (24%) чел.

  6. Низкий уровень развития речевой сферы – 12 (48%) чел.

Исходя из результатов диагностики психологической готовности первоклассников к школе, опираясь на программу психолого-педагогического сопровождения первичной адаптации младшего школьника (автор М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л.Васильева [1]) и включая занятия с элементами психогимнастики (автор Р.В.Овчарова [2]), мы разработали программу психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников на начальном этапе обучения в школе.

Цель программы: создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в ситуациях школьного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе (сплоченность класса, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.):

  1. Формирование социальных и этических норм;

  2. Формирование навыков межличностного общения со сверстниками и педагогами;

  3. Коррекция страхов в сфере общения и деятельности школьника.

  1. Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, усвоению знаний, познавательному развитию:

  1. Формирование внутренней позиции школьника;

  2. Развитие произвольности психических процессов, поведения;

  3. Развитие интеллектуальной сферы.

  1. Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

Сроки реализации программы: 6 месяцев.

Планируемый результат: адаптация первоклассников к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе.

Виды профессиональной деятельности педагога-психолога: развивающая; психокоррекционная; просвещение и консультирование родителей; просвещение и консультирование педагогов, администрации.

Формы работы: с учащимися (индивидуальная, групповая); с педагогами (индивидуальная, групповая); с родителями (индивидуальная, коллективная).

Методы работы: упражнения, разминочные психотехники, игра, элементы психогимнастики, тематическое рисование, беседа, наглядные (выставки психолого-педагогической литературы, информационные стенды и др.), лекции, консультации и методические семинары, круглые столы и др.

Литература:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – с. 68-120. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.

  2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – с.51-70.

Просмотров работы: 389