Несмотря на большое количество публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения в практике образования, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе.
Противоречие между ростом числа дезадаптированных первоклассников, с одной стороны, и недостаточной эффективностью профилактики школьной дезадаптации, с другой, определило проблему нашего исследования:каковы эффективные направления, формы и методы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе?
Разная степень психологической готовности ребенка к обучению в школе, обусловленная различным уровнем его психического развития, не позволяет всем учащимся успешно адаптироваться и овладевать школьной программой.
По результатам диагностического обследования психологической готовности первоклассников к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе в экспериментальной группе, мы выявили следующие проблемы:
Доминирование игрового мотива в аффективно-потребностной сфере – 12 (48%) чел.
Не сформированность внутренней позиции школьника – 11 (44%) чел.
Низкий уровень развития произвольности психических процессов, поведения - 10 (40%) чел.
Низкий уровень развития интеллектуальной сферы - 9 (36%) чел.
Страхи в сфере общения и деятельности школьника - 6 (24%) чел.
Низкий уровень развития речевой сферы – 12 (48%) чел.
Исходя из результатов диагностики психологической готовности первоклассников к школе, опираясь на программу психолого-педагогического сопровождения первичной адаптации младшего школьника (автор М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л.Васильева [1]) и включая занятия с элементами психогимнастики (автор Р.В.Овчарова [2]), мы разработали программу психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников на начальном этапе обучения в школе.
Цель программы: создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в ситуациях школьного взаимодействия.
Задачи:
Создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе (сплоченность класса, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.):
Формирование социальных и этических норм;
Формирование навыков межличностного общения со сверстниками и педагогами;
Коррекция страхов в сфере общения и деятельности школьника.
Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, усвоению знаний, познавательному развитию:
Формирование внутренней позиции школьника;
Развитие произвольности психических процессов, поведения;
Развитие интеллектуальной сферы.
Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.
Сроки реализации программы: 6 месяцев.
Планируемый результат: адаптация первоклассников к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе.
Виды профессиональной деятельности педагога-психолога: развивающая; психокоррекционная; просвещение и консультирование родителей; просвещение и консультирование педагогов, администрации.
Формы работы: с учащимися (индивидуальная, групповая); с педагогами (индивидуальная, групповая); с родителями (индивидуальная, коллективная).
Методы работы: упражнения, разминочные психотехники, игра, элементы психогимнастики, тематическое рисование, беседа, наглядные (выставки психолого-педагогической литературы, информационные стенды и др.), лекции, консультации и методические семинары, круглые столы и др.
Литература:
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – с. 68-120. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – с.51-70.